Под прогнозированием понимается обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также вариантов и сроков их достижения. Прогнозирование позволяет сформулировать ответы на вопросы типа: “Какие ситуации наиболее вероятны в будущем?” и “Какие усилия предпринять для изменения характера и условий деятельности предприятия в целях достижения желаемого результата?”

Процессы прогнозирования и получения адекватных оценок возможных результатов требуют соответствующих эффективных методов. Наиболее эффективными зарекомендовали себя экономико-математические методы, так как они реализуются с использованием современной вычислительной техники и позволяют исследователям получать качественную картину состояния сфер деятельности и количественные оценки изменения показателей хозяйственной деятельности.

В практике прогнозирования наряду с экономико-математическими методами используются аппарат нечеткой логики, теории случайных процессов (цепи Маркова) и методы имитационного моделирования, позволяющие изучать поведение сложных систем, подобных исследуемой ситуации, но имеющих физическую или геометрическую интерпретацию, что существенно облегчает процесс их исследования.

К преимуществам экономико-математических методов следует отнести базирование на многокритериальных оценках. Для экономико-математических методов характерны: возможность получения оценок на основе объективной информации, например статистических данных или результатов количественных исследований рынка; возможность выявления основных тенденций и случайных составляющих в изменении исследуемых процессов. Экономико-математические методы позволяют определять силу и взаимное влияние экономических факторов и на этом строить последующее управление исследуемым объектом.

Многообразие используемых в современном анализе инструментов прогнозирования объясняется наличием у каждого из них своих сильных и слабых сторон: требования к наличию объективных статистических данных; необходимость многократного повторения процедуры прогнозирования; зависимость от субъективных мнений экспертов или исследователей, осуществляющих прогнозирование, и др. Выбор оптимального метода возможен исходя из целей прогнозирования, характера требуемого прогноза, длительности прогнозирования, навыков исследователя и наличия требуемой первичной надежной информационной базы.

Экономические прогнозы могут охватывать все уровни: развитие отдельных предприятий (микроуровень), региональные и отраслевые прогнозы (мезоуровень), прогнозы в масштабе страны (макроуровень).

Существуют различные признаки классификации прогнозов. Прогнозы различаются с учетом горизонта, типа прогнозирования, степени вероятности оценок, способа представления результатов, распределения вероятностей.

В зависимости от горизонта прогнозирования прогноз может разрабатываться на текущий период - до месяца (например, недельные и месячные прогнозы объемов продаж, движения наличности), на год, на 2-3 года (среднесрочный прогноз), на 5 и более лет (долгосрочный прогноз). Долгосрочные прогнозы называют также перспективными.

По типу прогнозирования прогнозы относят к поисковым (вероятностная оценка ожидаемых процессов), нормативным (оценка изменений условий деятельности исходя из общих целей и стратегических ориентиров предприятия) и имитационным, основанным на творческом видении (субъективное, интуитивное видение перспектив прогнозистом).

По степени вероятности различают вероятностные прогнозы с различной степенью надежности ожидаемых процессов и инвариантные, остающиеся неизменными при соответствующих преобразованиях.

По способам представления результатов выделяют точечные и интервальные прогнозы. Точечный прогноз объема продаж - это прогноз конкретной цифры. Он является наиболее простым из всех прогнозов, поскольку предусматривается наименьший объем информации. Как правило, заранее предполагается, что точечный прогноз может быть ошибочным. Однако такой методикой не предусмотрен расчет ошибки или вероятности точного прогноза, поэтому на практике чаще применяют интервальный метод прогнозирования.

Интервальный прогноз объема продаж предусматривает установление границ, внутри которых будет находиться прогнозируемое значение показателя с заданным уровнем значимости.

Интервалы, учитывающие низкий, средний и высокий уровень продаж, получили названия пессимистичных, наиболее вероятных и оптимистичных.

Распределение вероятностей может быть представлено количеством групп, большим трех.

Прогноз распределения вероятностей связан с определением попадания фактического значения показателя в одну из нескольких групп с установленными интервалами. Хотя при составлении прогноза существует определенная вероятность, что фактический объем продаж не попадет в указанный интервал, предполагается, что она настолько мала, что может игнорироваться при прогнозировании.

Применительно к поставленной задаче наиболее часто используемые методы прогнозирования можно подразделить на следующие группы: экспертные методы, анализ и прогнозирование временных трендов и казуальные методы. Выбор метода зависит от конкретной ситуации. Каждый из методов обладает определенными достоинствами и не свободен от недостатков. Одни методы более эффективны в краткосрочном прогнозировании, так как упрощают реальные процессы, не выходя за рамки текущей оперативной деятельности. Использование других методов рациональнее для оценки перспектив развития исследуемых социально-экономических процессов.

Экспертные (эвристические) методы связаны с субъективной оценкой складывающейся ситуации и результативности деятельности предприятия на рынке товаров. Они основаны на интуитивно-логическом мышлении человека в соответствии с его опытом, интуицией, креативным восприятием имеющихся научных и практических данных, исследуемых событий и процессов.

Методы анализа и прогнозирования временных трендов связаны с исследованием временных рядов изолированных друг от друга количественных показателей, каждый из которых состоит из двух элементов: прогнозов детерминированной и случайной компоненты. Если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция, то разработка первого прогноза не представляет больших трудностей. Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью.

