Существующая в нашей стране централизованная система отопления имеет некоторые особенности, усложняющие эконо­мию тепла при его транспортировке. Протяженность трубопро­водов, по которым теплоносители доходят до потребителя, в от­дельных случаях составляет десятки километров. Как показы­вает практика, в стандартных теплосетях по пути от ТЭЦ к отапливаемому зданию теряется до 40 % тепла. По нынешним временам такие потери можно считать катастрофическими.

Устранение потерь тепла при его транспортировке - глав­ная задача организаций, эксплуатирующих теплосети. В нас­тоящее время на первый план здесь выходит реконструкция существующих теплопроводов. Речь идет о замене старых труб на новые, эффективно утепленные - предварительно теплои­золированные трубы.

Они представляют собой цельную конструкцию, состоя­щую из стальной или пластиковой трубы, которая утеплена слоем пенополистирола и облачена в прочный и герметичный полиэтиленовый корпус. Предызолированные трубы рассчи­таны на эксплуатацию в течение 30 и более лет. (Для сравне­ния: в отечественных теплосетях замена трубопроводов произ­водится в среднем раз в 17 лет.) Дело в том, что трубопровод, уложенный обычным способом в бетонный короб, не защищен от попадания влаги. А ведь 70 % разрушений подземных тру­бопроводов обусловлены именно наружной коррозией. Преды - изолированные трубы надежно защищены от влаги полиэти­леновой оболочкой. На всем протяжении такого трубопровода проходят специальные датчики, которые в случае нарушения целостности системы, посылают сигнал на диспетчерский пункт. Это позволяет оперативно определять места поврежде­ния с точностью до 1 м.

В Беларуси налажено производство предызолированных труб, однако пока отечественная продукция в основном состо­ит из импортных комплектующих. Это обусловлено тем, что в нашей стране не выпускаются качественный пенополистирол и стальные трубы. Тем не менее отечественные трубы с пласт­массовой изоляцией дешевле импортных на 20-25 %.

Так, в Хотимске предызолированными трубами были заме­нены практически все городские теплосети (около 400 км). Вскоре пришлось закрыть три из четырех существовавших в городе котельных. Производимого одной из них тепла стало хватать на весь город.

К сожалению, примеры рациональной эксплуатации теп­лосетей в нашей стране пока немногочисленны. По мнению специалистов, для улучшения ситуации теплопроводы необ­ходимо передать на баланс частных компаний. Сегодня же у теплосетей нет настоящего хозяина: одни участки эксплуати­руются предприятиями, другие - коммунальными организа­циями, третьи - энергетиками.

Приведем основные меры по энергосбережению в жилищ­но-коммунальном хозяйстве.

1. Осуществление энергосберегающих мероприятий, обес­печивающих выполнение требований стандартов, строитель­ных норм и правил по достижению удельных показателей рас­хода энергоресурсов.

2. Организация учета расхода энергоресурсов и управление энергопотреблением в зданиях и системах инженерного обору­дования.

3. Диспетчеризация управления системами инженерного оборудования на уровне микрорайона^ района, города, вклю­чая создание автоматизированных систем управления техпро­цессами электро-, тепло-, водо-, газоснабжения.

4. Применение при строительстве, реконструкции или кап­ремонте жилых и общественных зданий проектных решений, конструкций и изоляционных материалов с повышенной теп­ловой защитой и с учетом климатических зон и технологичес­ких требований.

5. Использование теплоутилизационного оборудования в составе зданий и сооружений.

6. Вовлечение в топливно-энергетический баланс нетради­ционных источников энергии, местных видов топлива, твер­дых бытовых Отходов, теплоты городских стоков.

Перспективным направлением развития белорусского рынка отопительного оборудования является распространение индивидуальных автоматизированных отопительных систем средней и большой мощности для многоквартирного жилья. Эксперты полагают, что такие системы - реальная альтерна­тива "подвальным" котельным, которые в последнее время стали "пороховыми бочками" для старого жилья.

Экономия теплоты на отопление жилого дома может быть достигнута за счет: утепления входных дверей в подъезды, квартиры, уплотнения притворов, устранения неплотностей по периметру оконных и дверных коробок, утепления наруж­ных стен; утепления чердаков или переустройства бесчердач­ных кровель в чердачные, повышения технической эксплуата­ции систем отопления; автоматического регулирования отпус­ка теплоты на отопление; учета тепловой энергии с установкой теплосчетчиков (оплата за фактический расход теплоты) (табл. 4.2, 4.3).

