Многоквартирные жилые дома конца 19-начала 20 веков

доц. каф. ГСиХ, г. Ростов-на-Дону

Многоквартирные жилые дома как вид массовой застройки городов появились в последней четверти 19-го века. В основном это были «доходные дома», т. е. многоквартирные многоэтажные дома, квартиры в которых сдавались «в наем». Здания строились в основном высотой в 2÷3 этажа (иногда 4, редко 5 этажей). Размеры квартир в этих домах были различные, в основном от 4 до 8 жилых комнат, с кухней и санитарными службами. В первых домах ванных комнат не было, как обязательная часть квартир они появились в самом конце 19-го ÷ начале 20-го веков. Отопление в этих домах было печное, в кухнях были кухонные (варочные) плиты. Часто кухни вместе с санитарными службами и комнатами для прислуги выносились в отдельные строительные объемы, пристроенные к основному жилому объему здания. Иногда рядом с кухнями устраивались «черные лестницы» (рис. 1). Освещение производилось керосиновыми лампами, электрическое освещение появилось в начале 20-го века. То есть, системы инженерного обеспечения зданий сводились к водопроводу и канализации.

Рис. 1. План 2-3 этажей доходного дома

Сети водоснабжения и канализации выполнялись с высоким качеством и высокой степенью надежности (городской водопровод в г. Ростове-на-Дону, построенный в самом начале 20-го века, работал до середины 60-х годов 20-го века). Утечки из этих систем были весьма незначительны (по водопроводу эта цифра составляла 1-2%).

Все вышеупомянутое позволяло при строительстве зданий применять более простые конструктивные решения по сравнению с теми, которые приняты в настоящее время:

Здания строились на ленточных фундаментах .

Наружные несущие стены образовывали сплошной замкнутый контур сложного в плане очертания; внутренние несущие стены были непрямолинейны в плане и часто были незамкнуты.

В качестве внутренних несущих стен применялись деревянные перегородки из вертикально поставленных толстых досок.

В конце 19-го века в 2-3 этажных домах устраивались деревянные лестницы, лестничные площадки также были деревянными; стены лестничных клеток частично выполнялись из дощатых перегородок (нарушались требования эвакуации). Обязательное требование к устройству каменных лестниц и выгораживанию лестниц кирпичными (несгораемыми) стенами появилось в первые годы 20-го века.

Во время Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны сословие людей, живших в доходных домах, почти полностью исчезло (были ликвидированы или уехали из страны). Общество в значительной степени перемешалось. Часть сельского населения перебралось в города. Часть городского населения была направлена «в деревню», для пролетаризации сельского хозяйства (движение 25- и 30- тысячников). Население городов резко увеличилось. Потребовалось много нового жилья.

Эта проблема решалась двумя способами: использованием существующих зданий и строительством новых жилых домов.

В соответствии с декретами «О социализации земли» (от 01.01.2001г.) и «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» (от 01.01.2001г.) началась муниципализация жилищ, изменявшая социальную структуру городского расселения в соответствии с уравнительным принципом «военного коммунизма» («отобрать и разделить»). В крупные буржуазные жилища вселялись по несколько семей из рабочих казарм, бараков, подвалов и других мест проживания. К 1924 г. в Москве было переселено около 500 тыс. человек, в Петрограде около 300 тыс. человек.

В этих условиях складывались новые формы общежития. В бывших доходных домах создавались бытовые комунны с общественными кухнями и столовыми, прачечными, детскими садами, красными уголками. В Москве в 1921 г. было 865 бытовых комунн. В Харькове в 1922 г. было 242 бытовые комунны.

При этом изменилась идеология общества. Идеология ставила себя выше объективных обстоятельств. Вера в возможность их подчинения превращала идеологию в основу существования абсолютно всего, в том числе и архитектуры. Стратегия определяла не только новое устройство общественных механизмов, но и нового человека, сознание которого не зависело от прошлого и его традиций. Очередность целей начиналось с разрушения старого мира; затем предполагалось строительство нового мира как бы «с чистого листа».

Требования индустриализации строительства повлекло за собой расширение существующей стандартизации , появление и внедрение новых стандартов, типизацию сооружений. Велась планомерная разработка стандартов жилища. Стандарт предполагал четкую модель жизненной ситуации. Ее однозначность закреплялась наборами встроенных предметов.

В условиях жестких экономических ограничений программный практицизм конструктивистов и используемые ими аскетичные формы получили поддержку в общественном мнении (хотя простота подчас была не метафорой «духа эпохи», а следствием реальной бедности). Функциональный метод жестко ограничен ситуацией. С первых послереволюционных лет возник социальный заказ , порожденный стихийным возникновением бытовых комунн. Как правило, они были неустойчивы, и распадались вместе с уходом экстремальных ситуаций времен гражданской войны. Но программой РКП(б) (март 1918 г.) образование системы комунн было провозглашено частью стратегического плана построения общества.

Здания, построенные в стиле конструктивизма, были в основном трех - пятиэтажные, кирпичные. Дома рассчитывались на большое количество проживающих и состояли из большого количества отдельных секций, часто прямоугольной (или близкой к ней) формы в плане. Планировка каждой секции коридорная, квартиры коммунальные; кухни, санузлы и ванные общие на несколько квартир. Мокрые помещения и кухни устраивались возле стен лестничных клеток, в местах примыкания к торцовым стенам. Лестничные клетки чаще всего располагались в здании в торцах секций, перпендикулярно к продольным стенам, причем промежуточные площадки примыкают к наружным стенам, а этажные площадки обращены к внутренней стороне здания.


Рис 2. Трехэтажное здание с прямоугольными прогонами и с перекрытиями по деревянным балкам

Конструктивная система – здания с несущими продольными стенами. В здании имелось три продольные несущие стены: две наружные и одна внутренняя. Наружные стены сплошные, с оконными проемами (балконов в квартирах не было). Устойчивость здания в продольном направлении обеспечивалась наружными продольными несущими стенами, в поперечном направлении – наружными торцовыми стенами и стенами лестничных клеток. Подвалы под всем зданием. То есть, в этих зданиях впервые появились конструктивные новшества в виде ядер жесткости (лестничные клетки), жесткой несущей и ограждающей оболочки (наружные несущие стены), стоечно-балочной системы, вертикальных коммуникационных коридоров, облегченных перегородок.