С помощью казуальных методов делается попытка найти несколько причинно-следственных факторов, определяющих поведение прогнозируемого показателя, например, влияние доходов потребителей и объема продаж на долю рынка. Поиск факторов приводит к построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Применение многофакторного прогнозирования ставит проблему выбора факторов, которая не может быть разрешена чисто статистическим путем и связана с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса.

Страница 13 из 30


Методы прогнозирования экономического развития

Методика прогнозирования – набор рабочих приемов, формирующих технологию прогно­зирования, которыми пользуются разработчики прогнозов.

Наряду с методами, приведенными ранее, в прогнозировании используются и другие методы.

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный – на семь – десять лет, среднесрочный – на период от трех до пяти лет, краткосрочный – до одного года.

Долгосрочный прогноз служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Для обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке средне­срочных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития страны. Данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки кон­цепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и явля­ется основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правитель­ством РФ Федеральному Собранию. В состав этого пакета входят:

Итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года;

Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

Проект сводного финансового баланса на территории России;

Перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение кото­рых будет направлена политика Правительства РФ;

Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств Федерального бюджета;

Перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенк­латуре;

Данные о развитии государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство РФ представляет проекты законов, которые оно считает необхо­димым принять для реализации намеченных задач.

Методы прогнозирования различаются в зависимости от уровня (макроэкономический прогноз, отраслевой, региональный и др.) и объекта прогнозирования. Методы демографического прогноза, научно-технического или прогноза природных ресурсов имеют свою специфику.

По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. В качестве основных на практике используются не более 15 методов. Рассмотрим методы прогнозирования в целом, не отмечая их специфики в каждой из областей прогнозирования.

Основой методики прогнозирования являются: проведение аналитического исследования; подготовка базы данных; качество базы данных; изучение и соединение информации в целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложив­шаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок прогнозирование превращается в вероятностное гадание.

Совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направ­лениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и др. Например, по принципу обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий.

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления в ней математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения про­гноз­ных моделей.

Наиболее распространена группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные . Рас­смотрим эти методы более подробно.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования применяются в основном в следующих случаях:

Объект прогнозирования не поддается математическому описанию, формализации;

Отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сде­лать вывод;

Невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогно­зирования;

Возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

Методы экспертных оценок

Сущность метода экспертных оценок в прогнозировании состоит в том, что в прогноз закла­дывается мнение специалиста или коллектива специалистов (рабочей группы), основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Применение этого метода называется «экс­пертиза». Как правило, такой метод используется в прогнозировании в достаточно узкой области. Обычно к нему прибегают в тех случаях, когда проблема не настолько детально изучена и невоз­можно применить более строгие формальные методы. Большой опыт экспертного прогнозирования накоплен в области науки и техники, в некоторых социальных процессах, проводимых путем опросов общественного мнения.

Методы экспертных оценок, в зависимости от организации экспертной оценки, делятся на инди­видуальные и коллективные.

Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод интервью, аналитический метод, метод выборочных обследований, метод анкетирования, метод написания сценария и др.

При методе интервью осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки.

Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную инфор­мацию об уровне жизни различных групп населения. Результаты выборочных обследований служат основой для характеристики различных социально-экономических процессов, дифференциации населения по уровню доходов, выделения различных типов регионов. Методом выборочных обсле­дований определяют повторную занятость населения, уровень фактической безработицы и т.п.

При экспертном прогнозировании широко используется метод анкетирования. Сложно фор­мировать вопросы анкеты – они могут быть как закрытыми вариантами ответов, так и открытыми (с нерегламентированными ответами). Из анкет делается репрезентативная выборка, что позволяет после обработки их иметь выводы по исследуемой проблеме. Сложным также является формиро­вание работоспособной группы экспертов.

При методе написания сценария определяется логика процесса или явления во времени при различных условиях. Под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, связывающих настоящее и будущее. Цель сценария – определить стратегическое направление раз­вития событий. Как правило, сценарий разрабатывается для стратегического планирования. Для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным или ожидаемым. Основным преимуществом методов являются возможность максимального использования инди­видуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления.

Методы коллективных экспертных оценок имеют следующие разновидности: метод комиссий, метод Дельфи, метод коллективной генерации идей «мозговая атака», метод дерева целей и др. Метод дерева целей позволяет разбивать основную задачу прогнозирования на подзадачи (подцели) и создавать систему «взвешенных» по экспертным оценкам связей.

Формализованные методы прогнозирования

К основным формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы математи­ческого моделирования.

Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстрапо­ляция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о «поведении» данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Методы математического моделирования

Экономико-математическое моделирование состоит в построении модели, означающей меру, образец. Экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования соци­ально-экономического процесса. Она является некоторым подобием (адекватностью) исследуемого объекта. Экономико-математическое моделирование позволяет имитировать реальные экономические процессы. Моделирование позволяет количественно отразить взаимосвязь ряда факторов.

