Перед взысканием средств со счетов клиентов по исполнительным листам банки должны убедиться в подлинности этих листов, при этом они обязаны предупреждать клиентов о списании. Об этом говорится в письме за подписью первого зампреда Центрального банка Алексея Симановского, направленном участникам рынка (копия есть у «Известий»). По словам источника, близкого к ЦБ, внимание регулятора к этой проблеме обсуловлено тем, что в текущий кризис в разы участились случаи направления в банки поддельных исполнительных листов, сообщает ИА «Дейта» со ссылкой на Известия.

С 2012 года по закону об исполнительном производстве банки должны незамедлительно - в течение одного рабочего дня - блокировать счета должников после получения от судебных приставов исполнительного листа, для обращения взыскания на деньги должников. Медлительные банки могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн рублей. Если у банка есть сомнения в подлинности листа или достоверности его содержания, у банка есть 7 дней на проверку - такую поблажку ЦБ дал банкам в прошлом году, так как стало больше поступать повторных листов и листов с ошибочными сведениями, а банки несут ответственность за необоснованные списания по ст. 856 Гражданского кодекса (должны вернуть клиенту средства с процентами по ключевой ставке ЦБ). Отчитываться о проделанной работе перед приставами банки должны в течение трех дней после получения документов. До 2012 года у банков было на арест счетов три дня, что создавало почву для злоупотреблений: должник мог за это время перевести деньги на другой счет.

Новая модификация регулятором практики работы с исполнительными листами вызвана всплеском мошенников. Подход ЦБ теперь в том, что банки должны подтверждать информацию, указанную в документах на взыскание от приставов, непосредственно у своих клиентов.

Подделки в рамках исполнительного производства сейчас поступают в банки и по физическим, и по юридическим лицам. В отношении граждан речь идет, как правило, о небольших суммах (до 100 тыс. рублей), мошенники зарабатывают за счет рассылки подделок по банкам в массовом режиме, - указывает источник, близкий к ЦБ. - Списание у граждан более значительных сумм может спровоцировать у них обоснованное беспокойство, что быстрее выведет на след нарушителей. У компаний списываются немного большие суммы, цель мошенников та же - остаться в тени. Конкретных схем, которые ЦБ мог бы в скором времени систематизировать в предупреждающих письмах для банков, пока нет. Всё индивидуально. Общее - техника изготовления подделок. Для этого нужны печати и бланки суда. Их мошенники могут получить через знакомых в арбитражах и судах общей юрисдикции. Другой вариант - изготовить их самостоятельно. Практикуются оба способа.

Президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов подтверждает, что с конца 2014 года растет число фальсифицированных исполнительных листов, иногда очень хорошего качества, и на глаз подделку невозможно распознать ― тем более оперативно.

16 марта 2015 года Волжский районный суд (Саратовская область) признал группу из семи человек виновными в фальсификации исполнительных листов с решениями о взыскании компенсаций с местных фирм. Установлено, что семеро преступников вносили в незаполненные подлинные бланки судебных исполнительных листов недостоверные сведения. В частности, в листы вписывались поддельные решения саратовских судов о взыскании с местных компаний в пользу подставных лиц компенсаций якобы за некачественные товары и услуги. Мошенники похитили с банковских счетов пострадавших компаний 26 млн рублей, впервые они опробовали эту схему в 2013 году, активно применяли ее в прошлом. Суд приговорил одного из участников группы, признавшего свою вину в мошенничестве и участии преступном сообществе и заключившего досудебное соглашение, к 4,5 года тюрьмы.

Фактически ЦБ ввел в процесс проверки исполнительных листов новое звено - самого клиента. Ранее в цепочке источников подтверждения информации (помимо судебных баз, базы исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и базы паспортов на сайте Федеральной миграционной службы) были банки-взыскатели, приставы, суды и ЦБ. Как отмечает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев, наиболее удобный способ подтверждения данных у клиента - позвонить клиенту по оставленным им реквизитам.

Кредитные организации могут выбрать и другие способы связи с гражданином/компанией - например, по SMS, электронной почтой, но звонок - самый надежный способ подтверждения информации, - считает Голубев. - SMS и письмо на почте могут остаться непрочтенными, а банк - без обратной связи с ним. В целях безопасности мы иногда звонили клиентам при возникновении сомнений, подтверждали, что решение суда действительно было. Также мы звонили в суд и в теруправление ЦБ по месту нахождения клиента - для дополнительной проверки. Теперь регулятор решил сделать подтверждение сведений у клиентов стандартной практикой: банк в обязательном порядке информирует их о списаниях. В случае выявления мошенничества банки будут обращаться в правоохранительные органы.

Начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов говорит, что, помимо стандартных каналов информирования клиентов (звонки/SMS/почта), эффективным является личный выезд сотрудников банка к должнику.

Это исключает возможность восстановления для клиента сроков на подачу жалобы - на основании аргументов, что его не уведомили должным образом о списании по исполнительному листу, - поясняет Вялов. - При выезде сотрудники банка имеют при себе два экземпляра исполнительных документов. Клиент расписывается на обеих копиях, одна остается у него, другая - у представителей банка.

Адвокат Данил Левченко считает, что новая мера ЦБ по информированию клиентов - это недейственный способ решения проблемы с поддельными исполнительными листами.