Были проведены исследования, в результате которых вы­яснилось, что стены, окна, крыши теряют слишком много теп­ла - до 80 %. Таким образом, наряду с отказом от централизо­ванного отопления и заменой его на автономные котельные ло­гичным решением стало утепление зданий - фасадов, окон, кровли.

Так, в 1994 году в республике были введены новые нормы термического сопротивления ограждающих конструкций зда­ний.

Новые нормы практически в 2 раза превышают показате­ли, использовавшиеся ранее. К примеру, теперь, чтобы пос­троить дом, отвечающий новым нормам, но старым методом, пришлось бы сделать его стены вдвое толще, чем ранее.

Разумеется, это невозможно. Для соблюдения современ­ных требований, предъявляемых к термическому сопротивле­нию ограждающих конструкций, теперь используют различ­ные системы утепления - фасадов, кровель, подвалов, приме­няя высокоэффективные теплоизоляционные материалы.

В мире существует множество таких систем - как прави­ло, производители утеплителей создают под свои материалы сбалансированную, прошедшую все необходимые испытания, систему, где компоненты подходят друг к другу, и долговеч­ность такой системы гарантирована.

В Беларуси уже появилась собственная многослойная сис­тема утепления, все компоненты которой (за исключением ми - нераловатных плит утеплителя) производятся отечественны­ми заводами. В 1996 году специалистами СКТБ "Сармат" раз­работана система утепления фасадов легким теплоизоляцион­ным материалом с защитой тонкослойной армированной шту­катуркой, получившая название "Термошуба", которая про­шла необходимые испытания и выдержала расчетные требова­ния. Термошуба позволяет выполнять работы при отрицатель­ных температурах - до -12 °С. Это несомненное достоинство системы позволяет значительно увеличить строительный се­зон, а в условиях, Беларуси - выполнять их практически круглогодично.

За прошедшие годы объемы утепления наружных стен зда­ний и сооружений динамично возрастали, что, безусловно, да­ло определенные положительные результаты.

Кроме прямой экономии энергоресурсов, термореновация зданий позволила значительно улучшить их внешний вид, а в ряде случаев защитить разрушающиеся фасады, устранить промерзания стен, улучшить микроклимат помещений.

К сожалению, выпускаемые отечественными предприяти­ями минераловатные плиты пока не отвечают необходимым требованиям, поэтому в системах утепления приходится ис­пользовать импортную плиту.

В 1998 году Комитет по энергосбережению и энергонадзору остановил свой выбор на системе Термошуба и решением своего Экспертного совета рекомендовал ее к массовому применению.

В системе Термошуба применяется жесткая специальная фасадная полностью гидрофобизированная минераловатная плита марки Fasrock концерна "Rockwool". Все материалы системы Термошуба сертифицированы.

Комплексные натурные обследования и испытания Термо­шубы, выполненные на трех объектах в 1995, 1996 и 1998 го­дах, подтвердили ее высокое качество и эксплуатационную на­дежность. Термошуба имеет высокую ударопрочность, долго­вечность - более 35 условных лет, низкую эксплуатационную влажность - менее 1 %, предел прочности на разрыв утепли­теля - брлее 0,02 МПа, а защитного и отделочного слоев - бо­лее 1,1 МПа.

Фактическая экономия энергоресурсов по исследованным зданиям составила в среднем 97,7 т у. т./год. Окупаемости зат­рат на утепление зданий методом Термошуба составляет в за­висимости от толщины утеплителя и конструктивных особен­ностей зданий 4-12 лет.

Сам метод устройства системы Термошуба и все необходи­мые материалы детально описаны в Пособии 1-99 к СНиП 3.03.01-87 "Проектирование и устройство тепловой изоляции наружных стен зданий методом Термошуба", которое введено в действие с 1999 года.

Здания, которые были построены после принятия новых норм термического сопротивления для ограждающих кон­струкций, составляют всего 1,5-2 % от существующего жи­лого фонда, который в большинстве своем остается холодным и потому подлежит термореновации.

По всей республике объем жилья, нуждающегося в утеп­лении, превышает 200 млн м2. Невысокая же стоимость утеп­ления по системе Термошуба наряду с ее качеством и долго­вечностью свидетельствует о целесообразности ее использо­вания.

Экономия расхода теплоты на горячее водоснабжение жи­лого дома может быть достигнута за счет повышения качества технической эксплуатации систем горячего водоснабжения, выполнения правил планово-предупредительного ремонта (5 %), автоматизации работы насосов, увеличивающих напор воды в зданиях, и циркуляционных насрсов горячей воды в жилых зданиях до 50 % в ночное время (3 %); установки квар­тирных водосчетчиков и оплаты за фактический расход воды (4 %).

Для отопления и горячего водоснабжения квартиры в Мин­ске площадью 51 м2 надо сжечь 2 тонны нефти, на 40-50 % больше, чем в промышленно развитых странах. Кроме того, каждая семья потребляет 100-150 кВт-ч электроэнергии в месяц или 1200-1800 кВт-ч в год.

Время отопительного периода - 200 дней. В это время через окна теряется 36 %, стены - 26 %, а за счет нагрева свежего приточного воздуха - 28 % всей теплоты, поступающей из системы отопления (см. табл. 4.2).

При реконструкции с использованием эффективных мате­риалов можно сократить потери тепла в 2-3 раза, но это доро­го. В то же время каждый имеет много возможностей для утеп­ления своей квартиры:

Остекление лоджий и балконов. Стекла и притворы ство­рок должны быть уплотнены. При этом потери через окна и стены, расположенные со стороны лоджии, будут снижены на 15-18 %. Снижение потерь на 7-9 % позволяет увеличить температуру в помещении на 1 °С. Таким образом, остекление увеличит температуру в примыкающей к ней комнате на 2 °С;

Установка между рамами прозрачной полиэтиленовой пленки таким образом, чтобы расстояние от нее до стекол бы­ло одинаковым. Это равноценно окну с тройным остеклением и снижает теплопотери на 20 %;

Тепловая защита того участка наружной стены, где рас­положен радиатор. На стене за радиатором с зазором между стенкой и радиатором ставят отражающую поверхность (алю­миниевая фольга, зеркальная алюминизированная пленка).

Чем ниже температура воздуха на улице, тем лучше рабо­тает естественная вытяжная вентиляция, часто лучше, чем надо. Поэтому зимой надо прикрыть вытяжные вентиляцион­ные отверстия (неполностью) бумагой, картоном. В ванной во­обще закрыть, чтобы увлажнять воздух в квартире, т. к. зимой он излишне сухой. Это хорошо скажется на микроклимате квартиры, потому что влажный воздух дает ощущение тепло­ты, а сухой - холода. Это позволит сберечь до 20 % тепла.

Работа по внедрению энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном секторе и тем самым снижению се­бестоимости оказываемых услуг ведется по таким основным направлениям: снижение норм потребления ТЭР на эксплу­атируемых энергопотребляющих установках и технологи­ческих процессах; замена дорогостоящего топлива на деше­вые виды; максимальное использование местных видов топ­лива; внедрение приборов учета и регулирования энергопот­ребления.

К сожалению, ряд организаций при разработке, согласова­нии и утверждении норм потребления топлива искусственно их завышают, чтобы затем показывать значительную экономию.

Отмечены низкие темпы выполнения работ по оснащению котельных приборами учета вырабатываемой тепловой энер­гии.

Из-за износа тепловых сетей в ряде городов и населенных пунктах имеются большие потери тепловой энергии при тран­спортировке. Для решения этой проблемы необходимо нара­щивать объемы замены изношенных тепловых сетей предва­рительно изолированными трубами.

Энергосберегающие мероприятия напрямую связаны и влияют на себестоимость коммунальных услуг.

Необходимо безотлагательно принять меры для коренного улучшения работы по энергосбережению, нормированию рас­хода топливно-энергетических ресурсов на производство работ и коммунальных услуг, внедрению приборов учета расхода и регулирования энергоносителей, обеспечению расчетов насе­ления по установленным приборам, что в конечном итоге при­ведет к экономии ресурсов и снижению себестоимости жилищ­но-коммунальных услуг.

Положительным примером успешной реализации энерго­сберегающих мероприятий является республиканский дет­ский санаторий "Солнышко", который расположен в Слуцком районе, в котором ГП "Белэнергосбережение" и объединение "Белмежколхозздравница" разработали и осуществляют про­грамму по энерго - и ресурсосбережению.

Среди энергосберегающих мероприятий проведена рекон­струкция системы теплоснабжения, для чего был закуплен и установлен , работающий на древесной щепе и опилках. В котельной заложен теплообменник, установлен бак-аккуму­лятор, установлена аппаратура автоматики системы теплос­набжения и котельной.

