Как с помощью бюджета доходов и расходов (БДР) управлять бизнесом

Что такое БДРБюджетирование — универсальный и многоплановый инструмент управления бизнесом. Комплекс приемов и процедур, реализуемых в рамках бюджетирования, не только помогает оптимизировать движение ресурсов компании, финансовых и прочих, но и позволяет оценить экономическую эффективность будущей деятельности фирмы еще на этапе планирования.

Главную роль при этом играет формирование Бюджета доходов и расходов (далее, — БДР). Основное назначение БДР — прогнозирование финансового результата работы предприятия за бюджетный период.

Формирование БДР

БДР — главная, итоговая часть формирования финансового бюджета предприятия. БДР фактически является верхушкой айсберга, в основе которого — показатели всего комплекса операционных и функциональных бюджетов по направлениям.

Предполагается, что составлению БДР должно предшествовать формирование бюджета продаж, бюджета производства, бюджета затрат на производство, бюджета управленческих, коммерческих и общепроизводственных расходов и некоторых других.

Наиболее интересен из них бюджет затрат на производство, который реально представляет собой бюджет себестоимости. Его формирование предполагает обязательный расчет планируемых изменений остатков на складах, движение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов.

Обобщив все аспекты бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия, БДР подводит символическую черту под спланированной и организованной согласно плану деятельностью.

Итог формирования БДР — расчет плановой чистой прибыли компании на конец бюджетного периода.

Состав БДР

БДР — это прогнозный отчет, состоящий, согласно экономической логике расчета прибыли, из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть БДР

Состав БДРДоходная часть формируется из:

  • выручки от продаж, равной стоимости продукции как результата основной (операционной) деятельности, отгрузка которой запланирована в бюджетном периоде; фактически это итог бюджета продаж основной продукции
  • выручка от прочей реализации — итог бюджета продаж прочей продукции, товаров
  • внереализационные доходы — прогнозируются на основании данных о получении процентов за предоставленные займы и ожидаемых колебаний курсов валют.

что такое факторингВся информация о том, что такое факторинг.

Кроме БДР есть БДДС, и о нем вы можете узнать здесь.

Расходная часть БДР

Расходная часть БДР состоит из следующих показателей:

  • производственные затраты (переменные и условно-постоянные) — показатели берутся из операционных бюджетов производственных расходов
  • коммерческие и управленческие расходы — итоги соответствующих операционных бюджетов
  • прочие расходы, к ним относят проценты к уплате по полученным кредитам и займам

При формировании БДР каждая доходная или расходная строка может быть детализирована в соответствии с потребностями и возможностями управленческого учета и согласно принятому на предприятии классификатору статей.

Форма БДР

Форма самого отчета разрабатывается также в соответствии с внутренними регламентами и спецификой предприятия. При этом должен соблюдаться главный принцип — форма должна отражать порядок и смысл расчета планируемого финансового результата за бюджетный период.

Наиболее распространенный вариант — привычная логика бухгалтерской отчетности. За основу берется Форма 2, Отчет о прибылях и убытках, которая формируется обычным образом, но на основе плановых показателей.

Бюджетный период, для которого формируется БДР, может быть абсолютно любым. Однако практика бюджетирования показывает, что большинство предприятий предпочитает прогнозировать прибыль помесячно и годовую.

Формирование бюджетов всех уровней, от операционных до финансовых, позволяет не только увидеть негативные тенденции, но и избежать их.

Профессионально составленный БДР как квинтэссенция всех аспектов производственной и финансовой деятельности бизнес-субъекта, помогает руководству вовремя принять взвешенные решения по управлению предприятием. Может быть радикально изменен или подкорректирован план закупок, скорректирован план продаж, своевременно подключены резервы, в первую очередь финансовые, увеличены или уменьшены заимствования.

как узнать долги по налогамВся информация о том, как узнать свои долги по налогам.

Как можно получить информацию о вашем партнере, вы можете узнать здесь.

По адресу: http://helpacc.ru/buhgalteria/aktivy/vneoborotnye-i-oborotnye-aktivy.html можно узнать, что относится к внеоборотным и оборотным активам.

БДР как инструмент управления компанией

БДР можно использовать как инструмент моделирования экономической ситуацииМеханизм формирования БДР и его сущность позволяют использовать его как инструмент моделирования экономической ситуации. Можно, меняя определенные параметры, посмотреть, как это отразится на величине прибыли. Обратный процесс: руководство формулирует цель — получить доход определенных размеров.

Грамотно составленный БДР позволит увидеть, какие условия необходимо обеспечить, чтобы достичь столь желанного результата.

Бюджетирование как универсальный инструмент управления компанией, предназначен не только для выстраивания ориентиров и прогнозирования результатов, но и для действенного контроля исполнения бюджетов всех уровней.

Элементарный план-фактный анализ после получения реальных результатов деятельности в виде бухгалтерских данных, позволяет выявить негативные явления в бизнесе.

Это могут быть как ошибки и несовершенство планирования, так и серьезные причины неисполнения запланированного: технические сбои, плохая работа персонала, недочеты в оперативном управлении.

Достижение финансового результата, близкого к сформулированному в БДР, возможно лишь при жестком исполнении всех операционных бюджетов по подразделениям, на основании которых построен главный финансово-экономический план-прогноз предприятия — Бюджет доходов и расходов.


Заказать консультацию


Чтобы знать об обновлениях сайта, подписывайтесь по RSS, или cледите за нами в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Google Plus.

Как с помощью бюджета доходов и расходов (БДР) управлять бизнесом: 2 комментария

  1. У нас крупный холдинг, БДР составляется на местах, а потом консолидируется в офисе, как считаете, это правильно?

    1. по тенденции которая наблюдается за последние несколько лет, многие крупные/средние компании создают либо УК либо отделы которые непосредственно занимаются составлением и предоставлением БДР, отёчности МСФО и прочих финансовых отчетов. Это удобно тем, что люди непосредственно вовлечены в участие только в одном бизнес процессе, не распыляют свое внимание на более незначительные проблемы как бизнеса в целом, так и вашей компании как обособленно единицы

  2. Заказать консультацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *