Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть "социальными" налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов - покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д. При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.


Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. Для регулирования такого сотрудничества создан специальный орган - Государственный комитет РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества (Госкомсотрудничество России).


Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти.


Финансово-правовые нормы

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномачивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено изымать из местных бюджетов дополнительно полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам.

Уполномачивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.


Финансовые правоотношения

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.


Заключение

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Как наука «финансовое право» - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.

Из вышесказанного в курсовой работе мы видим, что финансовое право – это самостоятельная отрасль права, оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств. Предметом финансовое права являются подлежащее урегулированию определенные общественные отношения, складывающиеся между государством и муниципальными структурами, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, включая иностранных субъектов, - с другой, а также между отдельными органами государства и местного самоуправления.


Список использованной литературы

2. Указ Президента РФ от 25 июля 1996г. 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»;

3. Астахов А.А., Озеряков А.С. Все о финансовом контроле. Финансы, 2006г.;

4. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005г.;

5. Городецкий А., Морукова А. Формирование единой системы государственного финансового контроля. Вопросы экономики, 2004.

6. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе. Финансы, 5, 2006.

7. Ермилов В.Г. К теории государственного финансового контроля. Финансы, 2, 2005г.;

8. Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2005г.;

9. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Финансовое право: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2006г.;

10. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2004г.;

11. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2006г.;

12. Финансовое право: Учебник. Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2008г.;

13. Финансовое право: Учебник. Отв. ред. О.Н. Горбунова. М.: Юристъ, 2007г.;

14. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичева. М.: Норма, 2005г.

Основываясь на вышеупомянутых принципах, государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов. Это выражается преимущественно через методы финансовой деятельности – совокупность приёмов и средств, спомощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.

Они разделяют на три основные группы , что связано с ролью и назначением государственных финансов:

1) методы мобилизации фондов,

2) методы распределения фондов,

3) методы использования фондов.

1) методы мобилизации фондов . Мобилизация - это комплекс мероприятий, осуществляемых в государстве с целью планомерного формирования фондов денежных средств. Сбор средств осуществляется посредством обязательного и добровольного методов мобилизации .

Обязательный метод представляет собой, по сути, взимание налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает вид обязательного платежа, размер, ставки, объект и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и при проведении обязательного государственного страхования.

Добровольный метод мобилизации предполагает отсутствие императива со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительных пособий, пожертвований, даров, и т.п.. К добровольному методу мобилизации следует отнести и займы, осуществляемые государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ.

2) методы распределения фондов. Распределение средств является также одним важных направлений финансовой деятельности государства. Распределение средств осуществляется на основании Бюджетного кодекса Украины в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.д.).

К основным методам распределения средств относятся: финансирование и кредитование. Финансирование - это безвозвратный, бесплатный, целевой отпуск средств, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов с соответствующего централизованного фонда денежных средств. В зависимости от того, кому и на каких условиях предоставлены денежные ресурсы, различают дотации, субвенции, субсидии.

Под термином «дотация» понимают предоставление денежных средств кому-либо в целях покрытия недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций:


1. Помощь, выделяемая предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независящими от них причинами;

2. Бюджетная дотация - безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Субвенция - это бюджетная дотация, предоставляемая вышестоящим бюджетом нижестоящему для определенного целевого использования. В случае нарушения условий их использования, а также неиспользованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

Субсидия - это вид целевой помощи в денежной или натуральной форме юридическим или физическим лицам, органам местного самоуправления, другим государствам, предоставляемый за счет средств бюджета или целевых фондов.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмезности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

3) методы использования фондов средств . К данным методам относят плановость, целевой характер использования средств, эффективность и экономия, научно-методологический подход в определении объемов расходов, использование в пределах установленных лимитов и другие методы.

Перечисленные методы финансовой деятельности являются основными, но не исчерпывающими. Так, на всех этапах финансовой деятельности применяется метод финансового контроля. Его назначение является весьма важным, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.

Финансовая деятельность государства: понятия, принципы, методы.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.



3.Предмет, метод и понятие финансового права.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в про­цессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансо­вых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Предмет финансового права составляют общест­венные отношения, возникающие в процессе деятельности госу­дарства и муниципальных образований, по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
Основной метод финансово-правового регулирования – императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

4.Финансово-плановые акты как источники финансового права.
Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы:
-нормативные;
-индивидуальные;
- финансово -плановые.
Нормативные финансовые акты. Эти акты устанавливают общие правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц), осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное время действия.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных фондов и использованию их на предусмотренные законом цели.
К этим актам относятся:
-федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы;
-законы о бюджетах субъектов РФ;
-законы о бюджетах внебюджетных фондов;
-сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
-сводные планы финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий;
-кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.

5.Понятие финансового контроля .

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции.

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
е) предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

6.Общегосударственный финансовый контроль, органы его осуществляющие .

Основными функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:

1) проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности;

2) производить проверки денежных и иных документов, относящихся к проверяемой деятельности субъектов хозяйствования; получать от субъектов хозяйствования и их должностных лиц необходимые сведения, а также объяснения по проверяемым вопросам;

3) при наличии предписания на проведение ревизии (проверки) и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием представителей субъектов хозяйствования производить обследование служебных и производственных помещений;

4) производить личный досмотр нарушителей законодательства, а также досмотр находящихся при них вещей, документов и транспортных средств;

5) изымать документы, свидетельствующие о нарушении субъектами хозяйствования норм законодательства либо являющиеся объектами таких нарушений;

6) опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, назначать их инвентаризацию;

7) приостанавливать производство и реализацию товаров, работ или оказание услуг, если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;

8) для определения качества товаров производить в установленном порядке отбор образцов;

9) проводить контрольные покупки и оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов с покупателями;

10) приостанавливать в исключительных случаях отдельные операции по счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на достоверных данных о нарушениях законодательства;

11) требовать от руководителей и других должностных лиц субъектов хозяйствования устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать соблюдение таких требований;

12) в случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;

13) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

14) применять экономические санкции.

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся надве группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующиевиды:

а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б)метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство используетметод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г)метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;

е)эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г)осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называтьфинансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образуетфинансовую систему (см. схему 7):

1.Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит. -

2.Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3.Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сферестраховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5.Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Схема 6. Понятие финансов

Схема 7. Финансовая система государства

Одной из специфических признаков финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые всегда приобретают специфической формы финансовых ресурсов. в Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, формируемые государством, субъектами хозяйствования и населением и находятся в их распоряжении. Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно является источником ее развития, формируются за счет различных видов денежных доходов, поступлений и отчислений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы государства является целостной системой общественных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения задач и функций государства.

Они выступают в двух формах:

- централизованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне государства в процессе его финансовой деятельности;

- децентрализованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне хозяйствующих субъектов для обеспечения их хозяйственной деятельности и на уровне домашних хозяйств для обеспечения надлежащих условий жизни членов домохозяйств и их воспроизведение.

Следовательно, финансовые ресурсы, которые существуют в государстве, накапливаются на трех уровнях экономической системы. Фонды финансовых ресурсов аккумулируются прежде всего на микроуровне, то есть в пределах домашних хозяйств. В этом случае источником их формирования могут быть как финансовые ресурсы сферы государственных финансов, так и финансовые ресурсы предпринимательства. То есть финансовые ресурсы на микроуровне накапливаются которую результате создания ВВП, так и вследствие их перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы имеют форму накоплений и вкладов в банковскую систему.

На мезоуровне финансовые ресурсы накапливаются у субъектов предпринимательской деятельности и является непосредственным следствием нового распределения созданного ВВП, Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования имеют форму фондов и капитала хозяйствующих субъектов.

На макроуровне финансовые ресурсы государства являются результатом распределения, перераспределения и централизации ВВП и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов. Государственные финансы состоят, во-первых, из собственно государственных финансов, во-вторых, с региональных финансов, в-третьих, с местных финансов. Базой этих видов государственных финансов являются соответствующие бюджеты - федеральный, региональный, местный, которые являются денежными фондами формирования и использования финансовых ресурсов определенных уровней управления государственными структурами.