В результате в санатории годовая структура потребления первичного топлива стала выглядеть следующим образом: доля местного топлива составляет 79 %, дизтоплива - 21 %. Удель­ный расход топлива на отпуск тепла котельной уменьшился с 227 кг у. т. на 1 Гкал (до реконструкции) до 171 кг у. т. на 1 Гкал (после реконструкции). Реконструкция котельной обошлась са­наторию в 6,8 млрд р. В итоге проделанные работы позволят экономить 85 ООО т у. т. в год.

Автоматизация теплового пункта, нового учебно-спортив­ного корпуса позволяет поддерживать комфортную темпера­туру в помещениях при нахождении там людей, снижать тем­пературу воздуха в ночное время при отсутствии персонала согласно заданной программе.

Для подогрева воды в летнее время в санатории установле­на гелиоустановка отечественного , позволяю­щая иметь теплую воду без расхода топлива.

Для экономии электроэнергии в учебных классах нового корпуса санатория установлено энергоэффективное освещение с применением светильников ГП ММЗ им. В. И. Вавилова ("БелОМО", г. Минск), использование которых позволяет сни­зить потребление электроэнергии в 1,5 раза, что по сравнению с первоначальным проектом(6беспечивает более высокую осве­щенность учебных мест и классной доски при практически бесшумной работе аппаратуры.

Кроме того, в санатории установлено энергоэффективное наружное освещение, производимое на минском предприятии "Электрет", что не только обеспечивает снижение энергопот­ребления, но и повышает срок службы светильников.

В новых зданиях санатория установлены стеклопакеты с тройным остеклением производства "Барановичидрев". В ста­рых зданиях внутренние стекла оконных рам заменены на стенлопанеты с двойным остеклением, что позволило в сумме получить тройное остекление.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.

Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления.
2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ - муниципальные источники тепла, "электросети", "водоканалы".
3) Жилищно-эксплуатационные предприятия
4) Население - потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений - от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности - реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда - подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.

ГОСУДАРСТВО

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы - холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
- в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
- в домах с открытым водоразбором;
- в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки - 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки
Аср. - среднее количество человек в семье - 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес.
10% - дотации из бюджета - 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% - приведенный коэффициент льготников - 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес.
5% - постоянная задолженность - 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла - 276 руб. (в т.ч. НДС)
Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584 рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.
Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. - 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры - по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику - один, по расчету - другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С., внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 - 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых "Правил игры" на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ - посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией - представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня - основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива - так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное - взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление - твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:

а) население, уже получающее тепло;
б) вновь строящееся жилье;
в) объекты социально-культурного назначения;
г) предприятия существующие;
д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);
е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет "коммерческих" тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) "Правила игры" на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой "Planora" в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья - пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно "ничье"), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в "Товарищество собственников жилья". Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа - первый этап за счет местной власти, второй - за счет ТСЖ.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное - необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.

С.А.Дячук, генеральный директор,
ЗАО «Региональные энергетические системы»,
г. Котельники Московской области

Основные проблемы в ЖКХ. Качественные и количественные показатели. Проблемы энерго- и ресурсосбережения

В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства (МПКХ) Российской Федерации, проведенных нашими специалистами, у компании сложилась картина типовых проблем МПКХ, среди которых можно выделить:

· устаревшие, а чаще отсутствующие технологии и оборудование, и устаревшие неэффективные системы транспортировки воды и тепла к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленные вода и тепловая энергия вновь перестают соответствовать качественно-количественным нормативам;

· вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, как следствие невозможности муниципальных предприятий обеспечить потребителей качественной водой;

· затратность производства тепла и воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципальных предприятий;

· недостаточность объема услуг из-за недофинансирования;

· отсутствие устойчивости, и как следствие -стабильности оказания услуг (по той же причине);

· вынужденный рост тарифов для потребителей, что является следствием затратности эксплуатации;

· кадровый «голод», который является следствием низкой оплаты труда в отрасли;

· нерыночные методы управления МПКХ, как следствие псевдосоциальной ориентированности руководства муниципалитетов;

· низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, вызванная действием комплекса указанных выше причин.

Серьезный бизнес практически не рискует идти с масштабными инвестициями в существующую инфраструктуру, при сложившейся ситуации с неустойчивыми и политизированными принципами формирования тарифов для населения.