Стены наружного контура из сплошной кирпичной кладки толщиной в два кирпича (510 мм), оштукатурены изнутри. Межэтажные участки (от верха оконных проемов нижнего этажа до низа оконных проемов верхнего этажа) выполнялись из более дешевого силикатного кирпича, межоконные простенки клались из более прочного красного кирпича. Внутренняя несущая стена выполнялась толщиной в полтора кирпича (380 мм) и представляла собой ряд кирпичных столбов (красного кирпича) из сплошной кирпичной кладки, соединенных между собой в уровне перекрытий главными балками. Размеры столбов в плане от 1.5*4.0 кирпича (380*1030 мм) до 1.5*4.0 кирпича (380*1290 мм). Расстояние между столбами (в чистоте) было от 1.55 до 3.1 м (рис. 2).

Перекрытия выполнялись деревянными. Главные балки (прогоны) выполнялись деревянными и заделывались в кладку столбов на глубину одного кирпича (250 мм). Концы балок обертывались (с боковых поверхностей, но не с торца) войлоком, смоченным в глиняном растворе и толем, а по торцам оставлялся воздушный зазор глубиной 30 мм и торцы не изолировались. После установки балок гнезда в кладке заделывались цементно-песчаным (цементно-известковым) раствором. Иногда главные балки были круглого сечения, а чаще обтесанные на два канта (сверху и снизу). По главным балкам устраивались межэтажные перекрытия (по второстепенным балкам).

Под «мокрыми» помещениями (санузлы и ванные) устраивались монолитные железобетонные перекрытия по стальным балкам, заделанным в кирпичную кладку стен. Перекрытия выполнялись из тяжелого бетона марки 70 или 90, армированного вязаной сеткой из круглой арматуры «катанки» (Ст 3) ячейкой от 100*100 до 150*150 мм. Перекрытия выполнялись без засыпки (сверху) и штукатурки потолка (снизу). Часто снизу по бетону выполнялась затирка и побелка потолка; полы по бетону выполнялись из цементно-песчаного раствора с железнением поверхности.

Перегородки выполнялись шлакозасыпными по деревянному каркасу. Стойки каркаса из бруса сечением 90*50 мм (иногда 100*40 мм) шагом 700÷900 мм ставились враспор между балками (прогонами) перекрытий. Каркас обшивался с обеих сторон обрезными (иногда необрезными) досками толщиной 16 мм. Все это обшивалось дранкой с обеих сторон и оштукатуривалось известковым раствором.

Отсюда следует, что основы планировочных и конструктивных решений, а также конструктивные схемы зданий, которые строились в конце 20-го века и строятся в настоящее время, оформились в первой половине 20-го века.

Литература

1. «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность» том I. М.: Прогресс-Традиция, 2001, - 656 с. 1055 ил.

2. «Курс архитектуры. Гражданские и промышленные здания» том I. Конструктивные схемы и элементы гражданского строительства . М.: ГОССТРОЙИЗДАТ, 1938, - 440 с. 409 ил.

3. «Руководство для проектирования и постройки зданий» СПБ.: Издание, 1911, - 422 с. 597 ил. 239 черт.

Планировка доходных домов

В середине XIX века этот новый тип зданий - доходный дом «под жильцов» - стал приобретать свои специфические черты . Стремясь к повышению доходности участков, домовладельцы стали застраивать их все более плотно. Уже в 1836 году сборник «„Статистические сведения о Петербурге“ отмечал, что доходные дома или растут в вышину, или расширяются внутри своих дворов, которые от этого здесь большею частью тесны, не всегда доступны свежему воздуху и не вполне освещаемы» .

Дом В. Г. Жукова. Архитектор Н. П. Гребенка, 1845 г. Фасад и генеральный план участка. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.

Помимо лицевых корпусов, выходящих фасадами на улицу, в глубине участка, вплотную к его боковым границам, возводились внутренние дворовые флигеля. Так возникла периметральная застройка участков, характерная для доходных домов уже в первой трети XIX века и широко применявшаяся в середине столетия.

На более просторных участках кроме периметрально расположенных флигелей стали возводить и поперечные флигеля. Первоначальное единое пространство двора делилось ими на отдельные замкнутые дворы небольшого размера. Так были застроены, в частности, участки купцов В. Г. Жукова на углу Садовой и Гороховой улиц, 31/34 (архитектор Н. П. Гребенка), и Мейнгарда на углу Садовой улицы и Таирова (ныне Бринько) переулка, 44/6 (архитектор А. И. Ланге, 1855–1856 гг.). На участках, простирающихся внутрь квартала, внутренние дворы подчас выстраивались в своего рода анфиладу, соединенную арками проездов.

Правительство, пытаясь хоть в какой-то мере регулировать плотность застройки, вынуждено было ввести ряд ограничительных норм. Строительный устав, утвержденный в 1857 году, требовал:

«Во всяком отдельном участке должен быть по крайней мере один двор, пространством не менее 30 кв. саж., причем наименьшая ширина его должна быть не менее 3-х саж., остальные дворы могут быть и менее 30 кв. саж., но должны сообщаться проездами не менее 4,5 арш. с улицей или другими дворами.

Кроме обыкновенных дворов дозволяется устраивать исключительно для освещения лестниц, коридоров, отхожих мест, чуланов и т. п. помещений световые дворики.

Наименьший размер световых двориков, какой бы формы они ни были, должен быть таков, чтобы в его площадь можно было вписать квадрат в сажень».

Строительный устав разрешал ставить многоэтажные каменные флигеля очень тесно: лишь бы между ними оставалось расстояние не менее двух сажен (т. е. 4 м 26 см). Совершенно очевидно, что такие плотные нормы застройки противоречили требованиям гигиены, но зато отвечали интересам домовладельцев. Тесные, плохо проветриваемые, полутемные дворы-колодцы стали характерной чертой многих доходных домов капиталистического Петербурга.

В строительных правилах были и такие гуманные статьи, которые гласили, что «воспрещается устраивать жилые этажи с полами ниже поверхности тротуара», что «устройство приспособлений для жилья под крышами - на чердаках воспрещается». Однако на деле эти требования не соблюдались. Подвальные и полуподвальные этажи стали все чаще заселяться городской беднотой, а чердаки - приспосабливаться под жилые мансарды.