Строго классифицировать экономико-математические модели, применяемые в прогнозировании, трудно, можно лишь с известной условностью выделить несколько групп:

Модели эконометрического типа, связанные с обработкой статистической информации ретро­спективного характера;

Факторные экономико-математические модели.

Они позволяют прогнозировать ту или иную экономическую величину (зависимую переменную) на основе предполагаемого изменения одного или нескольких факторов (независимых переменных).

Факторные модели могут описывать влияние на прогнозируемую величину одного или ряда факторов. В прогнозировании используются однофакторные и многофакторные модели.

Конкретным примером многофакторной модели может служить модель производственных функций, отражающих зависимость уровня производства (зависимые переменные) от затрат раз­личных производственных ресурсов (независимые переменные). Зависимость между различными видами ресурсов и объемов выпуска продукции выражается уравнениями. Многофакторная модель (производственные функции) может быть построена для предприятия, отрасли, национальной экономики.

Развитой формой экономико-математического моделирования являются структурные модели, среди которых ведущее место занимает модель межотраслевого баланса. Другим примером может служить модель структуры потребления.

Оптимизационные (оптимальные) модели представляют собой систему уравнений, равенств и неравенств, которые, кроме ограничений (условий), включают также особого рода уравнение, назы­ваемое функционалом или критерием оптимальности. С помощью такого критерия находят решение, наилучшее по какому-либо показателю.

Критерий оптимальности количественно выражает предельную меру экономического эффекта принимаемого решения. Это может быть, например, максимум прибыли, минимум трудовых затрат, время достижения цели и т.д.

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного опи­сания развития прогнозируемого объекта. Они исходят из общих закономерностей экономиче­ского развития и имеют цель – выделить наиболее важные долгосрочные проблемы развития и главные пути и последовательность их достижения.

Рассмотренные методы составляют лишь небольшую их часть. Как правило, в прогнозировании применяется комбинация методов, например, экспертные методы могут опираться на экстраполяцию.

Из приведенной классификации видно, что значительная часть методов неформализована и носит эвристический характер.

В прогнозировании возможны два методических подхода к экономическим объектам: генети­ческий и телеологический.

Генетический подход основан на анализе предшествующего развития прогнозируемого объекта, отражает устойчивые тенденции роста, и на этой базе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем.

Генетический подход реализуется через систему экономико-математических моделей эконо­метрического типа. Модели строятся на результатах обработки статистической информации, отно­сящейся к прошлому, а также на оценках отдельных переменных и их параметров, которые могут быть получены экспертным путем и включены в эконометрические модели.

Телеологический подход, его называют еще нормативным (целевым) подходом, отражает другой аспект прогнозируемых процессов, их управляемый характер, зависимость от поставленных целей развития. Цель может быть зафиксирована через какое-либо нормативное состояние (например, уровень достижения цели) и в виде желательной траектории перехода от сложившегося состояния к нормативному. Например, переход в потреблении от прожиточного минимума к рациональному потребительскому бюджету, бюджету достатка и т.п.

Генетический и нормативный подходы дополняют друг друга. Если выдвигается цель, никак не связанная с действующими закономерностями, то не могут быть обозначены пути ее достижения в будущем, а значит, прогноз теряет всякое научное обоснование. Если же предвидение отражает лишь сложившиеся тенденции, то исчезает возможность оценки и управляемости социально-эконо­мических процессов для достижения заданных целей.



Индекс материала
Курс: Основы государственного регулирования экономики. Налоговая, финансовая и социальная политика
Дидактический план
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сущность понятий «смешанная экономика», «государственное регулирование», «дерегулирование»
Задачи государственных органов по регулированию экономики
Основные функции государства в экономике
Объекты и субъекты государственного регулирования
Оценка эффективности государственного регулирования

Методика прогнозирования – набор рабочих приемов, формирующих технологию прогно­зирования, которыми пользуются разработчики прогнозов.

Наряду с методами, приведенными ранее, в прогнозировании используются и другие методы.

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный – на семь – десять лет, среднесрочный – на период от трех до пяти лет, краткосрочный – до одного года.

Долгосрочный прогноз служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Для обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке средне­срочных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития страны. Данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки кон­цепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и явля­ется основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правитель­ством РФ Федеральному Собранию. В состав этого пакета входят:

Итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года;

Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

Проект сводного финансового баланса на территории России;

Перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение кото­рых будет направлена политика Правительства РФ;

Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств Федерального бюджета;

Перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенк­латуре;

Данные о развитии государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство РФ представляет проекты законов, которые оно считает необхо­димым принять для реализации намеченных задач.

Методы прогнозирования различаются в зависимости от уровня (макроэкономический прогноз, отраслевой, региональный и др.) и объекта прогнозирования. Методы демографического прогноза, научно-технического или прогноза природных ресурсов имеют свою специфику.

По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. В качестве основных на практике используются не более 15 методов. Рассмотрим методы прогнозирования в целом, не отмечая их специфики в каждой из областей прогнозирования.

Основой методики прогнозирования являются: проведение аналитического исследования; подготовка базы данных; качество базы данных; изучение и соединение информации в целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложив­шаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок прогнозирование превращается в вероятностное гадание.

Совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направ­лениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и др. Например, по принципу обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий.

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления в ней математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения про­гноз­ных моделей.