Каждый должник будет отвечать, что исполнительный лист сфальсифицирован и взыскивать ничего не надо, - говорит Левченко. - Банк потеряет время на выяснение деталей. Для борьбы с мошенничеством нужно создать нормальную единую базу исполнительных документов, к которой будет предоставлен доступ банкам. Понятно, что если не решать проблему подделок, количество преступлений увеличится в десятки раз - по причине простоты схемы.

По данным ФССП, в 2008 году банки поучаствовали в 35,9 млн исполнительных производств, в 2013 году - уже 55,7 млн, этот показатель растет ежегодно. Уже к 1 сентября 2014 года показатель достиг 48,2 млн, в целом за 2014 год - 62 млн.

На принудительное осуществление действий, указанных в решении суда. Если предметом иска были материальные требования к ответчику об обязании уплатить денежную сумму, то в исполнительном документе должен быть указан размер, причитающихся передаче или перечислению средств .

После того, как решение суда обретет законность, истец имеет право получить исполнительный лист и с этого момента он именуется уже взыскателем.

Функции по реализации судебного акта возложены на службу , которая обладает определенными полномочиями, направленными на понуждение должника выплатить задолженность или посредством мер, указанных в законе, изъять деньги из кассы или списать с его расчетного счета.

Процесс предъявления исполнительного листа и дальнейшие действия пристава, изложены в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» , в соответствии с положениями которого, на возбуждение процедуры отводится 3 дня и 5 дней дается должнику для добровольного перечисления или передачи денег.

Если же должник не намерен рассчитываться, то пристав будет вынужден предпринимать следующие действия:

  • направлять запросы в регистрирующие органы о наличии у него недвижимости или транспортных средств;
  • получать информацию в налоговом органе об открытых расчетных счетах в банках;
  • отправлять требования в банк о предоставлении сведений о наличии денежных средств на счетах и вкладах у должника;
  • выезжать на дом или в организацию, что бы наложить арест на наличные денежные средства.

Законом исполнителю отведен срок в 2 месяца , что бы он исполнил требование взыскателя, но в реальной жизни все получается далеко не так, как прописано в нормативных актах.

Пристав бывает загружен донельзя, у него огромное количество производств, он работает по 12-14 часов в сутки и все равно не успевает.

Не все кредиторы по исполнительному производству знают, что можно получить причитающиеся деньги гораздо быстрее и без лишней нервотрепки и бесконечных походов с прошением к приставу.

Законодательством предоставлено право исполнения решений суда не только службе судебных приставов, но и кредитным учреждениям – банкам, если речь идет о взыскании денежных сумм.

Порядок предъявления исполнительного документа в учреждение

Банк, у которого срок действия лицензии не истек или не приостановлен, вправе принимать от взыскателя исполнительные документы, выданные судом: листы или приказы и осуществлять действия по списанию денежных средств со счета должника, в том числе с расчетного, ссудного или депозитного.

Взыскатель, у которого имеется информация о том, что у должника открыты счета в каком-то конкретном банке, может направить лист непосредственно туда, минуя службу судебных приставов . Если кредитное учреждение и взыскатель находятся в одном городе, то лучше явиться туда самому или направить представителя по доверенности.

Граждане, наделяющие представительскими функциями своих юристов или иных лиц, должны удостоверить доверенность у нотариуса.

Требование об исполнении должно быть оформлено заявлением, в котором надлежит сообщить сведения:

  1. реквизиты счета или банковской карты взыскателя для зачисления списанных денежных средств;
  2. паспортные данные;
  3. домашний или юридический адрес;
  4. ИНН, если имеется;
  5. для иностранцев сведения из миграционной карты.

К сведению! Взыскатель не должен знать номера счетов должника, с которых будет производиться взыскание, банк и не требует их сообщать.

К заявлению должны быть приложены сам исполнительный лист в оригинале, копии документов заявителя, доверенность представителя.

Отправить заявление можно почтой, если банк находится в другом населенном пункте.

Взыскателям, являющихся кредиторами юридических лиц и ИП, проще получить сведения о счетах их должника. Законом об исполнительном производстве им предоставлено право, обращаться с требованием о предоставлении информации в налоговый орган, в котором должник зарегистрирован. Такое возможно, если срок для предъявления листа не истек.

Налоговое законодательство обязывает все юридические лица и предпринимателей, открывших расчетные счета в кредитных учреждениях, письменно уведомлять ИФНС в течение 7 дней о состоявшемся факте . В связи с чем у инспекции имеется база обо всех счетах организаций и предприятий, а так же ИП. Ответ на запрос должен быть предоставлен в течение тех же семи дней .

В тех случаях, когда у должника открыто несколько счетов и в разных банках, тогда придется предъявлять лист попеременно в каждый, ведь зачастую бывает так, что юридическое лицо и ИП работает только с одним из них. А что бы узнать, с каким конкретно, нужно будет подать документ в какой-то из имеющихся, подождать, если исполнение не происходит, то потребуется его отозвать и пойти в другой.

Банк, в случае возврата исполнительного документа без исполнения или с частичным погашением задолженности обязан поставить отметку на оборотной стороне листа, с указанием даты и суммы перечисленной взыскателю. Подпись под изложенным должен выполнить главный бухгалтер или его заместитель, скрепив печатью банка.

Исполнение банком предъявленного листа

Получив исполнительный документ, кредитное учреждение обязано зарегистрировать его в специальном журнале. Затем, должна быть проведена проверка факта открытых должником счетов в банке. При подтверждении, сумма, указанная в исполнительном листе должна быть незамедлительно списана и направлена по реквизитам взыскателя.