Зато неукоснительно соблюдалось правило, запрещающее в стенах, расположенных вдоль границ участка, устраивать проемы, даже если на соседнем участке стояли низкие строения. Такие глухие, лишенные окон стены-брандмауэры становились характерной чертой архитектурного облика Петербурга.

Процесс уплотнения застройки на протяжении XIX века шел нарастающими темпами. Если в середине XIX века у многих доходных домов еще оставались относительно просторные дворы, то во второй половине столетия они стали быстро исчезать, их вытесняли громады внутренних флигелей. Особенно высока была плотность застройки в центральных частях Петербурга: порою почти весь участок оказывался занят строениями, а в узкие дворы-колодцы едва проникал солнечный свет.

И все же архитектор, проектировавший дом, да и его заказчик-домовладелец должны были в той или иной мере учитывать потребности жильцов. Это вынуждало искать такие планировочные решения, в которых удавалось бы достигнуть компромисса между интересами жильцов и интересами владельца. Таким образом, компоновка доходных домов стимулировалась различными тенденциями: стремлением к функциональной целесообразности, удобству, комфорту и желанием домовладельца получить наибольшую прибыль. В некоторых аспектах эти тенденции совпадали: комфортабельные квартиры сдавались квартиронанимателям за большую плату. Однако в основном эти тенденции объективно противостояли друг другу, и их переплетение и противоборство порождали многие противоречия в архитектуре доходных домов.

Планировка квартир в доходных домах отличалась большим разнообразием. Диапазон их размеров и их комфортабельности был очень широк - от огромных «барских» квартир до скромных квартир в одну-три комнаты.

Значительную долю составляли квартиры, рассчитанные на представителей «средних классов», - в четыре - шесть комнат. Размеры и пропорции комнат в них были различны: от роскошных гостиных до узких клетушек и каморок. Лишь редко удавалось делать комнаты, по очертаниям близкие к квадрату; гораздо чаще с целью увеличения прибыльности комнаты вытягивали в глубину, что ухудшало их освещенность и воздухообмен.

В лицевых корпусах, выходящих на улицу, размещались большие многокомнатные квартиры, рассчитанные на состоятельных жильцов. Одну из лучших квартир здесь часто занимала семья самого домовладельца. Большие квартиры непременно имели две лестницы - парадную, вход на которую вел с улицы, и черную, выходящую во двор. В наиболее комфортабельных доходных домах парадные лестницы нередко оформлялись очень нарядно и обогревались каминами. Черные лестницы служили для подъема дров, ими пользовалась прислуга, по ним проходили торговцы-разносчики, полотеры и т. п. Вблизи выходов на черные лестницы в квартирах размещались кухни, комнаты прислуги, уборные. Таким образом, наличие двух лестниц предопределяло своеобразное зонирование квартир, их разделение на «барскую» и хозяйственную зоны, причем в больших квартирах «барская» зона в свою очередь делилась на парадные комнаты, рассчитанные на прием гостей, и на жилые.

Во внутренних, дворовых флигелях, где размещались сравнительно небольшие и более дешевые квартиры, ограничивались устройством одной лестницы. Кухня, санузел, кладовые в таких квартирах располагались вблизи входов.

Внутренняя структура доходных домов диктовалась особенностями социального заказа. Специфической чертой застройки Петербурга было то, что не только в одном квартале, но зачастую в одном и том же доме и размеры квартир, и уровень их комфортабельности были разными, рассчитанными на жильцов разного достатка. План многоквартирного доходного дома и его вертикальный архитектурный разрез становились своеобразной характеристикой социального разреза общества: типы квартир и населяющие их жильцы соответствовали ступеням социальной лестницы.

Сложившаяся в Петербурге система застройки привела к тому, что даже в центральных районах города рядом с роскошными особняками и доходными домами «под барские квартиры» находилось много жилищ, представлявших собой настоящие трущобы. Их распространению способствовало и то, что нередко квартиронаниматели, сняв квартиру у владельца дома, в свою очередь сдавали ее покомнатно своим постояльцам, обращая собираемую с них плату в источник своих доходов. Такая двойная система найма могла превращаться в тройную, так как наниматель комнаты мог сдать «угол», получая деньги с «углового жильца» в свою пользу. Все это вело к полному произволу в размерах квартирной платы и создавало невыносимые условия, особенно для бедных и многосемейных жильцов. В то же самое время такая система найма приводила к совершенно антисанитарной плотности заселения квартир доходных домов: ведь она не регламентировалась никакими законами, а увеличение количества жильцов приводило к увеличению доходов домовладельца.

В середине XIX века в Петербурге стали формироваться настоящие трущобные районы - одно из самых характерных и самых мрачных детищ капитализма. Эти районы охватили многие кварталы между «канавой» - так нелестно называли в те годы петербуржцы Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) - и Фонтанкой и перекинулись за Фонтанку, постепенно распространяясь в сторону Обводного канала. Кварталы здесь были плотно застроены многоэтажными доходными домами, причем многие квартиры были заселены «комнатными» и «угловыми» жильцами.

О том, каковы были жилищные условия в домах такого типа, свидетельствуют произведения многих писателей тех лет. В качестве примера можно привести хотя бы описание дома, стоявшего где-то вблизи Фонтанки, в котором жил Макар Девушкин - герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». В доме, как и обычно, две лестницы. Одна парадная - «чистая, светлая, широкая, все чугун да красное дерево». Иначе выглядела черная лестница: «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной… одним словом, нехорошо».

Квартира, в которой Макар Девушкин снимает комнатку-конуру за кухней, - по его словам, «Ноев ковчег»: она очень типична для полутрущобных домов с многокомнатными квартирами под «комнатных» и «угловых» жильцов. «Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно номера, все так в ряд простираются (обычный для тех лет прием внутренней планировки доходного дома: темные коридоры проходят вдоль брандмауэров, комнаты выходят окнами во двор. - А. П.). Ну, вот и нанимают эти номера, а в них по одной комнате в каждом; живут в одной и по двое, и по трое». Причем это отнюдь не пролетарская беднота, а люди «все такие образованные, ученые. Чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный… Два офицера живут и все в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет». Что касается расположения комнат, то «оно - нечего сказать, - удобно, это правда, но как-то в них душно, то есть не то чтобы оно пахло дурно, а так, если можно выразиться, немного гнилой, остро-услащенный запах какой-то… Чижики так и мрут. Мичман уж пятого покупает - не живут в нашем воздухе, да и только» .

