Источники ТАСС, помощник президента РФ Андрей Белоусов выдвинул идею изъятия сверхдоходов в размере около 0,5 трлн руб. ежегодно у предприятий горно-металлургической и химической отраслей. Предложение обосновывается тем, что ставка налогообложения в этих отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, а рентабельность выше. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что такое сверхприбыль и о международном опыте применения налога на сверхприбыль корпораций.

Налог

Налог на сверхприбыль (англ. excess profit tax) - дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог вводится в том случае, если правительство считает, что увеличение стандартной налоговой нагрузки для всех участников рынка неприемлемо, но конкретная отрасль или фирмы, используя удачную конъюнктуру, зарабатывают достаточно, чтобы за счет нее можно было увеличить отдачу в бюджет. Как правило, налог на сверхприбыль взимается в периоды острого бюджетного дефицита и служит инструментом восполнения недостающих финансовых средств. При этом его ставки могут достигать 80-100%.

Применение

Впервые такой налог был введен во время Первой мировой войны в Великобритании с целью пополнения бюджета за счет существенных прибылей, получаемых промышленниками, которые они зарабатывали на военных поставках. Он действовал в 1915-1921 годы для финансирования расходов на оборону, ставка колебалась от 40% до 80%. Затем этот опыт был применен Российской империей, США, Германией и Японией.

Налог на сверхприбыль активно взимался в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1943-1945 годы его ставка составляла 80%, в Великобритании - 100% (прибыль, облагаемая этим налогом, высчитывалась в сравнении декларированной довоенной прибылью компаний). В период Корейской войны в 1950-1953 годы в США ставка налога на сверхприбыль достигала 82% (налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений).

В начале 1980-х годов, когда в связи с ростом цены на нефть резко повысились и доходы нефтяных компаний, в США был введен дополнительный налог на избыточные доходы от реализации нефти (windfall profit tax). Ставка налога для всех американских нефтяных компаний составляла от 22,5% до 70% в зависимости от типа месторождения и категории производителя. В 1988 году в условиях снижения цен на нефть этот налог был отменен.

В 1997 году Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для компаний, которые с 1984 года участвовали в приватизации госпредприятий, работающих в телекоммуникационной сфере, ЖКХ, авиа- и железнодорожного сообщения. По мнению правительства, приватизация была осуществлена по ценам ниже рыночных, что позволило получить значительную прибыль. Налог на сверхприбыль затронул, в частности, такие компании, как ВАА (оператор семи крупнейших аэропортов Великобритании), British Gas, British Telecom, Scottish Hydro plc (крупнейший энергопоставщик на севере страны). Изъятые 5 млрд фунтов были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.

В конце ХХ в. в большинстве стран с развитой налоговой системой налог на сверхприбыль трансформировался в специальные налоги на прибыль, которые вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником бюджетных поступлений. Например, в Европейском союзе в настоящее время распространено дополнительное налогообложение для электрогенерирующих компаний. В частности, в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) эта мера действует с 2008-2009 годы для компаний гидро- и атомной энергетики.

В 2001-2013 годы схожие налоги и дополнительные тарифы были введены в Испании, Болгарии, Греции и Румынии для компаний, работающих в области солнечной энергетики. Это связано с тем, что из-за их деятельности начали нести убытки электростанции, работающие на углеводородных ресурсов. Фактически такие меры в ЕС направлены не на пополнение госбюджетов, а на устранение дисбаланса в энергетической системе.

В Норвегии (с 1975 года) действует специальный налог для нефтяных компаний со ставкой в 50%, который они выплачивают помимо общего налога на прибыль в 25% (до 2017 года 28%). Таким образом, реальная ставка налога для компаний нефтяного сектора составляет 75%.

Специальный налог на сверхприбыли существует в Казахстане (до 60%) - он распространяется на компании, занимающихся добычей природных ископаемых (в их числе "Актобемунайгаз", "Мангистаумунайгаз", "Казгермунай").

В России понятие сверхприбыли в налоговом кодексе отсутствует.