Наиболее распространена группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные . Рас­смотрим эти методы более подробно.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования применяются в основном в следующих случаях:

Объект прогнозирования не поддается математическому описанию, формализации;

Отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сде­лать вывод;

Невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогно­зирования;

Возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

Методы экспертных оценок

При методе интервью осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки.

Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную инфор­мацию об уровне жизни различных групп населения. Результаты выборочных обследований служат основой для характеристики различных социально-экономических процессов, дифференциации населения по уровню доходов, выделения различных типов регионов. Методом выборочных обсле­дований определяют повторную занятость населения, уровень фактической безработицы и т.п.



При экспертном прогнозировании широко используется метод анкетирования. Сложно фор­мировать вопросы анкеты – они могут быть как закрытыми вариантами ответов, так и открытыми (с нерегламентированными ответами). Из анкет делается репрезентативная выборка, что позволяет после обработки их иметь выводы по исследуемой проблеме. Сложным также является формиро­вание работоспособной группы экспертов.

При методе написания сценария определяется логика процесса или явления во времени при различных условиях. Под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, связывающих настоящее и будущее. Цель сценария – определить стратегическое направление раз­вития событий. Как правило, сценарий разрабатывается для стратегического планирования. Для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным или ожидаемым. Основным преимуществом методов являются возможность максимального использования инди­видуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления.

Методы коллективных экспертных оценок имеют следующие разновидности: метод комиссий, метод Дельфи, метод коллективной генерации идей «мозговая атака», метод дерева целей и др. Метод дерева целей позволяет разбивать основную задачу прогнозирования на подзадачи (подцели) и создавать систему «взвешенных» по экспертным оценкам связей.

Формализованные методы прогнозирования

К основным формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы математи­ческого моделирования.

Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстрапо­ляция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о «поведении» данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Методы математического моделирования

Экономико-математическое моделирование состоит в построении модели, означающей меру, образец. Экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования соци­ально-экономического процесса. Она является некоторым подобием (адекватностью) исследуемого объекта. Экономико-математическое моделирование позволяет имитировать реальные экономические процессы. Моделирование позволяет количественно отразить взаимосвязь ряда факторов.

Строго классифицировать экономико-математические модели, применяемые в прогнозировании, трудно, можно лишь с известной условностью выделить несколько групп:

Модели эконометрического типа, связанные с обработкой статистической информации ретро­спективного характера;

Факторные экономико-математические модели.

Они позволяют прогнозировать ту или иную экономическую величину (зависимую переменную) на основе предполагаемого изменения одного или нескольких факторов (независимых переменных).

Факторные модели могут описывать влияние на прогнозируемую величину одного или ряда факторов. В прогнозировании используются однофакторные и многофакторные модели.

Конкретным примером многофакторной модели может служить модель производственных функций, отражающих зависимость уровня производства (зависимые переменные) от затрат раз­личных производственных ресурсов (независимые переменные). Зависимость между различными видами ресурсов и объемов выпуска продукции выражается уравнениями. Многофакторная модель (производственные функции) может быть построена для предприятия, отрасли, национальной экономики.

Развитой формой экономико-математического моделирования являются структурные модели, среди которых ведущее место занимает модель межотраслевого баланса. Другим примером может служить модель структуры потребления.

Оптимизационные (оптимальные) модели представляют собой систему уравнений, равенств и неравенств, которые, кроме ограничений (условий), включают также особого рода уравнение, назы­ваемое функционалом или критерием оптимальности. С помощью такого критерия находят решение, наилучшее по какому-либо показателю.

Критерий оптимальности количественно выражает предельную меру экономического эффекта принимаемого решения. Это может быть, например, максимум прибыли, минимум трудовых затрат, время достижения цели и т.д.

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного опи­сания развития прогнозируемого объекта. Они исходят из общих закономерностей экономиче­ского развития и имеют цель – выделить наиболее важные долгосрочные проблемы развития и главные пути и последовательность их достижения.

Рассмотренные методы составляют лишь небольшую их часть. Как правило, в прогнозировании применяется комбинация методов, например, экспертные методы могут опираться на экстраполяцию.

Из приведенной классификации видно, что значительная часть методов неформализована и носит эвристический характер.

В прогнозировании возможны два методических подхода к экономическим объектам: генети­ческий и телеологический.

Генетический подход основан на анализе предшествующего развития прогнозируемого объекта, отражает устойчивые тенденции роста, и на этой базе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем.

Генетический подход реализуется через систему экономико-математических моделей эконо­метрического типа. Модели строятся на результатах обработки статистической информации, отно­сящейся к прошлому, а также на оценках отдельных переменных и их параметров, которые могут быть получены экспертным путем и включены в эконометрические модели.

Телеологический подход, его называют еще нормативным (целевым) подходом, отражает другой аспект прогнозируемых процессов, их управляемый характер, зависимость от поставленных целей развития. Цель может быть зафиксирована через какое-либо нормативное состояние (например, уровень достижения цели) и в виде желательной траектории перехода от сложившегося состояния к нормативному. Например, переход в потреблении от прожиточного минимума к рациональному потребительскому бюджету, бюджету достатка и т.п.