В архитектуре доходных домов со всей достоверностью и убедительностью отразились социальные противоречия эпохи - и в планировке зданий, и в усиливающемся контрасте между обликом лицевых фасадов домов и их «изнанкой» - системой тесных дворов-колодцев. А так как доходные дома стали составлять большинство построек в Петербурге XIX века, то присущие им архитектурные особенности очень сильно повлияли на градостроительное развитие города в целом, на эволюцию его общего архитектурно-художественного облика.

"Большие" дореволюционные квартиры все еще будоражат мозг общественности. Житье на 100 или 150 метрах кажется многим счастливым уделом интеллигенции рубежа 19-20 веков. Большая площадь квартиры для человека советского и постсоветского залог спокойной сытой жизни.

"Четырехкомнатная" квартира доходного дома Капустина. Фонтанка 159

Между тем, большие площади квартир имеют порой не очень приятные объяснения. В этом посте я хочу показать, как распределялись жилые метры и почему большая по современным меркам площадь оказывалась довольно скромным жильем человека. Человека ослепленного жизнью богатейшей столицы империи и имеющего понятия как должны жить люди его круга. В моем повествовании чиновники будут менять инженеров и финансистов. Их профессиональная принадлежность мне не совсем интересна. Я скорее рассказываю о условиях жизни людей определенного образа жизни и состояния.
Примером нам послужит одна из из квартир доходного дома Капустина построенного архитектором Бубырем Алексеем Федоровичем в 1909-1907 годах.


Доходный дом Капустина. Петербург.

Доходный дом почетного дома Капустина настолько известный памятник Петербургского модерна, что повторять все что о нем сказано и написано не имеет смысла. О композиции это домика я рассказывал здесь http://koloma9.livejournal.com/31600.html . Там есть ссылки на людей которые много сделали для того что бы этот памятник был замечен, оценен и любим многими. Прежде всего это создатель сайта о Бубыре Александр Мамлыга с его сайта я взял поэтажные планы здания, предоставленные Романом Ганом и петербургский историк архитектуры Борис Кириков. О владельце здания можно почитать по ссылке . Домик известен тем так же, что был показан в кино Питер ФМ. Для вступления довольно, перейдем квартире.

План 3-5 этажей доходного дома Капустина.

План квартиры, который я буду использовать, современный. Он взят из объявления сайта недвижимости emls.ru . Планировка квартиры,указанная на нем, полностью совпадает с одной из двух квартир справа вверху на поэтажном плане здания.
Общая площадь квартиры чуть больше 100 метров. На плане видно, что это не самое шикарное жилье в доме, а один из экономных вариантов.
Квартира имела два входа: парадный и черный для хозяйственных нужд. Для своего времени она неплохо оснащена. На оригинальном плане указывается наличие ванн и туалетов. Отопление квартиры печное.
Как и многие квартиры своего времени она делилась на две половины хозяйскую и хозяйственную. Хозяйскую часть отапливали две печи. Хозяйственная обогревалась от плиты на кухне.

Красным выделена хозяйственная часть квартиры.

Хозяйственная часть включала кухню 11,6 метров. Комнату для прислуги 5,3 метра. Ванна 4 метра. Коридор 8 метров и туалет рядом с кухней.
Планировка хозяйственной части квартиры типична для петербургских доходных домов 1870-1917 годов. Автор этих строк успел пожить в двух других квартирах в разных концах города с аналогичным устройством пространства.
Главный недостаток такого планировочного решения - длинный неосвещенный узкий коридор связывающий две половины квартиры. Его наличие своеобразное проклятие многих петербургских квартир. Такое решение во много вынужденное и обусловлено как невозможностью использовать перекрытия больше определенной длины так и жадностью домовладельцев. Обратите внимание что коридор "съедает" около 8 процентов общей площади квартиры.
Второй особенностью такой планировки можно назвать не отапливаемый туалет, граничащий с лестничной клеткой. И в современных условиях с паровым отоплением, зимой там бывает прохладно.
Ванная комната 4 метра на современный вкус будет выглядеть достаточной. Но не следует забывать о дровяном отоплении. Оно требовало дополнительного пространства.
Пример богатой ванной из меди с дровяным титаном сохранился в музее- квартире Елизаровых. Она занимает схожее по размерам помещение.

Ванна из Музея-Квартиры Елизаровых.

Маленькая комната рядом с кухней предназначена прислуге. Она очень небольшая для такого рода помещений. Всего-лишь 5.3 метра. В домах построенных 20 годами ранее, такие комнаты занимали до 12 метров. Была ли это комната постоянным жильем или служила убежищем для приходящей прислуги мне не известно.
Кухня так же небольшая. Всего 11.6 метров. По современным меркам не плохо. Однако 100 лет назад это место поступления дров в зимний период. Держать дневной запас топлива для трех печей на такой площади не так просто.
Обзор хозяйственной части квартиры позволяет говорить о о своеобразной экономии площади архитектором в этой части квартиры. Перед нами бюджетный вариант жилья.
С другой стороны сохранилась "дореволюционное" соотношение хозяйственной части квартиры к общей площади жилья. Техническая часть квартиры занимает около трети общей жилой площади. Что очень много по современным меркам, но соответствует технологиям и домашнему укладу того времени.

Красным выделена хозяйская часть квартиры.

Хозяйская часть квартиры занимает чуть меньше 70 метров и содержит пять помещений. На первый взгляд более чем достаточно для комфортного жилья. Рассмотрим, как делятся эти квадратные метры.
Прихожая в десять метров имеем несколько вытянутые пропорции и открывает доступ к трем помещениям.
Помещение 7,7 метров с крошечным окном слишком маленькое для полноценной комнаты. Скорее всего перед нами так же техническое помещение. Я думаю, что это гардероб.

Фотография гардероба квартиры с сайта недвижимости.