В Государственную Думу Российской Федерации внесли новый законопроект о налогах. Он предусматривает, что сумма налогов будет зависеть от доходов человека. Авторы законопроекта заявили, что в случае принятия новых законов в бюджет дополнительно поступало бы примерно 2 триллиона рублей. Теперь россияне задаются вопросом, приняли ли правила нового налога или нет.

Смысл предложенных правил заключается в том, что если человек в год зарабатывает до 2 миллионов рублей, то налоги для него не меняются. Однако при «сверхзаработке» в размере от 2,4 миллионов до 100 миллионов рублей депутаты предлагают ввести дополнительные 30% налогов от суммы, которая превышает допустимый порог заработка. Для тех, кто зарабатывает более 100 миллионов депутаты партии ЛДПР хотят ввести налог в 29 миллионов рублей, а также 70% от суммы, превышающей 100 миллионов рублей.

Авторы этого законопроекта аргументируют свое решение тем, что сейчас, по их мнению, за счет налогов создается огромная пропасть между богатым и бедным слоями населения России. В данный момент этот разрыв равен 10%, что противоречит нормам ООН, утверждают депутаты. Андрей Крутов, член Государственной Думы и специалист по вопросам энергетики, считает, что такие правила бы ударили по немногим людям, принадлежащим к высокому материальному классу. По его мнению, очень логично повышать налоги только для более обеспеченных граждан.

Юрист Юлий Ровинский отметил, что такой налог на сверхдоходы позволит покрывать некоторый дефицит в бюджете. Эксперт подчеркнул, что такие законы действуют во многих Европейских странах. Например, в Чехии, Франции, а также в Италии. Однако некоторые специалисты считают, что такой законопроект станет мотивацией для многих обеспеченных граждан, чтобы скрывать от государства свои доходы.

Приняли или нет

Россияне интересуются в социальных сетях, приняли уже этот закон или нет. Недавно на эту тему высказался Дмитрий Медведев. Он отметил, что законопроект еще не приняли, так как нужно продумать еще множество факторов. По его словам, такие правила могут сильно ударить не только по самым обеспеченным людям, но и по представителям так называемого среднего класса.

Медведев заявил, что этот вопрос еще необходимо будет обсуждать. Напомним, что современная налоговая система действует в Российской Федерации с 2001 года. В последние годы парламентарии стали активно предлагать повысить суммы налогов. Новые законы, полагают эксперты, будет рассматривать уже другой парламент.

Разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Сущность налога - ограничение рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.


Смотреть значение Налог На Сверхприбыль в других словарях

Налог — налога, м. Государственный сбор, взимаемый с населения. Взимать налог. Обложить налогом. Прямые налоги. Косвенные налоги. Подоходный налог. Сельскохозяйственный налог.
Толковый словарь Ушакова

Сверхприбыль — сверхприбыли, мн. и, сверхприбылей-сверхприбылей, ж. (экон.). В капиталистическом обществе - прибыль, значительно превосходящая среднюю норму прибыли.
Толковый словарь Ушакова

Налог М. — 1. Установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
Толковый словарь Ефремовой

Сверхприбыль Ж. — 1. Прибыль, значительно превосходящая среднюю норму.
Толковый словарь Ефремовой

Налог — -а; м. Устанавливаемый государством обязательный сбор, взимаемый с граждан и предприятий. Подоходный н.
◁ Нало́говый, -ая, -ое. Н-ая система. Н-ые платежи. Н-ое обложение.........
Толковый словарь Кузнецова

Сверхприбыль — -и; ж. Экон. Прибыль, значительно превосходящая среднюю норму прибыли.
Толковый словарь Кузнецова

Автомобильный Налог — - сбор с владельцев автотранспортных средств, взимаемый в виде местного налога и используемый на содержание и улучшение дорог.
Юридический словарь

Акциз, Акцизный Налог — (фр. accise, от лат. accidere - обрезать) Вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления и услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги.
Юридический словарь

Биржевой Налог — - налог на биржевой оборот. Объектом обложения является оборот ценных бумаг на фондовой бирже.
Юридический словарь

Возвратная Пошлина (налог) — - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза........
Юридический словарь