Выбор современных технологий теплоснабжения и водоснабжения, применительно к ЖКХ

Современные технологии и оборудование позволяют в большинстве случаев резко снизить затратность производства и транспортировки тепла и воды к потребителям, при этом обеспечив необходимое качество этих услуг.

Однако основой правильного выбора технологии должно быть предварительное обследование коммунальных систем. Это особенно эффективно на предпроектной стадии для вновь планируемых к строительству или реконструкции объектов, а также перед предстоящим акционированием муниципальных унитарных предприятий. Безусловно, предварительная работа по обследованию в каждом конкретном случае позволяет минимизировать затратную часть проектов и повысить их эффективность.

Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых городов, и коммунальных систем. А это значит, что не может быть типовых решений. В каждом конкретном случае необходимо сначала диагностировать, а только потом эффективно «лечить».

Однако, при отсутствии средств у муниципалитетов и недооценке проблемы здоровья нации, проблемам коммунальной инфраструктуры уделяется минимальное внимание. Объяснения у всех свои: Муниципалитет сетует на отсутствие средств и возможный рост тарифов, который станет, по их мнению, непосильным для населения, застройщик объясняет недооценку проблемы нежеланием удорожать стоимость квадратного метра. В итоге потребитель не получает качественной услуги, хотя и платит за нее.

Есть и дополнительные проблемы на пути оказания качественных коммунальных услуг. В частности следующие.

Последствия акционирования МУП без финансового оздоровления

Простой юридический анализ показывает нам несколько сценариев развития ситуации.

Вариант 1. Предположим, муниципалитет хочет стать 100%-ым владельцем акций нового акционерного общества (АО). Что произойдет?

1. Снятие ответственности с Администрации муниципального образования за долги и деятельность нового Общества;

2. Необходимость для АО изыскивать собственные источники финансирования;

3. Необходимость (но и, к сожалению, невозможность) грамотного менеджмента.

Без соблюдения подобных условий вновь образованное АО рискует практически мгновенно стать банкротом. Как следствие - введение антикризисного управления, распродажа имущества за долги, приход нового собственника, ориентированного не совсем на те цели и задачи, которые необходимы потребителю, работникам бывшего муниципального предприятия и самому муниципалитету.

Вариант 2. Муниципалитет хочет переложить функции оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на плечи частной компании.

Здесь уже кое-где есть опробованные методы: аренда и концессия муниципального имущества.

Однако, мы не видим принципиальной разницы между МУП, арендатором или концессионером в форме реальных взаимоотношений с собственником коммунальной инфраструктуры, то есть с Администрацией. Да, юридически отличия есть, но системно, с точки зрения целесообразности сохранения затратной идеологии структуры производства ЖКУ, отличий нет. Кроме того, концессия ставит целью создание имущества без привязки к экономическим и качественным показателям. А ведь для потребителя важны как раз не метраж трубы или количество фильтров и котлов, а стоимость, стабильность и качество услуги.

ЖКХ - это не ресурсодобывающие отрасли, в которых концессия - выгодный бизнес для обеих сторон. А изменчивость законодательства в сфере ЖКХ, отсутствие четких «правил игры» просто вынуждают разумного управленца-арендатора или концессионера жить сегодняшним днем.

Есть еще одна важная проблема - имущественная. В настоящее время имущество не находится в собственности муниципальных предприятий. Им владеет муниципалитет, но, как правило, он не знает, чем именно владеет. Следовательно, процесс преобразований МУП в АО невозможен без скрупулезного учета имущественной инфраструктуры. К сожалению, процессы оценки имущества в муниципалитетах практически не ведутся по причине отсутствия средств и непонимания сложности указанной процедуры.

Таким образом, налицо новые проблемы для муниципалитета:

· определить состав имущества, которое будет включено в уставный капитал АО;

· провести оценку стоимости имущества, включенного в уставный капитал;

· определиться с пакетом участия муниципального образования в АО;

· определиться с целями и задачами вновь создаваемого АО;

· определить для нового общества стратегические задачи.

Исходя из экспертных оценок объема инвестиций, например, в Водоканал среднего российского города с миллионным населением (от 800 тыс. до 1,2 млн долл. США только в период инвентаризации и технического процесса преобразования МУП в АО), мы делаем вывод о практической нереальности для бюджетов большинства муниципальных образований эффективных преобразований существующих МУП.

К сожалению, оценка ситуации показывает, что руководители существующих МУП и муниципальных образований в подавляющем большинстве не представляют сложности и масштабности предстоящих преобразований, не видят способов реализации поставленных перед ними задач.