Размещение гардероба в такой небольшой квартире, его площадь съедает еще 8 процентов, говорит о желании архитектора придать квартире ценности в глазах возможного арендатора квартиры. Кому же предназначалось такое жилье?
Об это рассказывает комната 14,3 квадратных метров рядом с прихожей. Если задуматься она расположена довольно странно. Вы попадаете в прихожую квартиры и сразу из прихожей либо в гардероб, либо в гостиную ведущую в остальную часть квартиры либо в изолированную комнату с отдельной печью. Перед нами кабинет.
О кабинетах в квартирах доходных домов нужно сказать отдельно. Основными арендаторами квартир в доходных домах были государственные и коммерческие служащие. Деловая культура конца 19 века допускала совмещение основной работы с частной деятельностью. Поэтому на многих планах квартир начала века мы будем видеть изолированные комнаты рядом с прихожей. Здесь глава семейства зарабатывал или скорее дозарабатывал деньги. Размещение таких помещений рядом с входом в квартиру говорит о их предназначении принимать приходящих людей, а не придаваться размышлениям в одиночестве.


План доходного дома Бубыря на Стремянной улице.

Многие планы доходных домов публиковались в журнале Зодчий. На них зачастую помещения подписаны. Для примера схожий кабинет можно найти на плане другой постройки Бубыря на Стремянной улице.
Таким образом из 70 метров хозяйской половины почти 32 занимали помещения, предназначенные для работы и создания впечатления перед гостем о "шикарности" жилья. В спальной, детской или гостиной прием вести было никак нельзя.
На оставшихся 70 метрах располагалась небольшая спальная в 14 квадратных метра и большая гостиная в 26 метров.
О гостиной следует сказать отдельно. Ее размещение не совсем удачно. Если посмотреть на план еще раз, то видно, что архитектор буквально втиснул 30 метровое тело в общую массу квартиры. Отсюда и видимые огрехи. Гостиная имеет неправильную форму, ведь нужно было оставить окно для кабинета.

Это проходная комната. Ее большая площадь получена урезанием коридора для связи с технической частью квартиры. Теперь, например, вы не можете принести дров в кабинет, не пронеся их через главную комнату квартиры. Комнату площадью 27 метров освещает всего одно окно находящиеся в нише созданной стенами других помещений квартиры. Хроническая проблема освещенности петербургского жилья начала века на лицо.
Таким образом, перед нами жилье для небольшой семьи из двух человек занимающие 100 метров. Большая его часть отведена техническим службам или представительским помещениям. Где разместить детскую или комнату для пожилых членов семьи? На 100 метрах площади для этого не нашлось места. Перед нами жилье для людей тянущиеся к жизни на широкую ногу, но не имеющие на это средств. Было ли оно спокойным и размеренным?
Не о их ли жизни задолго до постройки дома Капустина в повести Шинель рассказывал Николай Васильевич Гоголь.............. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, — словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента..........

Аннотация

А.И.Москаленко

Многоквартирные жилые дома как вид массовой застройки городов появились в последней четверти 19-го века.При строительстве зданий применялись более простые конструктивные решения по сравнению с теми, которые приняты в настоящее время. Их сменили здания, построенные в стиле конструктивизма. Они были в основном трех - пятиэтажные, кирпичные. Дома рассчитывались на большое количество проживающих и состояли из большого количества отдельных секций, часто прямоугольной (или близкой к ней) формы в плане. В этих зданиях впервые появились конструктивные новшества в виде ядер жесткости (лестничные клетки), жесткой несущей и ограждающей оболочки (наружные несущие стены), стоечно-балочной системы, вертикальных коммуникационных коридоров, облегченных перегородок.

Ключевые слова: строительство, конструктивные системы, стены, перекрытия, перегородки,метод

Многоквартирные жилые дома как вид массовой застройки городов появились в последней четверти 19-го века. В основном это были «доходные дома», т. е. многоквартирные многоэтажные дома, квартиры в которых сдавались «в наем». Здания строились в основном высотой в 2÷3 этажа (иногда 4, редко 5 этажей). Размеры квартир в этих домах были различные, в основном от 4 до 8 жилых комнат, с кухней и санитарными службами. В первых домах ванных комнат не было, как обязательная часть квартир они появились в самом конце 19-го ÷ начале 20-го веков.Отопление в этих домах было печное, в кухнях были кухонные (варочные) плиты. Часто кухни вместе с санитарными службами и комнатами для прислуги выносились в отдельные строительные объемы, пристроенные к основному жилому объему здания. Иногда рядом с кухнями устраивались «черные лестницы» (рис. 1). Освещение производилось керосиновыми лампами, электрическое освещение появилось в начале 20-го века. То есть, системы инженерного обеспечения зданий сводились к водопроводу и канализации.

Рис. 1. План 2-3 этажей доходного дома

Сети водоснабжения и канализации выполнялись с высоким качеством и высокой степенью надежности (городской водопровод в г. Ростове-на-Дону, построенный в самом начале 20-го века, работал до середины 60-х годов 20-го века). Утечки из этих систем были весьма незначительны (по водопроводу эта цифра составляла 1-2%).

Все вышеупомянутое позволяло при строительстве зданий применять более простые конструктивные решения по сравнению с теми, которые приняты в настоящее время:

Здания строились на ленточных фундаментах.

Наружные несущие стены образовывали сплошной замкнутый контур сложного в плане очертания; внутренние несущие стены были непрямолинейны в плане и часто были незамкнуты.

В качестве внутренних несущих стен применялись деревянные перегородки из вертикально поставленных толстых досок.

В конце 19-го века в 2-3 этажных домах устраивались деревянные лестницы, лестничные площадки также были деревянными; стены лестничных клеток частично выполнялись из дощатых перегородок (нарушались требования эвакуации). Обязательное требование к устройству каменных лестниц и выгораживанию лестниц кирпичными (несгораемыми) стенами появилось в первые годы 20-го века.

Во время Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны сословие людей, живших в доходных домах, почти полностью исчезло (были ликвидированы или уехали из страны). Общество в значительной степени перемешалось. Часть сельского населения перебралось в города. Часть городского населения была направлена «в деревню», для пролетаризации сельского хозяйства (движение 25- и 30- тысячников). Население городов резко увеличилось. Потребовалось много нового жилья.

Эта проблема решалась двумя способами: использованием существующих зданий и строительством новых жилых домов.