Фраза «незамедлительно» означает, что в этот же операционный день, в тех же случаях, когда лист получен после его окончания, поздно вечером, то действия по списанию должны быть осуществлены на следующее утро.

Банк лишен права не исполнять требования исполнительного листа, но если у должника не имеется денежных средств на счете или они арестованы или приостановлены все операции, то тогда действия банка по отказу будут правомерными.

В случае, если денежных средств на счете у должника недостаточно, то банк списывает их по мере поступления, до тех пор пока задолженность не будет погашена в полном объеме или отзыва листа.

Если банк сомневается в достоверности предъявленного взыскателем листа, то он вправе не исполнять его до выяснения всех обстоятельств. На проверку ему отводится 7 дней , в течение которых он может послать запрос в суд, его выдавший, но при этом он обязан приостановить все операции по счету должника в пределах взыскиваемой суммы.

При наличии у должника нескольких счетов в одном банке, списание денег производится со всех до полного исполнения обязательства.

Обо всех совершенных платежах взыскатель должен быть уведомлен тем способом, который был им указан при подаче заявления, например, на электронную почту или обычным письмом. Попытка заявителя узнать о ходе исполнения по телефону обречена на провал, поскольку банк не должен предоставлять такую информацию лицу, которое он не может идентифицировать.

Так же банк не будет сообщать о поступления денег на счет должника, о наличии прочих кредиторов, кому перечисляются деньги, так как данные сведения охраняются законом о банковской деятельности и относятся к тайне, не подлежащей разглашению посторонним лицам.

Важно! Вместе с тем необходимо учитывать и такой момент, что у должника имеются иные кредиторы, чьи требования подтверждены судебными актами и в случае нехватки средств на счете, они будут распределяться в очередности, установленной статьей 855 ГК РФ:

  1. первая очередь – платежи по возмещению вреда жизни и здоровья граждан и алиментным обязанностям;
  2. по судебным приказам или исполнительным листам о взыскании задолженности по зарплате;
  3. обязательства по оплате труда работникам и налоговым платежам;
  4. по прочим исполнительным документам;
  5. иные платежи в порядке календарной очередности.

Исполнив предъявленный взыскателем документ в полном объеме, банк обязан его вернуть ему с отметкой о завершении расчетов.

Часто задаваемые вопросы от взыскателей

Взыскатели обсуждают и задают на правовых форумах вопросы по исполнительному производству, в частности по предъявлению листа в банк. Приведем наиболее частые из них, и попытаемся ответить для внесения ясности.

Как узнать банк и реквизиты должника, если он физическое лицо?

К сожалению это сделать невозможно, так как эти сведения относятся к личной банковской тайне и не могут разглашаться. Но есть один способ, сделать это через пристава, подать исполнительный лист в ФССП и попросить сотрудника службы сделать запросы в банки о предоставлении полной информации, не только о лицевых счетах, но и по вкладам.

Полученные ответы из банков пристав должен предоставить для ознакомления и тогда взыскатель может отозвать лист и самому быстрее предъявить его в нужный банк.

Что делать, если у должника счета в разных банках, да еще в разных городах?

При таких обстоятельствах лучше направить лист в службу судебных приставов, так как у них больше полномочий, и он в рамках отведенных ему законом полномочий может быстрее наложить аресты на все счета, в том числе и в других городах.

Если у взыскателя имеется информация, что большая часть оборотов по счету приходится на какой-то конкретный банк и он в другом городе, то лучше отправить лист по почте или для ускорения экспресс — письмом.

Предъявление исполнительного листа непосредственно в банк должника значительно может ускорить процесс взыскания, но если счета открыты в различных кредитных организациях, а документ, выданный судом один, то при отсутствии сведений о состоянии счета можно затянуть процесс получения долга. В таком случае лучше подать лист приставам и торопить его в его действиях.

Могут ли снять деньги с зарплатной карты?

В новостном видео ниже дается ответ на вопрос, а могут ли арестовать зарплатную карту за долги?

06.09.2017 \ Практикующему юристу

Елена Куличева , независимый эксперт, член Комитета АРБ по банковскому законодательству и правоприменительной практике.

Исполнительный документ подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений, то есть с применением мер принудительного исполнения согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей, чьи полномочия определяются Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Законодатель предоставляет взыскателю выбор: обратиться в службу судебных приставов-исполнителей либо самостоятельно направить исполнительный документ о взыскании денежных средств в банк или иную кредитную организацию, обслуживающие счета должника (далее – банк). Получить информацию о банках, обслуживающих счета должника и их реквизитах, взыскатель может в налоговом органе при наличии у него исполнительного документа с неистекшим сроком его предъявления к исполнению.

Согласно закону взыскатель одновременно с исполнительным документом представляет в банк заявление, в котором должен указать:

1) реквизиты своего банковского счета, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и указанные сведения о взыскателе и о себе. Таким образом, исполнительный документ может поступить в банк, как от службы судебных приставов, так и непосредственно от взыскателя.

В случае предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов в банк для исполнения направляется постановление судебного пристава-исполнителя и денежные средства, взысканные со счета должника, перечисляются банком на депозитный счет подразделения судебных приставов. Исполнительный документ, по которой возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Данный вариант исполнения исполнительного документа для банка предпочтителен, как несущий минимальные риски. Анализу подлежит стандартизированное постановление судебного пристава-исполнителя либо данный документ в установленном формате поступает в банк в электронном виде, что значительно упрощает работу с ним. Ответственность за обоснованность списания по исполнительному документу несет судебный пристав-исполнитель.