Ясно, что сроки акционирования при неготовности муниципалитетов не могут быть выдержаны. И это также является препятствием на пути инвестирования в ЖКХ.

Тарифообразование как системная ошибка

Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло-, водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе четко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьезные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения Закона № 210-ФЗ должны были вступить в силу с 1 января 2006 г.

В течение 2005 г. Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и региональная энергетическая комиссия готовятся к наступлению 2006 г.

Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают дальновидные руководители, постарались привести тарифы к более или менее реальным значениям, отражающим не политическую, а экономическую составляющую тарифов. То есть - повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ.

В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчета тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

Остановить инфляцию? Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счет внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд долл. США только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры еще больше.

Кроме этого, попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая Правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. ЖКУ, как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.

| скачать бесплатно Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования , Дячук С.А.,

Пока же ситуация такова. По мнению члена Совета Федерации Валентина Межевича, который давно занимается проблемами энергосбережения, уровень потерь энергии в ЖКХ огромен - от 40 до 70%.

Примерно 20% энергии, производимой в России, теряется по пути к потребителю из-за неудовлетворительного состояния сетей и по другим причинам. Энергоемкость нашего ВВП в 3-4 раза превышает показатели других стран, а ссылки на суровый климат безосновательны, поскольку Канада, Финляндия и другие страны находятся в таких же условиях. Поэтому в настоящее время энергосбережение является наиболее эффективным и предпочтительным направлением развития энергосистемы страны. Принятый закон «Об энергосбережении и энергоэффективности» как раз и направлен на решение этих задач.

Один из важнейших стимулов к экономии - обязательная установка приборов учета энергоресурсов. Кроме того, сохраняя социальную норму энергопотребления, надо вводить ступенчатый тариф, зависящий от времени суток, объема потребления и других факторов, - считает Валентин Межевич.

Спорить с этим трудно. Именно из-за гигантской знергоемкости нашей экономики и жилищно-коммунальной сферы российское правительство на законодательном уровне озаботилось проблемами энергосбережения. Однако есть закон, есть желание его выполнять, но вот есть ли возможности?

По мнению ныне, к сожалению, уже покойного Ефима ИЗРАИЛЕВА, члена Союза архитекторов России, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Инженерной академии (СПб), при предлагаемой государством новой системе организации учета ресурсов, необходимых для эксплуатации жилья, будут ущемлены интересы большинства жителей страны.

Суть проблемы в том, что монополисты, поставляющие эксплуатационные ресурсы, поддерживаемые чиновниками, похоже, всерьез заинтересовались кошельками жителей. Хотя, судя по всему, и нынешние тарифы за услуги по продаже и доставке в квартиры необходимых товаров (газа, электричества, воды и пр.) приносят немалую прибыль. Не зря, однако, считается, что денег много не бывает.

Не прячьте ваши денежки

Замысел поставщиков состоит в том, чтобы потребители их услуг взяли на себя все хлопоты по установке в своих жилищах счетчиков, определяющих количество полученных энерго- и водоресурсов. А также оплатили бы стоимость этих счетчиков и их установку. Мало того, на горожан хотелось бы еще возложить хлопоты и затраты по периодической поверке счетчиков в специальных организациях, включающие демонтаж, транспортировку и повторную установку приборов.

Для реализации столь крупномасштабного замысла нашим поставщикам нужна была не только нормативно-правовая база, но и социально-экономическое обоснование полезности такой затеи. Тогда они придумали удачный тактический ход: пристроиться к набирающей темп государственной кампании по энергосбережению, что позволяло их узкокорыстным интересам облечься в безапелляционные требования федерального закона.

И это вполне удалось. Правда, пока только на бумаге. Хотя закон отнюдь не простая бумага.

ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности….», принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и вступивший в силу спустя две недели, содержит комплекс детализированных требований, исполнение которых обеспечило бы 100%-ю реализацию желаний поставщиков.

Однако есть достаточно конструктивные идеи, предусматривающие другой подход к проблеме. Одна из них заключалась в том, что вышеупомянутые поставщики, по аналогии с условиями розничной торговли, должны сами приобретать контрольно-измерительную аппаратуру, при помощи которой с известной точностью определяется количество продаваемого товара. И сами же должны обеспечивать в установленном порядке точность показаний этой аппаратуры под угрозой наказания по закону.

Ни одному даже самому жадному купцу отродясь в голову не приходило заставлять покупателей приходить к нему за товаром со своими безменами и аршинами.