В соответствии с декретами «О социализации земли» (от 19.02.1918г.) и «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» (от 20.08.1918г.) началась муниципализация жилищ, изменявшая социальную структуру городского расселения в соответствии с уравнительным принципом «военного коммунизма» («отобрать и разделить»). В крупные буржуазные жилища вселялись по несколько семей из рабочих казарм, бараков, подвалов и других мест проживания. К 1924 г. в Москве было переселено около 500 тыс. человек, в Петрограде около 300 тыс. человек.

В этих условиях складывались новые формы общежития. В бывших доходных домах создавались бытовыекомунны с общественными кухнями и столовыми, прачечными, детскими садами, красными уголками. В Москве в 1921 г. было 865 бытовыхкомунн. В Харькове в 1922 г. было 242 бытовыекомунны.

При этом изменилась идеология общества. Идеология ставила себя выше объективных обстоятельств. Вера в возможность их подчинения превращала идеологию в основу существования абсолютно всего, в том числе и архитектуры. Стратегия определяла не только новое устройство общественных механизмов, но и нового человека, сознание которого не зависело от прошлого и его традиций. Очередность целей начиналось с разрушения старого мира; затем предполагалось строительство нового мира как бы «с чистого листа».

Требования индустриализации строительства повлекло за собой расширение существующей стандартизации, появление и внедрение новых стандартов, типизацию сооружений. Велась планомерная разработка стандартов жилища. Стандарт предполагал четкую модель жизненной ситуации. Ее однозначность закреплялась наборами встроенных предметов.

В условиях жестких экономических ограничений программный практицизм конструктивистов и используемые ими аскетичные формы получили поддержку в общественном мнении (хотя простота подчас была не метафорой «духа эпохи», а следствием реальной бедности). Функциональный метод жестко ограничен ситуацией. С первых послереволюционных лет возник социальный заказ, порожденный стихийным возникновением бытовых комунн. Как правило, они были неустойчивы, и распадались вместе с уходом экстремальных ситуаций времен гражданской войны. Но программой РКП(б) (март 1918 г.) образование системы комунн было провозглашено частью стратегического плана построения общества.

Здания, построенные в стиле конструктивизма, были в основном трех - пятиэтажные, кирпичные. Дома рассчитывались на большое количество проживающих и состояли из большого количества отдельных секций, часто прямоугольной (или близкой к ней) формы в плане. Планировка каждой секции коридорная, квартиры коммунальные; кухни, санузлы и ванные общие на несколько квартир. Мокрые помещения и кухни устраивались возле стен лестничных клеток, в местах примыкания к торцовым стенам. Лестничные клетки чаще всего располагались в здании в торцах секций, перпендикулярно к продольным стенам, причем промежуточные площадки примыкают к наружным стенам, а этажные площадки обращены к внутренней стороне здания.

Рис 2. Трехэтажное здание с прямоугольными прогонами и с перекрытиями по деревянным балкам

Конструктивная система - здания с несущими продольными стенами. В здании имелось три продольные несущие стены: две наружные и одна внутренняя. Наружные стены сплошные, с оконными проемами (балконов в квартирах не было). Устойчивость здания в продольном направлении обеспечивалась наружными продольными несущими стенами, в поперечном направлении - наружными торцовыми стенами и стенами лестничных клеток. Подвалы под всем зданием.То есть, в этих зданиях впервые появились конструктивные новшества в виде ядер жесткости (лестничные клетки), жесткой несущей и ограждающей оболочки (наружные несущие стены), стоечно-балочной системы, вертикальных коммуникационных коридоров, облегченных перегородок.

Стены наружного контура из сплошной кирпичной кладки толщиной в два кирпича (510 мм), оштукатурены изнутри. Межэтажные участки (от верха оконных проемов нижнего этажа до низа оконных проемов верхнего этажа) выполнялись из более дешевого силикатного кирпича, межоконные простенки клались из более прочного красного кирпича. Внутренняя несущая стена выполнялась толщиной в полтора кирпича (380 мм) и представляла собой ряд кирпичных столбов (красного кирпича) из сплошной кирпичной кладки, соединенных между собой в уровне перекрытий главными балками. Размеры столбов в плане от 1.5*4.0 кирпича (380*1030 мм) до 1.5*4.0 кирпича (380*1290 мм). Расстояние между столбами (в чистоте) было от 1.55 до 3.1 м (рис. 2).

Перекрытия выполнялись деревянными. Главные балки (прогоны) выполнялись деревянными и заделывались в кладку столбов на глубину одного кирпича (250 мм). Концы балок обертывались (с боковых поверхностей, но не с торца) войлоком, смоченным в глиняном растворе и толем, а по торцам оставлялся воздушный зазор глубиной 30 мм и торцы не изолировались. После установки балок гнезда в кладке заделывались цементно-песчаным (цементно-известковым) раствором. Иногда главные балки были круглого сечения, а чаще обтесанные на два канта (сверху и снизу). По главным балкам устраивались межэтажные перекрытия (по второстепенным балкам).

Под «мокрыми» помещениями (санузлы и ванные) устраивались монолитные железобетонные перекрытия по стальным балкам, заделанным в кирпичную кладку стен. Перекрытия выполнялись из тяжелого бетона марки 70 или 90, армированного вязаной сеткой из круглой арматуры «катанки» (Ст 3) ячейкой от 100*100 до 150*150 мм. Перекрытия выполнялись без засыпки (сверху) и штукатурки потолка (снизу). Часто снизу по бетону выполнялась затирка и побелка потолка; полы по бетону выполнялись из цементно-песчаного раствора с железнением поверхности.

Перегородки выполнялись шлакозасыпными по деревянному каркасу. Стойки каркаса из бруса сечением 90*50 мм (иногда 100*40 мм) шагом 700÷900 мм ставились враспор между балками (прогонами) перекрытий. Каркас обшивался с обеих сторон обрезными (иногда необрезными) досками толщиной 16 мм. Все это обшивалось дранкой с обеих сторон и оштукатуривалось известковым раствором.

Отсюда следует, что основы планировочных и конструктивных решений, а также конструктивные схемы зданий, которые строились в конце 20-го века и строятся в настоящее время, оформились в первой половине 20-го века.