Генетический и нормативный подходы дополняют друг друга. Если выдвигается цель, никак не связанная с действующими закономерностями, то не могут быть обозначены пути ее достижения в будущем, а значит, прогноз теряет всякое научное обоснование. Если же предвидение отражает лишь сложившиеся тенденции, то исчезает возможность оценки и управляемости социально-эконо­мических процессов для достижения заданных целей.

10. Антимонопольное регулирование

Система антимонопольного регулирования в РФ.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Методы антимонопольного регулирования

Современная конкуренция является регулируемой. Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами.

Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

Ø Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной исудебной власти. С помо­щью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регули­рование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противо­действии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законода­тельных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

Ø Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта (предприятия, освоившие крупные серии выпуска продукции и создавшие сбытовые сети, имеют преимущества в издержках); защищенная патентами технологическая монополия; контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок, т.е. финансовые препятствия; устойчивый потребительский выбор (покупатели предпочитают про­дукцию какой-либо фирмы, и, чтобы конкурировать с ней, нужны крупные затраты на рекламу). Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка (отрасли) и поведением предприятий – их ценами выпуском продукции, рентабельностью – далеко не всегда прямая. Тем не менее в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои.

Индексы рыночной концентрации применяются для регламентации слияний предприятий, независимо от того, каким способом осуществляются слияния (через покупку акций, по взаимному соглашению или путем передачи прав управления). Слияния предприятий устраняют конкуренцию более жестко, чем сговоры о ценовой и сбытовой политике. В то же время слияние – это способ реализации экономии на масштабах, чего в принципе запрещать нельзя, поскольку экономический эффект от крупномасштабного производства может быть объективно необходим. Однако считается, что если в ходе эволюции фирма наращивает мощности и завоевывает позиции на рынке, то она проходит жесткий рыночный отбор, а при слиянии такого отбора не происходит.

Ø Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимоно­польным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

Правительственные заказы;

Проценты;

Государственные субсидии.

Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.

Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в госу­дарственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие при­оритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и инфор­мационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, Правительство выступает, прежде всего, как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

Ø Антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятель­ности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, дейст­вующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Однако в последние годы число предприятий-монополистов в России заметно выросло.

Основные методы регулирования естественных монополий.

Практически во всех странах есть группы отраслей, выведенных из-под действия антимоно­польных законов. Это так называемые отрасли прямого регулирования, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителей, независимо от формы собственности. Они известны также под названием «естественные монополии».

Естественной монополией является предприятие или организация, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую в силу технологических особенностей производства эффективно при отсутствии конкуренции.

Речь идет о тех видах деятельности, в которых по технологическим и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все, и потребителей следует защищать от дискриминации и от монопольно высоких цен. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся элек­троэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муни­ципальный транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Доступ в эти отрасли регулируется разрешениями соответствующей администрации, которая руководствуется балансом спроса и пред­ложения в данном районе (на транспорте – по маршрутам), чтобы спрос в районе (маршруте) был полностью покрыт и не слишком сильно превышен.

Так создается территориальная монополия поставщика, который должен быть достаточно крупным, чтобы обеспечивать экономию на масштабах деятельности. Предприятия в этих отраслях не могут закрываться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Им вменяется в обязанность подавать в органы исполнительной власти планы капиталовложений развития и капитального ремонта оборудования, а также калькуляцию себестоимости по монопольной продукции, балансовую оценку имущества и бухгалтерскую отчетность, т.е. сведения, которые в других отраслях составляют коммерческую тайну предприятий.

Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей регулируются государством, и в случаях резкого роста издержек (например, при повышении цен на топливо для электростанций) государ­ство субсидирует тарифы из бюджета.

Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта.

Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность. Поэтому некоторые отрасли естественных монополий служили первоочередными объектами национализации.

В других отраслях естественных монополий действуют негосударсвенные компании.

Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое опреде­ление цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обяза­тельного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контроли­ровать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по при­обретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду иму­щества.

Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.

Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.

Модель ценового регулирования должна базироваться на таких общих принципах регулиро­вания тарифов в отраслях естественных монополий, как принцип справедливой цены и принцип индексирования тарифов в соответствии с ростом уровня цен.

Совершенствование ценового регулирования естественных монополий оказывает сильное влияние не только на сам сектор естественных монополий, но и на экономику в целом. Важно отме­тить, что в России такое регулирование не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.

Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа – выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.

Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными финан­совые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.

Влияние естественных монополий на экономику России .

Их влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Россия не избежала и негативного воздействия отраслей – естественных монополий в условиях рынка – на производство и уровень жизни населения.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей – есте­ственных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В ре­зультате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыли), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потре­бителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транс­порте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обос­нованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную дея­тельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. В отраслях естественных монополий заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая затратообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на произво­димую ими продукцию явился мощным фактором макроэкономической инфляции, которая охарак­теризована экономистами как инфляция издержек.

Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли – естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Ценовая дискриминация, катастрофические неплатежи больнее всего ударили именно по собственному источнику.

ГЛАВА 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Электронный курс лекций по дисциплине

Деньги и их функции.