Основными источниками формирования денежных доходов государства являются: налоги (от дохода, благ и услуг, капитала, земли, имущества или других видов недвижимости); различного рода сборы (сборы за визы, сборы за разнообразные разрешения и подписи, лицензионные сборы и т. п); так называемые неналоговые источники (субсидии, ссуды путем выпуска и размещения облигаций, доходов от лотереи, доходов от государственной предпринимательской деятельности и тому подобное).

По формам происхождения государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы накопления (прибыль, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления) и на ресурсы вторичного распределения и перераспределения (прямые и косвенные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных вкладов и др). Между распределением финансовых ресурсов государства за источниками формирования существует обратная зависимость: чем большая часть ресурсов в государстве образуется как ресурсы накопления, тем меньшая часть их образуется в результате распределения и перераспределения. Однако эта зависимость не является прямой: например, когда амортизационные отчисления только отражают простое воспроизводство стоимости основных фондов, то количество ресурсов накопления в государстве в целом будет незначительным.

Главным источником ресурсов распределения являются налоги и прибыль. Прибыль напрямую зависит от размера амортизационных отчислений: чем меньше размер амортизационных отчислений, тем больше размеры прибыли и налога с прибыли.

Финансовая деятельность любого государства направлена на решение двух основных задач: во-первых, собрать предусмотренные государственным бюджетом средства и распределить их согласно общественных потребностей; во-вторых, - проконтролировать законность собирания, распределения и использования государственных средств. Государство осуществляет свою финансовую деятельность с помощью соответствующих методов, которые представляют собой совокупность приемов и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.

Методы финансовой деятельности делятся на три группы:

1) методы формирования финансовых ресурсов;

2) методы распределения финансовых ресурсов;

3) методы использования финансовых ресурсов. Методами формирования финансовых ресурсов являются:

- обязательный метод мобилизации финансовых ресурсов, является ведущим методом и заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Самыми распространенными видами обязательных платежей являются налоги, а также различные государственные сборы;

- добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, который заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод предполагает отсутствие императива (повеления) со стороны государства во время осуществления платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и тому подобное.

Методы распределения финансовых ресурсов:

- метод финансирования, который означает безвозвратный, безвозмездный, целевой, плановый отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов;

- метод кредитования, который заключается в выделении средств на основаниях целевого назначения, платности, возвратности и срочности.

Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта, субъектов и тому подобное.

Так, если финансовые ресурсы выделяются из государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств) финансирование приобретает характер ведомственного; выделение средств из целевых фондов - это финансирование из целевых фондов.

в Зависимости от субъекта, который получает денежные ресурсы, и условий их получения выделяют:

- дотацию - помощь, оказываемая предприятиям, учреждениям и организациям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами. В финансовой деятельности государства используются различные виды дотаций. Бюджетная дотация - это безвозмездная, безвозвратная помощь из бюджета высшего уровня бюджету низшего, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. В бюджетной деятельности применяется также дотация выравнивания^ то есть межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает;

- субвенция - межбюджетный трансферт для применения с определенной целью в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенции. С юридической точки зрения, субвенция - это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Субвенция используется как способ бюджетного регулирования с целью сбалансирования бюджетов низшего уровня и предоставляется с четко определенным назначением как частичная государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития;

- субсидию - целевую денежную помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. В бюджетной деятельности субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих звеньев бюджетной системы низшим звеньям для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеет целевой характер.

Методы использования финансовых ресурсов:

- метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств, который заключается в том, что государство при формировании финансовой системы одновременно определяет денежные фонды и направления их использования. Так, создав Пенсионный фонд Украины, государство определило его назначение, закрепив в нормативных актах задачи и функции этого фонда;

- метод определения порядка использования средств, полученных из соответствующего фонда, заключается в том, что полученные из государственного фонда средства всегда имеют свое назначение и могут расходоваться только на те цели, на которые они выделены;

- метод установления порядка распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов, с помощью которого государство определяет характер использования этих доходов и, соответственно, предоставляет государственным средствам целевое назначение;

- метод установления компетентными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств, благодаря которому государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а также размеры выделения и расходования денежных средств по определенному направлению.

Использование методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов определяется содержанием и характером общественных отношений, которые регулируются государством.