Литература

1. А.В.Иконников «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность» том I. М.: Прогресс-Традиция, 2001, - 656 с. 1055 ил.

2. Л.А. Серк «Курс архитектуры. Гражданские и промышленные здания» том I. Конструктивные схемы и элементы гражданского строительства. М.: ГОССТРОЙИЗДАТ, 1938, - 440 с. 409 ил.

3. А.И. Тилинский «Руководство для проектирования и постройки зданий» СПБ.: Издание А.С. Суворина, 1911, - 422 с. 597 ил. 239 черт.

Москва 100 лет назад не была столицей, но собственное жилье в ней могли себе позволить только состоятельные люди. Большинство же горожан рассчитывали на аренду: в городе сдавались и дорогие барские апартаменты, и разного качества квартиры в доходных домах, и комнаты-меблирашки, и даже углы и койки. О том, как москвичи решали квартирный вопрос в начале ХХ века, - в спецпроекте «РБК-Недвижимости»

В 1882 году в Москве было 143 доходных дома в четыре этажа и выше, а к 1900 году — 553. В 1906 году городская управа выдала 1859 разрешений на строительство, в 1908 году — 2248, а в 1910 году — 2955

Доходные дома

На рубеже XIX-XX веков в Москве начался строительный бум - в это время город стали активно застраивать многоэтажными доходными домами. К 1917 году они составляли 40% жилой недвижимости Москвы.

Доходный дом — здание, построенное владельцем земельного участка специально для сдачи квартир в аренду. Именно с них началась эпоха многоквартирных домов, в которых сегодня живут москвичи: сейчас квартиры в основном принадлежат жильцам, в советское время их единственным собственником выступало государство, а в начале ХХ века квартиры были исключительно арендным жильем.

Доходные дома отличались повышенной этажностью (от четырех этажей), расположением квартир вокруг лестничных клеток, парадными фасадами. Здания целиком принадлежали как частным лицам, так и различным организациям: учебным заведениям, монастырям, коммерческим и благотворительным обществам.

Высокую девелоперскую активность в начале ХХ века поддерживало наличие свободной земли под застройку. «Новое строительство шло по большей части на землях, которые массово распродавали представители оскудевающего дворянства, — рассказала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Галина Ульянова. — Участки эти находились на территории старых городских усадеб. Купцы выкупали землю с постройками впрок, но в первые 10-15 лет ничего на них не возводили, в лучшем случае сдавали под склады. Также покупали и «порозжие», то есть порожние, пустые участки. Поначалу новые владельцы просто не знали, насколько выгодным делом будет застройка этих участков доходными домами. Но постепенно они созревали для радикальных решений, и территория внутри Садового кольца начала меняться».

В начале XX века на московском рынке недвижимости выделились четыре категории доходных домов, которые существенно различались по комфортности и размеру жилья.

К первому типу относились дома с так называемыми барскими квартирами. Ко второму типу - дома для высокооплачиваемых служащих банков, страховых компаний, акционерных обществ и частных предпринимателей. К третьему типу относились дома с небольшими квартирами для людей со средними доходами (чиновников и учителей). И наконец, четвертый тип — это дома с коечно-каморочными квартирами, в которых жили небогатые люди, приехавшие в Москву на заработки. В них размещалось различное недорогое жилье, в том числе ночлежки в подвалах для самых бедных слоев населения.

План доходного дома


Подготовил историк Павел Гнилорыбов, основатель канала «Архитектурные излишества»

Половину первого этажа занимает лавка бакалейных товаров. Приказчики большую часть времени ведут себя солидно, но иногда курят на заднем дворе, громко смеются, отвешивают «леща» мальчишкам.

Торговля вызывает недовольство живущего через стенку капитана. Он уволился с военной службы в не самом высоком чине, любит вспоминать русско-турецкую войну и заводит пластинки.

На втором этаже принимает пациентов молодой врач. Он пять лет назад получил образование, все болезни в XX веке модно объясняет нервной составляющей, поэтому доктор не страдает от нехватки пациентов, долго выслушивая их жалобы.

Пестроту доходного дома, где каждый норовит урвать пару копеек, нарушает антиквар - он коллекционирует гравюры, офорты, часами сидит над своими сокровищами, но, чтобы сводить концы с концами, держит букинистическую лавочку на Никольской улице.

На третьем этаже в первой квартире живут вскладчину трое студентов Московского университета. Чем выше этаж - тем ниже стоимость. Студенты - из разночинцев. Деньги родители присылают редко, поэтому юноши работают репетиторами, корректорами в типографии, учат великовозрастных балбесов из дворянских семей.

На самом верху следит за порядком хозяин этого небольшого доходного дома. Несколько крепких стен, выполненных в красном кирпиче, - весь его капитал. При жизни старик был колесным мастером от Бога, заслужил уважение, авторитет и постоянных клиентов, что позволило к старости инвестировать в жилищное строительство на окраине Москвы. Деньги со своих жильцов домовладелец собирает сам. Военный, врач и антиквар платят аккуратно. Иногда задерживают платеж студенты, но старик в целом лоялен.

Первый лифт в Москве был установлен в доходном доме Н. И. Силуанова на Рождественском бульваре, д. 17, в 1904 году

Барские квартиры

В престижных доходных домах, строившихся в Москве в начале ХХ века, квартиры были большими и дорогими - их называли барскими. Снимали такое жилье обычно перебравшиеся в город из деревенских усадеб дворяне, иногородние зажиточные купцы, часто бывающие в столице, а также профессора, врачи, юристы с хорошим заработком и постоянной клиентурой.

Выражение «барская квартира» в газетных объявлениях о сдаче жилья означало, что цена его значительно выше средней. Но желающих вселиться в роскошные апартаменты не хватало. По данным авторов книги «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века» Владимира Руги и Андрея Кокорева, проведенная в 1907 году жилищная перепись показала, что в Москве пустовало 7% таких квартир.

Аренда барских квартир стоила в среднем 120-140 руб. в месяц, но встречались предложения и дороже. Обычно в них было 7-15 комнат с хорошей мебелью, помещения для прислуги. В домах с такими квартирами имелись водопровод, канализация, прачечная, голландское отопление, а в некоторых даже лифт.