Гербовый Налог — - налог на документы, оформляющие различного рода сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передаче........
Юридический словарь

Глобальный Подоходньш Налог — - налог. взимаемый с совокупного дохода налогоплательщика вне зависимости от источников получения дохода.
Юридический словарь

Деловой Налог — - налог, поступления которого делятся между органами разных уровней.
Юридический словарь

Земельный Налог — - в РФ один из целевых реальных налогов; установлен Законом РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и........
Юридический словарь

Квартирный Налог — - налог, взимаемый местными органами власти с квартиронанимателей. Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.
Юридический словарь

Маргинальньш Налог — - приращение, увеличение подоходного налога, налог с дополнительного дохода, превышающего определенный уровень.
Юридический словарь

Налог — - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового........
Юридический словарь

Налог Биржевой — - налог на биржевой оборот. Объект обложения - оборот ценных бумаг на фондовой бирже.
Юридический словарь

Налог Квартирный — - налог, взимаемый местными органами власти с квартиронанимателей.
Юридический словарь

Налог На Движение Имущества — - налог, взимаемый при купле-продаже недвижимости.
Юридический словарь

Налог На Добавленную Стоимость — - один из видов федеральных налогов в РФ. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой........
Юридический словарь

Налог На Добавленную Стоимость, Ндс — (англ. value added tax, VAT) - один из видов федеральных налогов в РФ, взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности........
Юридический словарь

Налог На Доходы От Денежных Капиталов — - вид налога, которым могут облагаться дивиденды и проценты, получаемые от акций и облигаций, проценты по банковским вкладам, выигрыши по займам.
Юридический словарь

Налог На Доходы Физических Лиц, Подоходный Налог С Физических Лиц — - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых........
Юридический словарь

Налог На Имущество Организаций — - один из видов налогов субъектов РФ. Относится к реальным налогам. Уплачивается всеми организациями, обладающими имуществом на территории РФ, континентальном шельфе........
Юридический словарь

Налог На Имущество Предприятий — - один из налогов субъектов Российской Федерации. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, за-, пасы и затраты, находящиеся на балансе........
Юридический словарь

Налог На Личное Состояние — - налог на собственность физических лиц, распространяющий свое действие на отдельные виды частной собственности граждан (дома, строения, транспортные средства).
Юридический словарь

Налог На Нераспределенную Прибыль — - налог, который налагается на нераспределенную на дивиденды часть прибыли акционерных компаний, страховых обществ, банков и других организаций-налогоплательщиков,........
Юридический словарь

Налог На Операции С Ценными Бумагами — - в РФ один из федеральных налогов, установленный РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" от 12 декабря 1991 г. Плательщики налога - юридические и физические лица, осуществляющие........
Юридический словарь

Налог На Потребление — - налог, который взимается во многих странах мира, но имеет свои особенности. Так, в Японии И. на П. устанавливается в размере 3 % на все импортируемые товары. В США он устанавливается........
Юридический словарь

В качестве одного из ярких примеров изменения налоговой политики в отношении недропользователей в Казахстане можно привести ситуацию с разрешением вопроса о проблемах исчисления налога на сверхприбыль.

Со второго полугодия 2005 года налоговые органы Казахстана под кураторством Налогового комитета Министерства финансов РК провели ряд тематических налоговых проверок в отношении крупнейших недропользователей. Впервые за историю независимого Казахстана были проведены тематические проверки по налогу на сверхприбыль. Недропользователи были в недоумении от огромных сумм начисленного налога на сверхприбыль, пени и штрафов.

Налог на сверхприбыль впервые был предусмотрен положениями налогового законодательства начала 1995 года. Плательщиками налога на сверхприбыль признавались все недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований и получающие дополнительные доходы от деятельности в относительно лучших природных условиях или реализующие добываемую продукцию в относительно лучших условиях рынка.

Закон о налогах содержал общие положения о плательщиках налога на сверхприбыль, форме уплаты, в последующих редакциях были определены ставки налога на сверхприбыль. Подзаконного же регламентирования порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль недропользователи не видели долгое время. Скорее всего, это объяснялось ранним этапом развития нефтяной индустрии. Нефтяные месторождения находились все еще на стадии разведки, соответственно, не было даже прибыли, не говоря уже о так называемой сверхприбыли.