Хорошо забытое старое

Тем, кому довелось жить в Ленинграде в советские времена, наверняка хорошо помнят, как в коммунальных квартирах персонал Ленгаза еще с довоенных времен то ставил, то снимал, то вновь устанавливал модернизированные счетчики. Аналогичная ситуация была и с электросчетчиками. И первичная их установка, и замена на новые, когда изменили напряжение со 110 Вт на 220 Вт, выполнялись персоналом Ленэнерго.

Короче говоря, никто из поставщиков не пытался свои прямые заботы перекладывать на жителей. Правда, это было при плановой экономике, тогда как сейчас мы по уши в «диком капитализме». А он, как известно, сильно отличается от «просто капитализма».

Показательно, что в странах, где капитализм уже давно перестал быть «диким», а вполне цивилизован и даже очень развит, никому и в голову не приходит таким вот образом залезать в карманы потребителей. Разумеется, в той же Америке все хлопоты, связанные с приобретением, установкой и эксплуатацией счетчиков, - это заботы поставщиков. Единственный платеж потребителя - за работу по установке счетчика (собственность поставщика) и его подключению к наружной или внутридомовой сети, если дом многоквартирный. Та же ситуация во Франции, Германии, Финляндии и других развитых западных странах.

Выводы таковы. Никто не собирается оспаривать целесообразность применения точных приборов учета продаваемых поставщиками «товаров». Недоумение и протест вызывает их стремление возложить на потребителей все без исключения хлопоты и затраты по приобретению, установке и поверке счетчиков. Оно противоречит здравому смыслу, традициям и упомянутой выше зарубежной практике.

Судя по всему, разработка проекта Федерального закона «Об энерго­сбережении…» проходила без привлечения достаточного количества специалистов, профессионально разбирающихся в проблематике генерации энергии, ее транспортирования и использования конечным потребителем. Это одна из причин обилия в тексте закона, мягко говоря, спорных положений.

Проекты законов до принятия ими статуса федерального закона проходят три этапа обсуждения (так называемых слушаний) в Государственной Думе.

Вероятно, надо их не просто слушать, а на каждом этапе тщательно проверять и спорить с оппонентами. Учили же нас, что в споре рождается истина.

А что же наши уважаемые депутаты? Почему они за три слушания так и не заметили несправедливости и неправомерности перекладывания на население забот поставщиков-монополистов и не сказали им «стоп»?

Было бы очень полезно узнать ответы на эти вопросы.

Подготовил Дмитрий Григорьев

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - это снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Для ЖКХ в области энергоресурсосбережения необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
1) экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь:
- тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;
- модернизация систем тепло- и водоснабжения;
- использование нетрадиционных источников энергии;
- учет энергоресурсов и воды;
2) регулирование потребления энергоресурсов и воды.

К основным мероприятиям первого направления можно отнести:
- дополнительную тепловую изоляцию ограждающих конструкций;
- постепенную замену ЦТП на ИТП в блочно-модульном исполнении;
- внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
- снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;
- оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;
- реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);
- применение в системах тепло- и водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струй-но-форсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;
- широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;
- применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;
замену изношенной запорной арматуры и санитарно-техничес-ких устройств в квартирах и индивидуальных домах;
- перевод котельных там, где это возможно, на газовое топливо;
- оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
- применение на котельных противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;
- обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки и не прошедших режимно-наладоч-ных испытаний в установленные сроки;
- замену и прочистку сетей с применением новых методов прочистки;
- проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

Использование нетрадиционных источников энергии должно рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющихся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.

Второе направление предусматривает обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов, которое предусмотрено Законом Российской Федерации «Об энергосбережении», Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах но энергосбережению» № 1087 от 02.11.1995 г. и «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы» № 832 от 08.06.1997 г.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т. д. составляет более 130 млн. шт. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн. теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн. водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн. счетчиков газа.

При разработке конкретной программы приборного обеспечения необходимо решить такие вопросы, как:
- выбор и оптимизация номенклатуры технических средств (приборов учета, регулирования, средств метрологического обеспечения, средств оперативного сбора и обработки информации, диспетчеризации и т.п.);
- оценка объемов потребности в технических средствах;
- определение необходимости в изменении схем тепло- и водоснабжения для осуществления приборного учета и особенно поквартирного;
- определение оптимальной очередности выполнения работ с учетом технико-экономических возможностей региона (муниципалитета).