Галина Ульянова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:

— Люди, которые могли снять квартиру если не в ассирийском стиле, то, по крайней мере, четыре — шесть обычных комнат, отнюдь не были малоимущими. Это те, кого позже назовут представителями среднего класса, о наличии которого в России идет спор уже добрых сто лет: служащие банков, фирм, железнодорожных компаний, обедневшие (и потому работающие) дворяне, врачи, юристы, преподаватели вузов и гимназий. Для многих категорий служащих оплата за жилье специально предусматривалась при определении размеров зарплаты, потому что казенные квартиры полагались лишь немногим счастливчикам. В архиве я нашла сведения, что, например, профессор Московского технического училища (которое потом стало Бауманским) Яков Яковлевич Никитинский в 1894-1898 годах получал в качестве жалованья в год 2400 руб. плюс 300 руб. «столовых» (на питание) плюс 300 руб. «квартирных». Жалованье муниципального инженера в Москве было выше - заведующий постройкой Рублевской насосной станции Иван Михайлович Бирюков в 1900 году получал 5000 руб. в год плюс 1200 «квартирных» руб.

Красные «билетики» — объявления о наличии свободных квартир, зеленые - о наличии свободных комнат. Этот порядок московские власти установили в 1908 году

Квартиры для среднего класса

Для людей среднего и малого достатка в Москве катастрофически не хватало качественного жилья. Качественным считалось жилье с удобной планировкой в прочном здании с водопроводом и канализацией. Но 100 лет назад найти в столице подходящую квартиру было крайне сложно, в сезон аренды по всему городу шла охота за красными и зелеными «билетиками» на дверях домов, оповещавшими о наличии свободных квартир.

Сезон аренды квартир в Москве начинался в августе, потому что москвичи на лето перебирались жить за город, а ближе к осени снова начинали подыскивать городские квартиры. Часто менять место жительства приходилось еще и потому, что домовладельцы постоянно повышали арендную плату.

«Квартиры, стоившие пять-шесть лет назад 50 руб. в месяц, теперь нельзя снять меньше 80—100 руб. Сравнительно недавние цены на квартиры из двух небольших комнат с кухней руб. в 30 в месяц - теперь уже не существуют. Теперь это стоимость чердачного помещения или двух комнат без кухни на фабричной окраине. Не преувеличивая, можно сказать, что процентов 50 или 60 - это типичная для Москвы разница в смысле повышения квартиры всякого рода, сравнительно с расценкой 1904—1905 гг.», — приводят Владимир Руга и Андрей Кокорев в книге «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века» цитату из материала газеты «Голос Москвы» от 1910 года.

Учитывая высокий спрос на жилье, в квартиры переделывали сараи, амбары и даже конюшни, пишут историки. Многие такие квартиры даже имели неплохую отделку, но жильцы жаловались на сырость и холод. Однако и выбирать не приходилось - только такие квартиры и оставались на рынке после сезонного пика.

Меблиро-ванные комнаты и ночлежки

На рынке недвижимости Москвы начала ХХ века историки выделяют так называемые меблированные комнаты, или меблирашки, как их называли в народе, — это нечто среднее между доходным домом и гостиницей. Перед Первой мировой войной в Москве их насчитывалось около двухсот.

Селились в меблирашках невзыскательные москвичи и приезжие, которых устраивало жилье за 30 коп. в сутки, говорится в книге Владимира Руги и Андрея Кокорева. За эти деньги можно было снять комнату с необходимой мебелью и обслуживанием (уборкой, подачей чая и т.п.), а в номерах подороже мог стоять рояль. От частных квартир меблированные комнаты отличались в основном тем, что там действовал четкий регламент: часы посещений, уровень допустимого шума и т.д.

Коечно-каморочные квартиры - это самое дешевое и низкокачественное арендное жилье, которое можно было найти в Москве 100 лет назад. Сдавали там небольшие ячейки с кроватью, стулом и столом или же просто кровати (иногда отгороженные занавеской), а то и вовсе угол, место на печке или на одной койке с соседом. Царили там обычно немыслимые теснота, грязь, духота и антисанитария. Стоимость койки в таких квартирах стоила в среднем 5 руб. в месяц.

В самом конце XIX века в Москве провели перепись, по результатам которой было зарегистрировано 16 тыс. коечно-каморочных квартир, которые порой занимали целые дома, пишут историки. Более 80% таких квартир располагалось за пределами Садового кольца, ближе к фабрикам и вокзалам.

В конце XIX — начале XX века в Москве активно развивается культура дачной жизни. И состоятельные москвичи, и люди среднего достатка массово выезжали на лето жить за город. Предложения были на любой вкус и кошелек.

Самые высокие цены на аренду и покупку загородного жилья держались на Звенигородском и Казанском направлениях, но и престижное сегодня Рублево-Успенское тоже пользовалось спросом. Любопытно, что некоторые московские районы, которые сегодня не считаются престижными, в то время были дорогими дачными местами. Например, по данным Галины Ульяновой, в 1912 году дачи в Новогирееве сдавались по цене 6 тыс. руб. за лето, а в Люблине они стоили уже 12 тыс. руб. Тогда как в Серебряном Бору, где позднее имела дачи советская партийная номенклатура, в начале ХХ века дом можно было снять за 3-6 тыс. руб. А в Сокольниках в эти же годы предлагались дачи всего лишь за 100-300 руб. за весь летний сезон.

Люди среднего достатка не могли себе позволить оплачивать одновременно московскую квартиру и дачу, поэтому в апреле — начале мая они оставляли городское жилье и переселялись на дачи со всем своим скарбом. Многие умудрялись сэкономить на разнице городских и загородных цен по 100 руб. за лето, кроме того, не нужно было сторожить московскую квартиру. В конце сезона дачники возвращались и снова снимали жилье в Москве.

В это же время начинают появляться дачные поселки. Видя летний ажиотаж, предприниматели начали организованно строить и сдавать дачи в ближнем Подмосковье. Разброс цен в одном дачном поселке был значительный: наем дома мог стоить и 60 руб., и 800 руб. за лето. Со временем и родовая аристократия начала зарабатывать на дачниках, сдавая в аренду дома в своих подмосковных усадьбах по цене от 100 руб. до 2,5 тыс. руб. В дачный бизнес включались и поставщики смежных услуг. Например, объявления о «постановке ватерклозета на даче» уже тогда не были редкостью.