При непосредственном обращении взыскателя в банк требуется серьезный оперативный анализ представленных документов.

Банк, обслуживающий счета должника, обязан незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, о чем в течение 3-х дней со дня их исполнения должен информировать взыскателя.

Исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств в этом случае осуществляется путем их перечисления банком непосредственно на счет взыскателя, что увеличивает операционные риски банка.

В целях снижения операционных рисков Банком России кредитным организациям рекомендовано тщательно проверять подлинность предъявляемых исполнительных документов перед принятием решения о списании денежных средств со счетов клиентов.

За обоснованность списания денежных средств со счета клиента и своевременность исполнения исполнительного документа банк несет административную, уголовную, а также гражданско-правовую ответственность, как перед взыскателем, так и перед клиентом, к счету которого выставлен исполнительный документ о взыскании денежных средств.

Банк обязан проявить достаточную меру заботливости и осмотрительности при списании денежных средств со счета клиента, что требует тщательной проверки поступивших документов: непосредственно самого исполнительного документа и пакета документов, предоставленных взыскателем, на предмет их соответствия требованиям, установленным законом, а так же полноты, достоверности и действительности.

Проверять обоснованность/правомерность принятия уполномоченным органом решения, на основании которого выдан исполнительный документ, банк не вправе.

Минимизация риска необоснованного списания денежных средств со счета клиента на основании исполнительного документа, поступившего непосредственно от взыскателя, зависит от организации в банке работы с данными документами. Активное участие в процессе проверки документов принимают операционное подразделение банка, его юридическая служба и, при необходимости, служба безопасности. Именно от взаимодействия и профессионализма работников данных служб зависит минимизация риска необоснованного списания денежных средств.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Требования к исполнительной надписи нотариуса закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.

В случае несоответствия исполнительного документа установленным законодательством требованиям по его оформлению исполнительный документ к исполнению не принимается и подлежит возврату. Возврат может быть осуществлен как предъявившему дефектный исполнительный документ взыскателю, так и органу, непосредственно выдавшему данный документ, с одновременным уведомлением об этом взыскателя. Последний вариант является предпочтительным, так как исключает повторное предъявление дефектного исполнительного документа.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению только в пределах установленных законодательством сроков. Как правило, исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в силу. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение тех месяцев со дня их выдачи. Исполнительная надпись нотариуса может быть предъявлена к исполнению в течение трех лет со дня ее совершения, если взыскателем или должником является гражданин; если взыскателем или должником являются предприятия, учреждения, организации - в течение одного года, если законодательством Российской Федерации не установлены иные сроки.

Несоблюдение указанных сроков является основанием для отказа в приеме к исполнению исполнительного документа.

Банк России при проверке банками подлинности исполнительного документа в случае отсутствия информации в специализированных электронных сервисах рекомендует кредитным организациям обращаться в суд, выдавший исполнительный лист, или к клиенту за ее подтверждением. При принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей проверить информацию об исполнительном производстве (если в банке не организован электронный документооборот с ФССП России) возможно с помощью сервиса "Банк данных исполнительных производств", общий доступ к которому обеспечен ФССП России на своем официальном сайте.

Оперативно проверить подлинность предъявленной в банк исполнительной надписи нотариуса возможно путем подтверждения даты и номера в реестре регистрации нотариальных действий о регистрации совершения нотариусом исполнительной надписи. Данную информацию банк может получить непосредственно у нотариуса, совершившего исполнительную надпись. База данных о нотариальных палатах, нотариусах находится на официальном интернет-сайте Федеральной нотариальной палаты (notariat.ru). Организация оперативного информационного обмена данными на уровне взаимодействия в электронном виде между Федеральной нотариальной палатой и банками по аналогии взаимодействия между Федеральной нотариальной палатой и Федеральной службой судебных приставов существенно снизит операционные риски банка и обеспечит своевременность исполнения исполнительной надписи в установленном порядке.

Информация о принятых к производству делах судами общей юрисдикции и судебных решениях содержится на официальном сайте Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и официальных сайтах судов общей юрисдикции. Информационный сервис Федеральной миграционной службы на официальном сайте "Проверка по списку недействительных российских паспортов" предоставляет возможность проверить действительность паспорта гражданина Российской Федерации.

Отсутствие защищенных бланков судебных приказов, несвоевременное пополнение базы судебных решений, отсутствие данных о реквизитах выданного исполнительного документа (за исключением постановлений ФССП России) увеличивает операционные риски банков при исполнении ими полученных непосредственно от взыскателя исполнительных документов. Бремя ответственности за причиненный клиенту ущерб в результате мошеннических действий с фальсифицированными исполнительными документами, с использованием утраченных оригинальных бланков исполнительных листов, как правило, возлагается на банк, обслуживающий счет должника.

Банк в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию, приостанавливаются.

Судебная практика в большинстве случаев ответственность за списание денежных средств со счета клиента на основании фальсифицированного либо дефектного исполнительного документа возлагает на банк, обслуживающий счет должника. Соответственно, банк должен не только проверить поступивший на исполнение исполнительный документ, но и проявить достаточную меру заботливости и осмотрительности при списании денежных средств со счета клиента.

При наличии на счете должника денежных средств в сумме, достаточной для исполнения требований исполнительного документа, и отсутствия иных расчетных документов к счету должника указанная сумма блокируется на счете. При положительном результате проверки подлинности исполнительного документа и достоверности сведений, представленных взыскателем, денежные средства со счета должника в пределах суммы, подлежащей взысканию, списываются банком со счета во исполнение исполнительного документа.