Деньги - вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег - их высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с мини­мальными издержками обмениваться на любые другие виды активов. Обычно выделяют три основные функции денег:

1) средство обмена,

2) мера стоимости - (измерительный инст­румент для сделок),

3) средство сбережения или накопления богатства.

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или денежная политика), на практике эту функ­цию осуществляет Центральный Банк.

«Социальное прогнозирование и региональная экономика

Известное высказывание гласит:« Чтобы проектировать лучшее будущее, необходимо научиться его предвидеть, то есть прогнозировать».Это высказывание в настоящее время как никогда актуально для любой социальной системы: индивида, группы, организации и страны в целом. В узком понимании значение прогнозирования состоит в том, что любая работа требует первоначального определения целей, задач по их достижению, а также возможных результатов. В более широком смысле для социально-экономических систем прогнозирование позволяет оценить состояние деловой среды организации, расстановку сил на рынке между конкурентами в будущем и на основе этого определить направление рационального использования ресурсов. Таким образом, важность прогнозирования существенно возросла в связи с внедрением концепции стратегического планирования как моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и направление деятельности организации.

Социально-экономическое прогнозирование как функция государства имеет еще более важное значение, так как является основой и источником информации для формирования экономической, социальной и региональной политики государства. Таким образом, изучение студентами дисциплины «Социальное прогнозирование и региональная экономика» помогает выявить принципы и механизм функционирования и развития регионов и социально-экономической системы страны в целом в условиях рынка, определить роль государства в регулировании экономики.

В данном учебном пособии кратко рассмотрена методология прогнозирования, нормативные основы государственного социального прогнозирования и порядок разработки прогнозов в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также механизм использования результатов прогнозирования в практике управления регионами и страной в целом. По мнению автора, такой подход позволяет сформировать у студентов четкое представление о прогнозировании как неотъемлемой составляющей части управленческой деятельности, помогает им осмыслить сущность и последствия принимаемых решений по управлению страной и регионами, мотивирует будущих менеджеров интересоваться происходящими в стране и мире процессами и пытаться оценивать их последующие результаты. Все это направлено на построение современной системы знаний будущих менеджеров по управлению социально-экономическими системами различного уровня.


Для человека характерно постоянное стремление заглянуть в будущее. Это обусловлено тем, что жизнь и деятельность всегда связаны с выбором действия из нескольких возможных вариантов. А правильный выбор можно сделать, если предвидеть все желательные и нежелательные последствия. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов. В управленческой практике значение прогнозирования еще выше, так как всякое управленческое решение основано на прогнозе, который в свою очередь вскрывает неопределенность в системе и обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.

Роль прогнозирования постоянно возрастает, потому что:

– ускоряется научно-технический прогресс;

– усиливается неопределенность внешней среды;

– усложняются задачи управления.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием «предвидение». Научное предвидение это опережающее отражение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

Различают три формы предвидения в зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза это научное предвидение на уровне общей теории. Гипотеза дает качественную характеристику объекта, выражающую общие закономерности его поведения.

Прогноз это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет большую определенность и достоверность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных параметрах.

Прогнозирование – это процесс разработки прогнозов.

План это надлежащим образом оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, а также пути и средства ее достижения. В плане предвидение получает наибольшую конкретность и определенность.

Планирование это процесс постановки цели и создания схемы действий по ее достижению.

Формы предвидения тесно связаны между собой и с исследуемым объектом в системе управления и планирования. Исходным началом этого процесса является разработка гипотезы, которая представляет собой важный источник информации для составления прогноза. В свою очередь прогноз является источником информации для составления плана по переводу объекта в новое заданное для него состояние. Таким образом, гипотеза является основой для научного управления и планирования. Например, при разработке бизнес-плана по выпуску новой продукции результаты окупаемости строятся на основании выдвинутой гипотезы о наличии рынка сбыта и спроса именно на этот товар.

Наука о принципах, методах и средствах научного прогнозирования называется прогностикой (футурологией). Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование выполняет две основные функции: предсказательную (описательную, дескриптивную) и предуказательную (прескриптивную, предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание подразумевает использование информации о будущем в целенаправленной управленческой деятельности.

Сущность прогнозирования в структурном виде представлена на рис. 1.

Рис. 1. Сущность прогнозирования

Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания соответствующих решений.

Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является социально-экономическое прогнозирование.

Социально-экономическое прогнозирование способ предвидения общественной системы страны с учетом закономерностей ее развития и перспектив эффективного вложения капитала.

Социально-экономическое прогнозирование является функцией государства и осуществляется на основе Федерального Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики. Государственное прогнозирование в процессе реформирования экономики заменило общегосударственное планирование.

Таким образом, прогнозирование является важнейшим этапом управления национальной экономикой, так как на основе его результатов строится государственное регулирование национальной экономики. На этапе прогнозирования формируются возможные цели развития как на общенациональном, так и отраслевом и региональном уровнях управления. Прогнозированием занимаются государственные структуры различного уровня, Центральный банк страны, специализированные коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские, страховые и торговые корпорации. Прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных исследований, проводимых указанными частными организациями и корпорациями. Любое управленческое решение является, по сути, реализацией результата прогноза.