29 декабря 1997 года Приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК № 1 была утверждена Инструкция № 41 «О налогообложении недропользователей». Впервые детально методика расчета (исчисления) налога на сверхприбыль была закреплена в Инструкции № 41, положениями инструкции также предусматривались примеры исчисления налога на сверхприбыль, формулы и расчеты. С момента принятия Инструкции № 41 недропользователи руководствовались ее положениями.

Недропользователи Казахстана начали получать сверхприбыль в конце 1999 - начале 2000 годов. Соответственно, с этого момента возникла необходимость исчисления и уплаты налога на сверхприбыль. Стоит отметить, что были утверждены правила составления налоговой отчетности, недропользователи провели ряд переговоров с представителями налоговых органов в целях получения консультаций по правилам исчисления и уплаты налога на сверхприбыль.

Правильность, корректность и, соответственно, правомерность порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, проводимого недропользователями, была подтверждена результатами комплексных налоговых проверок недропользователей за 2000-2004 годы. Результаты же последних тематических налоговых проверок, проведенных во втором полугодии 2005 года, показали, что недропользователи неправильно исчисляли налог на сверхприбыль. Более того, противоречивыми оказались выводы проверяющих, а именно, результаты ранее проведенных комплексных проверок в отношении налога на сверхприбыль существенно отличались от проведенных в 2005 году тематических проверок по налогу на сверхприбыль; формулы исчисления налога на сверхприбыль, закрепленные в ежегодно (с 2000 года) утверждаемых налоговыми органами правилах составления налоговой отчетности также рознились с формулами, примененными в ходе тематических проверок.

Налоговые органы использовали принципиально новую для многих Контрактов методику расчета налога на сверхприбыль.

В соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент заключения недропользователями нефтяных контрактов, и сложившейся практикой налог на сверхприбыль рассчитывался следующим образом:

Доход после уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) - налог на дивиденды - налог на сверхприбыль, уплаченный за предыдущий год = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Вышеуказанная формула применялась в соответствии с положениями Инструкции № 41 «О налогообложении недропользователей» и Правилами составления Декларации по налогу на сверхприбыль.

Налоговые же органы в середине 2005 года приняли внутренний акт, предусматривающий иной порядок исчисления налога на сверхприбыль, с принятием за основу лишь порядка определения чистого дохода. Так, налоговые органы, руководствуясь положениями п.30 ст.5 Закона о налогах, предусматривающего, что под чистым доходом следует понимать налогооблагаемый доход за минусом подоходного налога, выплачиваемого по этому доходу, рассчитывают налог на сверхприбыль следующим образом:

Доход после уплаты КПН = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Таким образом, налоговые органы посчитали, что при исчислении чистого дохода недропользователи необоснованно вычитывают сумму уплаченного налога на дивиденды и сумму налога на сверхприбыль, уплаченного за предыдущий год .

Основным аргументом налоговых органов при исчислении налога на сверхприбыль по вышеуказанной формуле являются положения п.30 ст.5 Закона о налогах, определяющего чистый доход как доход за минусом только корпоративного подоходного налога.

Как видно из изложенного, руководствуясь крайне формальным подходом, несмотря на положения Контрактов на недропользование, четко закрепляющих методику расчета налога на сверхприбыль, органы налоговой службы обозначили новую методику исчисления налога на сверхприбыль, существенно изменяющую экономический баланс интересов государства и недропользователя.

Согласно ст.94 Закона о налогах требования по уплате налогов и других обязательных платежей (налоговый режим), устанавливаемые для недропользователей, определяются в контрактах на недропользование между недропользователем и Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан. В соответствии со ст.94-3 Закона о налогах налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия контракта , то есть норма стабильности налогового режима.

Таким образом, положения контракта на недропользование относительно налогового режима имеют преимущественную силу над нормами Закона о налогах и недропользователь обязан уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет согласно налоговому режиму, установленному контрактом на недропользование.

Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на сегодняшний день судебная власть в этом вопросе солидарна с налоговыми органами. При этом окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. У первых недропользователей, столкнувшихся с этой проблемой, есть право до января-февраля 2007 года обжаловать вынесенные в пользу налоговых органов судебные решения по налогу на сверхприбыль. Следует также отметить, что каждый контракт на недропользование и закрепленный в нем налоговый режим были индивидуальны.

Следует отметить, что согласно внесенным в Налоговый Кодекс поправкам стабильность налогового режима, закрепленная в контрактах на недропользование, отменена для всех недропользователей в ретроспективном порядке, за исключением:

  • · недропользователей, осуществляющих свою деятельность на основании соглашения о разделе продукции; и
  • · нескольких недропользователей, осуществляющих деятельность на основании контракта на недропользование.

Согласно новой методике расчета НСП плательщики налога на сверхприбыль применяют скользящую шкалу ставок от 0% до 60% в зависимости от процента чистого дохода, превышающего 25% отношения чистого дохода к вычетам для исчисления налога на сверхприбыль.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи Казахстана, за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность на основании следующих контрактов на недропользование:

a) соглашения о раздельной продукции;

b) на разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей (при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых);

c) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование, превышающая сумму, равную 25% от суммы вычетов недропользователя. Согласно нормам Налогового кодекса, действующего с 2009 года, общий принцип исчисления налога на сверхприбыль остался таким же, как и в 2005 году, однако, существуют изменения при определении дохода до уплаты КПН. Доход до уплаты КПН, то есть налогооблагаемый доход определяется как положительная разница между совокупным годовым доходом и вычетами для исчисления НСП, которые кроме вычетов для целей исчисления КПН, включают:

  • Фактические расходы на приобретение и (или) создание фиксированных активов;
  • Расходы по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;
  • расходы, понесенные в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;
  • расходы недропользователей, подлежащие отнесению на вычеты путем начисления амортизации;
  • убытки, понесенные недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование.

Далее, нужно определить соотношение дохода после уплаты КПН, то есть чистого дохода, к вычетам для целей исчисления КПН. В случае, если данное соотношение превышает коэффициент 1.25, то сумма превышения будет базой для исчисления налога на сверхприбыль.

Доход после уплаты КПН = чистый доход

Чистый доход, превышающий коэффициент 1.25 х ставка налога на сверхприбыль по скользящей шкале = сумма налога на сверхприбыль.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, несмотря на изменения в Налоговый Кодекс по методике расчета налога на сверхприбыль, которые в какой-то мере упростили порядок расчета, плательщики налога на сверхприбыль все еще испытывают практические трудности при применении данного расчета. До отмены стабильности налогового режима основной причиной возникновения налоговых споров по налогу на сверхприбыль являлось различное понимание налогоплательщиком и государством содержания налоговой стабильности, стабильности налогового режима. Налогоплательщик-недропользователь толкует все неточности и пробелы в свою пользу, государство в лице налоговых органов расширительно и зачастую необоснованно формально толкуют некоторые нормы применимого налогового законодательства, не учитывая положения самого контракта на недропользование. Однако, все эти вопросы вот уже на протяжении последних 15 лет являются открытыми и актуальнейшими для недропользователей Казахстана. В разрешении данных вопросов необходим систематизированный и самое главное справедливый подход с точки зрения баланса экономических интересов сторон.

С уважением,

Департамент "Налоговое право"

"Налоги и налогообложение", 2008, N 1

В настоящее время многие эксперты предлагают ввести в налоговую систему Российской Федерации налог на сверхприбыль организаций. Причем данный налог предлагается установить для различных отраслей экономики.

Налог на сверхприбыль представляет собой разновидность налога на прибыль. В различных странах он уплачивался по-разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Назначение данного налога состоит в ограничении рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.

Исторически налог на сверхприбыль обычно вводился в военное время в качестве временной, чрезвычайной меры с целью мобилизации в бюджет прибылей, получаемых промышленниками, чрезмерно наживающимися на военных поставках. В то же время налог на сверхприбыль позволял покрывать постоянный рост военных расходов.