Однако зачастую денежные средства на счете должника либо отсутствуют, либо их недостаточно для удовлетворения всех предъявленных требований.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете для погашения задолженности должника по всем расчетным документам, не оплаченным в срок, банк руководствуется очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом законодатель не указывает, как в случае приостановления операций по счету должника на период проверки предъявленного исполнительного документа банк должен обеспечить работу по счету с учетом необходимости соблюдения очередности списания денежных средств при их отсутствии или недостаточности для погашения задолженности должника по всем расчетным документам, не оплаченным в срок.

В период проверки исполнительного документа к счету могут быть выставлены расчетные документы с предшествующей очередностью списания.

Действующая норма части 6 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в этой ситуации из определенной гарантии прав взыскателя на получение причитающихся денежных средств при проведении указанной проверки предоставляет законные основания для перечисления денежных средств со счета должника по иным его обязательствам, предшествующим платежу по проверяемому исполнительному документу и предъявленных к счету позднее проверяемого банком исполнительного документа.

Как правило, о поступлении в банк исполнительного документа должник осведомлен. Зачастую выставление расчетных документов предшествующей очередности в период проверки исполнительного документа инициируется именно должником в целях противодействия либо создания затруднений для оперативного исполнения исполнительного документа. Списание же имеющихся денежных средств со счета должника по исполнительным документам без надлежащей проверки существенно увеличивает риски исполняющего банка, несущего ответственность за обоснованность списания средств и не имеющего возможности по не зависящим от него причинам оперативно проверить достоверность поступившего непосредственно от взыскателя исполнительного документа.

Установленная законом возможность банка блокировать денежные средства на период проверки не позволяет должнику использовать данные денежные средства на свои нужды (5-ая очередь) преимущественно перед исполнением своих обязательств перед взыскателем. Однако механизм блокировки не гарантирует направление «заблокированных» средств по проверяемому банком исполнительному документу (например, 4-ой очереди) именно на его исполнение. За период проверки к счету могут быть выставлены расчетные документы предшествующей очереди (например, Удостоверение комиссии по трудовым спорам по выплате заработной платы (2-ая очередь), на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, поручения налоговых органов на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (3-ая очередь)). При этом при оперативной проверке исполнительного документа (в день его поступления) очередность списания денежных средств полностью бы соответствовала требованиям статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и денежные средства в имеющемся размере на счете должника были бы списаны именно по исполнительному документу в пользу взыскателя.

Представляется, что законодатель, устанавливая срок для проверки исполнительного документа, ставил своей целью предоставление банку возможности перед исполнением проверить его подлинность и/или достоверность предоставленных взыскателем сведений, но никак не целью изменить очередность исполнения требований по исполнительному документу из-за необходимости осуществления такой проверки.

Подход, при котором исполнительный документ не может быть исполнен в свою очередь (согласно дате его поступления) из-за необходимости его проверки, сам по себе ошибочен, как противоречащий цели проверки исполнительных документов. Очередность исполнения исполнительного документа не может ставиться в зависимость от необходимости (и тем более противопоставляться необходимости) проверки исполнительного документа.

Не исполнить исполнительный документ полностью банк может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет(а) должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме.

Банк заканчивает исполнение исполнительного документа:

1) после перечисления денежных средств в полном объеме;

2) по заявлению взыскателя;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Заключение

Как минимизировать риски банка и соблюсти интересы взыскателя? Для решения данного вопроса необходимо предпринять ряд мер.

1. Совершенствование действующего законодательства. Внесение изменений в часть 6 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих направление заблокированных на период проверки подлинности исполнительного документа и/или достоверности предоставленных взыскателем сведений денежных средств именно на исполнение требований данного исполнительного документа, независимо от поступления в период проверки к счету должника иных расчетных документов.

Подобные изменения будут способствовать пресечению злоупотреблений со стороны, как должников, так и взыскателей, позволят исключить совершение действий по неисполнению исполнительного документа путем перечисления имеющихся денежных средств по иным обязательствам должника, а также минимизируют риски исполняющего банка и будут способствовать сокращению латентной преступности. Перечисление заблокированной на период проверки суммы денежных средств во исполнение требований проверяемого исполнительного документа эффективно скажется на времени и качестве исполнения исполнительного документа, позволит взыскателю адекватно оценивать необходимость проверки банком подлинности исполнительного документа.

2. Оперативное размещение информации о принятых к производству делах судами общей юрисдикции, мировыми судьями и судебных решениях, а так же указание информации о выданных исполнительных документах (серия, номер) и полных данных взыскателей - физических лиц.

3. Усиление ответственности за утрату и несвоевременное выявление либо информирование об утрате оригинальных бланков исполнительных листов.

4. Обеспечение оперативного информирования Банка России либо размещения на информационном ресурсе судебных органов данных об утраченных бланках исполнительных листов.

5. Введение защищенных бланков судебных приказов.

Реализация указанных мероприятий позволит оперативно исполнять исполнительные документы с минимальными операционными рисками.

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2013, N 5

В статье рассматривается регулируемая банковским законодательством процедура по принудительному взысканию банками денежных средств, в которой банки не являются стороной денежного обязательства. Целью статьи является раскрытие правовых рисков и оснований совершения банковских операций в ходе исполнения предъявленного исполнительного документа.