Социально-экономические прогнозы включают показатели развития:

– макроэкономической ситуации;

– научно-технического процесса;

– динамики производства и потребления;

– уровня и качества жизни;

– внешнеэкономической деятельности;

– экологической обстановки;

– систем здравоохранения, образования и социального обеспечения населения.

Макроэкономическая прогностика изучает систему социально-экономического прогнозирования социально-экономической системы страны.

Базой для социально-экономических прогнозов является познание конкретных факторов, определяющих развитие социально-экономических процессов, а также количественных зависимостей между факторами и показателями развития экономики.

Значение социально-экономического прогнозирования:

1) прогнозирование позволяет провести анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций;

2) прогнозирование позволяет исследовать объективные взаимосвязи социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде времени;

3) появляется возможность оценить объект прогнозирования;

4) прогнозирование позволяет выявить объективные альтернативы экономического и социального развития;

5) прогнозирование сопровождается накоплением научного материала для обоснованного выбора определенных решений;

6) прогнозирование позволяет оценить последствия принимаемых решений.

1

Рассмотрена методология прогнозирования социально-экономического развития региона для обоснования перспективного стратегического планирования. Выделены два подхода к прогнозированию: исследовательский и целевой. Выявлена связь этих подходов при построении моделей регионального развития. Обозначены проблемы в системе регионального прогнозирования, влияющие на качество прогнозирования. Обоснован выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода по двум направлениям. Дана сравнительная характеристика методологических подходов в зависимости от особенностей их применения к концепции прогнозирования, теоретическим основам, горизонту прогнозирования и возможностей совмещения с другими прогнозами. Рассчитан интегральный критерий прогнозной оценки социально-экономического развития региона как результата прогнозирования с позиции выбора методологического подхода.

интегральный критерий социально-экономического развития

целевой подход

исследовательский подход

методология

прогнозирование

1. Белкина Т. Д. Управление реализацией стратегического плана городского развития // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 1.

2. Захарова А. В. Отечественный опыт прогнозирования социально-экономического развития // Балтийский экономический журнал. Вып. 1 (3). – Калининград: Изд-во НОУ ВПО «Балтийский институт экономики и финансов» (БИЭФ), 2010. – С. 29 – 39.

3. Ивантер В. В. и др. Прикладное прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Ивантера и др. – М.: Экономист, 2007.

4. Региональные факторы экономического роста: коллективная монография / Под ред. С. Н. Максимова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 14 п.л./1,6 п.л.

5. Шеховцева Л. С. Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЭКОНА: сер. Экономика. – 2007. – №4 (17). – С. 106–115. (0,8 п.л.).

Одним из главных направлений в современной российской экономике является повышение эффективности социально-экономического развития регионов за счёт имеющихся экономических ресурсов. Многие регионы исчерпали все возможные пути экстенсивного развития и поэтому стоят перед проблемой поиска вариантов интенсивного развития за счёт применения новых подходов и методов развития. Вопросы как эффективного использования имеющихся ресурсов, так и поиска новых подходов к региональному развитию во многом решаются с помощью прогнозирования .

Построение прогнозов всегда сталкивается в первую очередь с необходимостью выбора методологии прогнозирования, которая позволит учесть закономерности, сложившиеся на определённых этапах региональной экономики.

Прогнозирование уровня социально-экономического развития региональных систем опирается на объективные закономерности, логику, качественную статистическую информацию и математические методы.

Прогнозирование и планирование являются важной формой проведения региональной политики и направлены на обоснование перспектив социально-экономического развития региона. Прогнозирование как предвидение социально-экономической ситуации в регионе позволяет раскрыть возможную динамику показателей в зависимости от сложившихся факторов развития. Планирование способствует реализации соответствующих управленческих решений, принимаемых с учётом прогнозных ситуаций, выработанных для достижения желаемого состояния. Таким образом, прогнозирование и планирование регионального развития направлены на моделирование будущего социально-экономического состояния с учётом независящих от субъектов управления внешних и внутренних факторов .

Первоначальной процедурой формирования любого плана является прогнозирование. Сущность его заключается в том, что на основе определённой методологии выявляются тенденции и закономерности объекта наблюдения и затем выполняется построение моделей будущего состояния объекта исследования. Методология прогнозирования социально-экономического развития региональных систем базируется на двух подходах к прогнозированию: исследовательском и целевом .

Каждый регион обязан планировать перспективы своего развития с учётом факторов развития и требуемых критериев. В этом случае основой для прогноза является предполагаемая цель и её будущие параметры, на основании которых исследуются долгосрочные прогнозы регионального развития. Такой подход к региональному прогнозированию называется целевым.

С другой стороны любой хозяйствующий субъект в рыночной экономике занимается изучением своего текущего состояния в зависимости от наличных ресурсов (факторов). И такой подход называется исследовательским прогнозированием, когда основой прогнозирования служит база ретроспективных аналитических данных. Связь двух подходов к прогнозированию очевидна (рис. 1).

Рис. 1. Связь двух подходов к прогнозированию

Следовательно, процесс прогнозирования является ключевым моментом и начальным этапом развития любой социально-экономической системы, в том числе региона. От успешности прогнозирования напрямую зависит эффективность принимаемых решений не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Несмотря на существующие методологические принципы прогнозирования, возникает много проблем в системе регионального прогнозирования (рис. 2).