В Советской России конца 20-х годов XX века налог на сверхприбыль активно использовался как инструмент давления на частный капитал и привел к полному исчезновению частного предпринимательства.

В Российской Федерации налог на сверхприбыль не используется.

Однако опыт применения данного налога имеется на постсоветском пространстве. В частности, налог на сверхприбыль применяется в Казахстане и Узбекистане.

Казахстан ввел налог на сверхприбыль для добывающих предприятий нефтегазового сектора в 1995 г.

Налог на сверхприбыль = Чистый доход (НБ) x Ставка налога на сверхприбыль.

При этом чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и корпоративным подоходным налогом, а также налогом на чистый доход постоянного учреждения нерезидента. Налоговая база корректируется на сумму фактически понесенных затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более десяти процентов от налоговой базы.

Ставки налога на сверхприбыль дифференцированы в зависимости от величины соотношения накопленных доходов и накопленных расходов за налоговый период.

При соотношении этих показателей на уровне менее 1,2 ставка налога составляет 0%, а в случае превышения налог постепенно возрастает вплоть до 60%:

от 1,2 до 1,3 - ставка налога 10%;

от 1,3 до 1,4 - 20%;

от 1,4 до 1,5 - 30%;

от 1,5 до 1,6 - 40%;

от 1,6 до 1,7 - 50%;

свыше 1,7 - 60%.

В Казахстане прослеживается тенденция роста поступлений от налога на сверхприбыль. Так, например, поступление налога на сверхприбыль в 2006 г. увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2005 г. Это вызвано как продолжающимся ростом мировых цен на углеводородное сырье, так и более четким определением механизма его исчисления.

В Узбекистане используется иной механизм расчета налога на сверхприбыль. Правительство Узбекистана ввело в 2006 г. этот налог для отдельных предприятий добывающих отраслей промышленности. В настоящее время утверждены ставки налога на сверхприбыль для ОАО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат". Их размер установлен в зависимости от экспортной цены за тонну рафинированной меди.

Предполагается, что перечень крупнейших предприятий горно- и нефтедобывающей отраслей, которые будут платить налог на сверхприбыль, а также размеры ставок налога будут установлены Правительством Узбекистана на основании предложений министерств финансов и экономики.

Как мы уже упоминали, в российской налоговой системе отсутствует налог на сверхприбыль. Однако аналогичный по своей сути механизм изъятия сверхприбыли экспортеров углеводородов фактически имеет место за счет использования механизма таможенных пошлин.

В середине 2006 г. в целях борьбы с инфляцией Минфин России и МЭРТ выдвинули предложение о налогообложении сверхприбыли "Газпрома" в связи с получением им дополнительных доходов из-за роста цен на мировом рынке. Однако правительство отклонило данную инициативу. Взамен этого использованы другие инструменты воздействия на "Газпром" с целью инвестирования дополнительных доходов на стратегические цели.

Взимание налога на сверхприбыль с предприятий на основании только отраслевой принадлежности не представляется объективным. Более справедливым является определение объекта налогообложения в зависимости от рентабельности предприятий и применительно ко всем отраслям экономики.

Данный принцип определения налоговой базы является более объективным, учитывает получение действительно высоких показателей прибыли, вне зависимости от отраслевой принадлежности. Если облагать сверхприбыль только по отраслевому признаку, то организации определенной отрасли будут минимизировать свою прибыль, выводя доходы через другие организации, формально не относящиеся к отрасли. Следует помнить о том, что получение сверхприбыли для большинства отраслей может являться временным явлением, результатом благоприятно складывающейся конъюнктуры. Однако известно, что одним из принципов функционирования любой налоговой системы должна быть стабильность налогового законодательства.

Необходимо также понимать, что введение данного налога на сверхприбыль вынудит налогоплательщиков занижать суммы полученных прибылей, что в конечном итоге может привести и к снижению поступлений налога на прибыль.

А.И.Чубыкина

Аспирант

кафедры "Налоги и налогообложение"

Финансовой академии при Правительстве РФ