Прием исполнительного документа банком состоит из двух следующих друг за другом этапов.

Первый этап (официальное/формальное принятие) - это принятие банком исполнительного документа в качестве поступающей (входящей) корреспонденции в рамках внешнего документооборота. На данном этапе осуществляются физический прием документа, его регистрация и направление на дальнейшее исполнение в порядке, предусмотренном внутренними правилами банка. Согласно Письму Банка России от 27.03.2013 N 52-Т "Об обеспечении незамедлительного исполнения требований о взыскании денежных средств" в целях обеспечения незамедлительного исполнения содержащихся в исполнительных документах или постановлениях судебных приставов-исполнителей требований о взыскании денежных средств кредитным организациям следует включать в порядок выполнения процедур меры, направленные на:

  • первоочередные выявление и регистрацию распоряжений взыскателей средств, а также на организацию оперативного взаимодействия между подразделениями, участвующими в приеме к исполнению распоряжений взыскателей средств;
  • оперативное информирование руководства подразделений, участвующих в приеме к исполнению распоряжений взыскателей средств, при возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению процедур приема к исполнению распоряжений взыскателей средств.

Таким образом, на первом этапе приема исполнительного документа осуществляются:

  • регистрация исполнительного документа в специальном журнале учета предъявленных в банк для исполнения исполнительных документов;
  • информирование руководства всех участвующих в исполнении подразделений;
  • правовая экспертиза поступившего исполнительного документа, установление наличия и соответствия всех необходимых реквизитов, соблюдения сроков и порядка предъявления исполнительного документа;
  • устранение всех возникающих сомнений относительно легитимности и подлинности исполнительного документа.

Второй этап - принятие к исполнению банком исполнительного документа - предполагает принятие на основании выводов экспертных подразделений решения об исполнении исполнительного документа и его передачу непосредственному исполнителю. На данном этапе важно соблюдать установленные сроки исполнения, которые в соответствии с ч. 4 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) составляют три дня. В соответствии с ч. 6 ст. 70 Закона N 229-ФЗ банк может задержать исполнение исполнительного документа на срок не более семи дней. Десятидневный срок, предоставленный для совершения всех мероприятий по взысканию денежных средств, является пресекательным. В силу ч. 5 ст. 70 Закона N 229-ФЗ банк обязан незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств. Однако ввиду различных административных процедур и масштабности (громоздкости) организационной структуры многих банков правило о незамедлительности исполнения может быть непредумышленно нарушено. В целях соблюдения интересов взыскателя, ограждения банка от правовых, финансовых и репутационных рисков при поступлении исполнительного документа необходимо, руководствуясь ч. 5 и 6 ст. 70 Закона N 229-ФЗ, незамедлительно приостановить осуществление расходных операций по счету должника в пределах суммы взыскания.

При принятии необходимых и достаточных мер по обеспечению возможности дальнейшего исполнения исполнительного документа банки оградят себя от возможных претензий взыскателей относительно сроков исполнения. Изложенная позиция правомерна <1> в пределах десятидневного срока, который, как уже отмечалось, является пресекательным и состоит из трехдневного срока исполнения и дополнительного семидневного срока для проверки подлинности исполнительного документа. Исходя из смысла ч. 6 ст. 70 Закона N 229-ФЗ и судебной практики <2> для дополнительной задержки исполнения исполнительного документа должны быть обоснованные причины.

<1> Постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2012 по делу N А12-9224/2011.
<2> Постановление Девятого арбитражного суда от 11.02.2012 N 09АП-41628/2012-ГК по делу N А40-42489/12-84-418.

Исполнение требований предъявленного исполнительного документа

Непосредственное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, является стандартной банковской операцией, осуществляемой в рамках операций по безналичным переводам.

В соответствии с гл. 2 Положения Банка России от 10.04.2006 N 285-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями" после принятия исполнительного документа его исполнение осуществляется не позднее трех дней в форме расчетной операции на основании инкассового поручения. Расчеты инкассовыми поручениями являются одной из форм безналичных расчетов, предусмотренных п. 1.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П). В рамках регламентации порядка осуществления безналичных расчетов в форме расчетов инкассовыми поручениями Банк России определяет в качестве сторон расчетов плательщиков и получателей, которыми могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств, в том числе и по исполнительным документам, могут совпадать с получателями. По распоряжениям взыскателей, в том числе и органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может являться также орган, которому в соответствии с действующим законодательством осуществляется перевод взысканных денежных средств. Взыскатель в распоряжении, направляемом с исполнительным документом, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с законом осуществляется перевод взысканных денежных средств (п. 1.2 Положения N 383-П).

Исходя из п. 7.6 Положения N 383-П, при предъявлении взыскателем исполнительного документа в банк в целях исполнения его распоряжения, не являющегося инкассовым поручением, банк плательщика самостоятельно составляет инкассовое поручение. В данном случае под распоряжением взыскателя следует понимать не только конкретные формы платежных документов, но и другие документальные формы выражения воли взыскателя, допускаемые действующим законодательством. В качестве исключения из общего правила, согласно которому при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения не принимаются банком к исполнению, исполнительные документы, сопровождаемые распоряжениями взыскателей средств, оформленными в виде заявлений, подлежат принятию банком к исполнению. Принятые к исполнению распоряжения помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика и исполнения распоряжений в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета (п. 2.10 Положения N 383-П).