Рис. 2. Выявленные проблемы в системе регионального прогнозирования

Наличие проблем в системе прогнозирования подтверждает необходимость методологической и методической проработки процедуры прогнозирования.

Таким образом, можно выделить ряд условий, обеспечивающих качественное прогнозирование регионального развития.

Во-первых, регион следует рассматривать как организационную систему, в которой доминирующими показателями являются факторы социально-экономического развития. В этом случае цели развития соотносятся с существующими ресурсами и возможным потенциалом региона.

Во-вторых, при прогнозировании обязательно должны учитываться закономерности взаимодействия факторов регионального развития и их воздействие на ключевые показатели, характеризующие уровень этого развития.

В-третьих, на основании выявленных закономерностей должны быть получены прогнозные модели поведения социально-экономических систем. И эти модели должны быть имитационными, чтобы прогнозировать реакцию региональных систем на изменение факторов развития. Что, в целом, обеспечит эффективность прогнозирования.

В-четвёртых, прогнозирование должно учитывать многовариантность не просто экономического роста региональной системы, а качественное её изменение, то есть социально-экономическое развитие.

Выбор инструментов прогнозирования в практике регионального развития в целом определяется методологическими принципами двух подходов (рис. 3).

Рис. 3. Выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода

С учётом двух направлений методологического построения прогнозных вариантов социально-экономического развития систем, главным является вопрос выбора наиболее подходящего варианта прогнозирования. Для этой цели автором выполнено сравнение двух методологических подходов к прогнозированию по преимуществам и недостаткам (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика методологических подходов к прогнозированию

Сфера применения

Подходы к прогнозированию

Исследовательский подход

Целевой подход

1. Концепция прогнозирования регионального развития

Индикативное

прогнозирование

Оптимальность и многовариантность прогнозов

2. Теоретическая основа (техника прогнозирования)

Исследование многофакторных моделей с применением математических теорий

Учёт динамики экономических показателей при более широком применении формализованных методов

3. Горизонты прогнозирования

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы с приоритетом социальной сферы

Учёт рисков в динамике социально-экономического развития на перспективу

4. Возможность совмещения с другим прогнозом

Многовариантность и многоплановость с учётом соподчинённости планов

Индивидуальность вариантов прогноза сочетается с глобальными прогнозами

Разнообразие существующих методов прогнозирования порождает проблему выбора. Необходимо учитывать, в первую очередь, временные интервалы прогнозирования, так называемый «горизонт прогнозирования». По горизонту прогнозирования социально-экономического развития регионов выделяются краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогноз. Затем для выбора метода прогнозирования необходимо определиться с наличием и качеством ретроспективной и текущей информации. В этом случае требуется достаточно разработанный для прогнозирования инструментарно-методический аппарат исследования региональных показателей социально-экономического развития .

Предсказать стратегический вектор социально-экономического развития в определённом интервале можно путём использования различных подходов и методов прогнозирования. Возникает объективная необходимость использовать определённые приёмы комбинирования различных методов при разработке прогнозов регионального развития, характеризующихся наличием сложных взаимозависимостей факторов развития.

В прогнозных моделях социально-экономического развития очень важны не только количественные параметры существующего положения региона, но и качественные характеристики протекающих в регионе процессов и условий их изменения для получения необходимых результатов. В то же время на выбор модели оказывают сильное влияние условия их информационного обеспечения, как правило, ухудшающегося по мере увеличения горизонта прогнозных расчётов .

Таким образом, в связи с многофакторностью сущности прогнозирования регионального развития, описываемого большим количеством факторных показателей (40-50), использование какого-либо одного из методов прогнозирования не представляется возможным. В этом случае предлагается применять концепцию комплексного подхода к прогнозированию стратегических показателей, а для этого первоначально необходимо выявить общую математическую зависимость, которая в достаточно точной мере будет описывать ход развития уровня региональной экономики как обобщающего (интегрального) критерия из ретроспективы в перспективу.

Так, на примере Республики Хакасия, с помощью экономико-математического моделирования при обработке большого массива статистических данных (более 2500 показателей) были получены взаимосвязи и зависимости по обобщающим критериям развития: экономическому, социальному, инновационному и экологическому. Затем получен интегральный критерий уровня социально-экономического развития региона:

где - экономический критерий, - социальный критерий, - инновационный, - экологический.

С помощью интегрального критерия можно планировать требуемый уровень развития региона по соответствующим направлениям.

Таким образом, процесс прогнозирования при выборе любого методологического подхода может включать в себя поиск универсальных показателей и критериев социально-экономического развития.

Выбор методологии прогнозирования даёт широкий диапазон практического применения прогнозных моделей в связи с их многовариантностью.

Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования для выбора соответствующих подходов следует прежде всего чётко формулировать региональные ограничения и допуски, при которых будет выполняться прогнозирование.

Рецензенты:

Антамошкин А. Н., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой математического моделирования и информатики института менеджмента и информатики КрасГАУ, г. Красноярск.

Краснова Т.Г., д.э.н., профессор, министр экономики Республики Хакасия, г. Абакан.

Библиографическая ссылка

Краснов Г.И. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9113 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»