Первоочередной является задача оснащения приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами АО «Энерго», источниками тепло- и водоснабжения других министерств и ведомств, а также муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 40-80% от расчетных нагрузок по отоплению и горячему водоснабжению.

К первоочередным задачам относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.

На вводах в общественные здания следует также устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, которые являются причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.

В числе первоочередных мероприятий необходимо отметить особо создание системы, обеспечивающей повсеместную установку и обслуживание узлов учета, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.

Схемы организации учета должны разрабатываться для всех уровней потребления - тепловой район, жилой микрорайон, товарищество собственников жилья, жилой дом, квартира. Во всех случаях следует стремиться к минимизации парка приборов учета и к сокращению их номенклатуры. Выбор схем учета энергоресурсов и воды, а также средств измерения для использования на узлах учета должен осуществляться их владельцем по согласованию с тепло- и водоснабжающими организациями.

Для обеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергоресурсосбережению.

1. Наиболее значимыми и быстро окупаемыми мероприятиями по повышению теплозащиты оболочки зданий являются мероприятия по снижению расхода тепла через прозрачные ограждения, особенно для реконструируемых зданий, за счет снижения коэффициента остекления, сверхнормативных трансмиссионных потерь и теплопотерь на инфильтрацию.

2. Утепление наружных стен, покрытий и перекрытий до Уровня требований СНиП П-3-79 (1998), этап II, дает меньший эффект и является рентабельным для нового строительства, а также при реконструкции крупнопанельных домов, где учитывается дополнительный эффект, связанный с эксплуатационными расходами на ремонт фасадов, стыков и т.п Для остальных зданий срок окупаемости превышает 10 лет, а для старой застройки достигает 20 лет.

3. Менее значительный эффект по утеплению оболочки здания остеклением балконов и лоджий достигается использованием обычного стекла (срок окупаемости до 9 лет); при применении специального стекла срок окупаемости возрастает до 20 лет. Однако остекление целесообразно закладывать в проект реконструкции домов, поскольку жильцы, остекляя летние площади самостоятельно, нарушают тем самым внешний вид зданий.

4. Из мероприятий, направленных на теплосбережение в инженерных системах жилых домов, наибольшую экономическую эффективность для нового строительства имеют применение механических систем вентиляции с утилизацией тепла вытяжного воздуха, в том числе и с помощью теплового насоса, на нужды горячего водоснабжения (срок окупаемости 4-6 лет), квартирный учет энергоносителей и автоматическое индивидуальное регулирование теплоотдачи отопительных приборов. Окупаемость затрат здесь следует ожидать через 1,5-2 года для реконструируемого фонда и через 5-6 лет для нового строительства. Системы отопления при реконструкции могут выполняться как по горизонтальной двухтрубной, так и по общепринятым схемам: однотрубной с нижней или верхней разводкой, а в новых зданиях - с квартирной разводкой.

5. Для газифицированных жилых домов с большой площадью квартир (старый фонд) как альтернатива центральному (от автономных котельных) может применяться местное (квартирное) отопление и горячее водоснабжение от индивидуальных газовых теплогенераторов. При необходимости отопление общих помещений в этом случае следует осуществлять электрическими приборами, в том числе аккумуляционными, работающими по вынужденному графику энергопотребления с оплатой по двухставочному тарифу.

Исходя из сказанного можно отметить, что основные пути снижения энергоресурсов - это, с одной стороны, выбор и монтаж энергоэффективных агрегатов, оборудования и систем источников тепла и воды, сетей их транспортирования потребителям (зданиям); с другой - устранение имеющихся перерасходов и сверхнормативных потерь тепла и воды путем повышения уровня и качества эксплуатации.

Первые из указанных путей энергосбережения являются средне- или долгосрочными мероприятиями со сроком окупаемости не менее 4-7 лет и многозатратными. Эти мероприятия требуют выполнения проектных и строительно-монтажных работ, для чего необходимы значительные денежные затраты за счет банковских кредитов и инвестиций. Сроки окупаемости этих затрат, включая возврат кредитов с процентами, выходят за временные рамки реформы ЖКХ.
Вторые из путей энергосбережения являются краткосрочными с реализацией и получением экономического эффекта в течение 1-2 лет. Они могут быть малозатратными и даже беззатратными, если эффект достигается лишь путем изменения режимов или регламентов технологических процессов. Эти мероприятия по существу включают в основном работы по повышению уровня и качества эксплуатации действующих систем тепловодоснабже-ния объектов ЖКХ.