Одним из промежуточных этапов работы банка с предъявленным исполнительным документом является определение очередности платежа, которое осуществляется в рамках функции банка по контролю достаточности денежных средств на банковском счете плательщика, установленной п. 2.10 Положения N 383-П. Этап определения очередности платежа приобретает особую важность именно при недостаточности средств на счете должника, поскольку при достаточности средств на счете для исполнения всех предъявленных к счету требований на ту или иную дату определение очередности платежа носит преимущественно формальный характер.

Очередность платежа определяется на основании ст. 855 ГК РФ, в соответствии с которой при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарной очередности), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
  • в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Основания неисполнения исполнительного документа

Согласно ч. 8 ст. 70 Закона N 229-ФЗ не исполнить полностью исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами. Данное положение Закона не следует расценивать как основание для возврата исполнительного документа по следующим причинам.

Во-первых, ч. 9 ст. 70 Закона N 229-ФЗ предусмотрен накопительный порядок обращения взыскания на денежные средства, в соответствии с которым если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме.

Во-вторых, арест денежных средств, находящихся на счете, блокирует совершение расходных операций с денежными средствами в объеме, установленном соответствующим распорядительным актом органа власти. Денежные средства, превышающие сумму ареста и имеющиеся на счете, находятся в свободном обращении и распоряжении владельца счета, а следовательно, могут быть предметом обращения взыскания на основании исполнительных документов. Данное утверждение основано на положениях ст. 81 Закона N 229-ФЗ: из ч. 2 - 4 этой статьи следует, что судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на средства, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности. Банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства должника и сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету. Судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по снятию ареста с излишне арестованных банком или иной кредитной организацией денежных средств должника.

В-третьих, как было указано ВАС РФ в Определении от 10.10.2012 N ВАС-4246/12, меры по ограничению распоряжения счетом должника организационного характера (приостановление расходных операций по счету налогоплательщика по причине непредставления налоговой декларации) не могут препятствовать исполнению судебного решения. Таким образом, законодательное предоставление банкам права не исполнять исполнительный документ обусловлено временными факторами, осуществляется в пределах процедуры исполнения исполнительного документа и не является основанием для возврата исполнительного документа.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, или на остаток электронных денежных средств кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу), а также перевод электронных денежных средств в пределах величины остатка электронных денежных средств, на который наложен арест.

Существенным в практической деятельности является вопрос о возможности осуществления взыскания денежных средств на основании исполнительного документа в тех случаях, когда требования исполнительных документов отнесены законодательством к предшествующей очередности исполнения по сравнению с требованиями, обеспечиваемыми арестом. Следовательно, неисполнение расчетных документов, которые по закону должны быть исполнены ранее обеспечиваемого (арестованного) требования и которые в случае снятия ареста будут исполнены в установленной очередности, представляется необоснованным. Данный вопрос приобрел актуальность довольно давно и уже в 1996 г. был решен Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 25.07.1996 N 6 "О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики" (далее - Письмо Президиума ВАС РФ N 6). Согласно п. II Письма Президиума ВАС РФ N 6 принятие мер по обеспечению иска не означает, что в случае его удовлетворения присужденная сумма будет взыскана в первоочередном порядке, то есть принятие указанных мер не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной ст. 855 ГК РФ. Обеспечение иска не должно препятствовать исполнению документов в соответствии с очередностью, установленной законом. Устанавливая принципиальную возможность осуществления взыскания со счета должника при одновременном наличии ареста, Президиум ВАС РФ устанавливает и механизм реализации такого взыскания. В соответствии с данным механизмом при наличии у ответчика кредиторов, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в порядке установленной законом очередности. Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их.

Минфин России, в отличие от ВАС РФ, также выражая согласие в части возможности осуществления взыскания со счета должника при одновременном наличии ареста, предлагает более простой механизм его реализации. В своих Письмах от 15.09.2011 N 03-02-07/1-330 и от 11.05.2012 N 03-02-07/1-118 Минфин России сообщает, что арест денежных средств должника не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда на денежные средства, находящиеся в банке, наложен арест в соответствии с Законом N 229-ФЗ в целях обращения взыскания на них в рамках исполнительного производства по взысканию платежей, очередность которых в соответствии с законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, предъявленные к счету поручения налогового органа исполняются после перечисления платежей, осуществляющихся в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ в первую и вторую очередь. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке, в целях обращения взыскания на них в рамках исполнительного производства по взысканию платежей одной очередности с платежами в бюджет поручения налогового органа исполняются в порядке календарной очередности поступления документов. В случаях, когда на денежные средства, находящиеся в банке, наложен арест в целях обращения взыскания на них в рамках исполнительного производства по взысканию платежей, списание которых осуществляется в очередности после перечисления налогов и сборов, поручения налоговых органов исполняются в соответствии с п. 6 ст. 46 НК РФ.

Окончательное решение данного вопроса содержится в Письме Банка России от 24.04.2013 N 011-31-3/1710, в котором Банк России указывает, что, исходя из затронутой проблематики, при решении поставленных вопросов целесообразно ориентироваться на складывающуюся судебную практику. Учитывая, что арбитражными судами при рассмотрении дел используется правовая позиция, изложенная в Письме Президиума ВАС РФ N 6, возможно также руководствоваться и данным Письмом.

Счета должника

На практике могут возникать случаи, когда у должника в одном банке имеется несколько счетов, в том числе депозитные (вклады), валютные и др. В случае если денежных средств на рублевом счете должника окажется недостаточно, возникнет необходимость обращения взыскания на средства, находящиеся на других счетах. В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона N 229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.

При необходимости выбора между рублевым депозитным и валютным счетами взыскание следует осуществить с рублевого депозитного счета в силу прямого указания Закона (ч. 3 ст. 69 Закона N 229-ФЗ). Однако при необходимости выбора между валютным депозитным и валютным текущим счетами взыскание следует осуществить с текущего счета.

При принятии решения о выборе счета, с которого следует производить взыскание, основным критерием выбора является право собственности на денежные средства. Так, ограниченным режимом пользуются специальные счета. К примеру, счет 40821 является специальным банковским счетом платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика. Денежные средства, поступающие на данный счет, являются средствами физических лиц, принятыми в качестве платежей и подлежащими передаче поставщикам. Как следствие, обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счете 40821, по обязательствам должника является неправомерным.

Возврат исполнительного документа

Основания окончания исполнения исполнительного документа предусмотрены ч. 10 ст. 70 Закона N 229-ФЗ, согласно которой банк или иная кредитная организация заканчивает исполнение исполнительного документа:

  1. после перечисления денежных средств в полном объеме;
  2. по заявлению взыскателя;
  3. по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Представляется, что данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В случае если банком производились взыскания по исполнительному документу, при возврате банк делает запись на исполнительном документе о размере взысканных денежных средств.

Технически возврат осуществляется в рамках делопроизводства в порядке, установленном внутренними документами банка. В зависимости от воли получателя исполнительного документа он может быть выдан нарочно с оформлением передаточных документов, направлен в виде почтовой корреспонденции либо иными способами, позволяющими обеспечить надлежащую доставку исполнительного документа.

Заключение

Ввиду того что исполнение поступившего в банк исполнительного документа является обязанностью банка и обеспечивается мерой государственного принуждения, его не рекомендуется привязывать к управленческим процедурам, которые могут затянуть принятие неотложных мер и поставить под угрозу исполнение поступившего исполнительного документа. В данном случае имеются в виду такие управленческие процедуры, которые связаны с осуществлением выбора, принятием решения, передачей указаний и т.п. Подобные управленческие функции не влияют на обязанность банка исполнить исполнительный документ, а только затягивают процедуру исполнения и отвлекают руководящий состав от работы, требующей непосредственного участия.

Оптимальными функциями руководства банка в части работы с поступившими исполнительными документами являются:

  • обеспечение материально-технической базы для оперативного исполнения соответствующих процедур;
  • обеспечение надлежащего уровня квалификации сотрудников, непосредственно участвующих в процессах по исполнению исполнительных документов;
  • разработка, внедрение и реализация внутренних правил, унифицирующих деятельность по исполнению поступивших исполнительных документов.

В процессе работы с поступившим исполнительным документом должны участвовать: подразделение, обеспечивающее делопроизводство и документооборот банка; подразделение, осуществляющее обслуживание банковских счетов клиентов; подразделение, обеспечивающее правовое сопровождение деятельности банка; подразделение, обеспечивающее экономическую безопасность банка.

Примерный алгоритм действий этих подразделений при поступлении исполнительного документа в банк будет выглядеть следующим образом.

  1. Принятие исполнительного документа:
  • подразделение делопроизводства/документооборота - принимает и регистрирует исполнительный документ; незамедлительно уведомляет другие указанные выше подразделения и обеспечивает одновременное ознакомление этих подразделений с содержанием исполнительного документа и сопроводительных документов, предоставляя их копии; осуществляет хранение исполнительного документа;
  • подразделение правового обеспечения деятельности банка - проверяет исполнительный документ на соответствие формальным требованиям и соблюдение процессуальных сроков; представляет заключение;
  • подразделение, обеспечивающее экономическую безопасность банка, - проверяет подлинность исполнительного документа и достоверность сведений, содержащихся в сопроводительных документах; представляет заключение;
  • подразделение, осуществляющее обслуживание счетов клиентов, - незамедлительно приостанавливает расходные операции по счетам должника до принятия окончательного решения; контролирует сроки исполнения; уведомляет должника-клиента; принимает решение на основании заключений экспертных подразделений о принятии исполнительного документа к исполнению либо об отказе в его принятии к исполнению.
  1. Исполнение исполнительного документа:
  • подразделение, осуществляющее обслуживание счетов клиентов, - при получении положительных заключений экспертных подразделений осуществляет исполнение исполнительного документа в порядке, предусмотренном действующим законодательством и внутренними правилами банка, предварительно запросив подлинник исполнительного документа у соответствующего подразделения; при получении отрицательных заключений экспертных подразделений формирует документы для возврата и передает их в подразделение, обеспечивающее делопроизводство/документооборот;
  1. Возврат исполнительного документа:
  • подразделение, осуществляющее обслуживание счетов клиентов, - формирует документы для возврата и передает их в подразделение, обеспечивающее делопроизводство/документооборот;
  • подразделение делопроизводства/документооборота - осуществляет фактический возврат исполнительного документа лицу, его предъявившему.

Таким образом, деятельность банков при самостоятельном принудительном исполнении денежных исполнительных документов должна быть сведена к заведомо определенным и четко проработанным операциям, учитывающим все возможные варианты развития событий в части исполнения исполнительного документа путем взыскания денежных средств с банковского счета должника.

К.Р.Абрамян

Помощник

управляющего филиалом по ПОД/ФТ

Астраханский филиал

ОАО АКБ "Связь-Банк"