Аудиторская деятельность всегда ведется по строгим правилам, определяющим единообразные порядок, принципы, методы и иные характеристики проверки. Такие правила разрабатываются и утверждаются на различных уровнях. До недавнего времени российские аудиторы работали по нормам, определяемым федеральными стандартами аудиторской деятельности. Однако с 2017 года ситуация изменилась.
Иерархия аудиторских правил
Аудиторские стандарты подразделяются на три уровня:
- международные стандарты, утверждаемые Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ, IFAC);
- федеральные стандарты, принятые Правительством РФ и Минфином России;
- внутренние стандарты объединений аудиторов.
Правительством РФ были приняты 34 федеральных аудиторских правила, Минфином - 8. Все они до недавнего времени регулировали порядок работы аудиторов.
Обязательно ли применение ФСАД
С 2017 года согласно законодательству об аудиторской деятельности все аудиторские проверки в нашей стране должны проводиться по правилам международных стандартов. Исключение составляют проверки отчетности за 2016 год, договор на осуществление которых был заключен заранее, до 1 января 2017 года.
Закон определяет, что обязательными для соблюдения являются именно международные стандарты, а не федеральные. Также аудиторы могут следовать стандартам, выработанным их профессиональными объединениями, но лишь в том случае, если эти стандарты не противоречат международным, а дополняют их.
Чем отличаются международные и федеральные правила
Российские правила аудита изначально основывались на международных. И некоторые из них практически идентичны первоисточнику. Однако есть часть российских стандартов, в которых не отражены изменения, произошедшие с течением времени в аналогичных стандартах МФБ. Это, безусловно, нарушает положение о том, что никакие правила, применяемые при аудите, не должны противоречить международным.
Приходится также признать, что при разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности не была принята присущая стандартам МФБ четкая структура кодификации правил, позволяющая увидеть их взаимосвязь.
Также не была принята за основу логика изложения каждого аудиторского правила МФБ, состоящего из нескольких стандартных разделов.
Такое положение вещей сильно затруднило изучение и понимание российских стандартов, не сформировало целостной системы, которая бы легко обновлялась по аналогии с международными стандартами.
Еще одним отличием совокупности федеральных стандартов стало то, что российские аудиторские правила, изначально призванные сделать информацию о потенциальном объекте инвестиций одинаково понятной как для российского, так и для иностранного бизнеса, зачастую базируются на положениях российского, а не международного права, используют формы документов, характерные для российских условий.
Все эти недостатки послужили одной из причин отказа от федеральных стандартов аудиторской деятельности в пользу международных.
Как отразится на бизнесе переход к международным правилам проверок
Теперь аудиторские проверки будут регулироваться 48 международными стандартами. Аудиторское заключение будет включать в себя не только сведения о правильности отражения результатов деятельности в финансовой отчетности, но и мнение аудитора об особенностях ведения бизнеса и рисках аудируемого предприятия.
Для формирования такого отчета аудитору придется изучать, а проверяемому лицу представлять большие объемы документации и информации.
Результат опубликования такого отчета с раскрытием в нем рисков и особенностей повысит информированность потенциальных инвесторов и повлияет на их желание участвовать в бизнесе. Банки, основываясь на данных такого «расширенного» заключения, смогут проще выявлять рисковых клиентов.
Введение
Аудиторские стандарты, их назначения и виды
Стандартизация аудиторской деятельности в России
Основные международные аудиторские стандарты
Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности
Характеристика стандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.
В переводе с английского audit – это проверка, ревизия. То есть, в своей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок. Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяют различие между аудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас на предприятиях и в организациях.
Внутренние проверки существуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Если говорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с 1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанности входило оказание помощи общему собранию акционеров в ежегодной проверке финансовой отчетности и ее утверждении. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченным лицом акционеров.
В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами. В РФ законодательная база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России действует ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 гг.
Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этим подтверждается то, что Международные стандарты аудита предваряют Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, в котором независимость рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих деятельность публично практикующего профессионального бухгалтера. международный аудиторский стандарт
Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни различных предприятий и организаций.
Целью данной курсовой работы является:
описать общие сведения об аудите;
рассказать о Международных стандартах аудита, их внедрении в России;
обозначить взаимосвязь Международных стандартов аудита с обеспечением качества аудиторской деятельности.
1. Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности
Аудиторские стандарты, их назначения и виды
Стандарты аудита - это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных
внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным стандартам.
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
создают общественный имидж профессии;
устраняют контроль со стороны государства;
помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.
В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.
Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).
Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.
Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.
В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.
Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).
Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).
Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
N Правила |
Наименование |
|
Группа 1. Основные принципы |
||
Цель и основные |
Введение, цель аудита, общие принципы |
|
Группа 2. Ответственность аудиторов |
||
Согласование условий |
Введение, договор оказания аудиторских |
|
Обязанности аудитора |
Введение, ошибки и недобросовестные |
|
Обязанности аудитора |
1. Факторы риска, связанные с |
|
Учет требований |
Введение; ответственность руководства |
|
Группа 3. Планирование и документирование аудита |
||
Документирование |
Введение, форма и содержание рабочих |
|
Планирование аудита |
Введение, планирование работы, общий |
|
Существенность в |
Введение, существенность, взаимосвязь |
|
Оценка аудиторских |
Стандарт включает содержание двух ранее |
|
Применимость |
Введение; факторы, оказывающие влияние |
|
Аудиторская выборка |
Введение; определения, используемые в |
|
Группа 4. Внутренний контроль качества аудита |
||
Внутренний контроль |
Введение, требования по обеспечению |
|
Контроль качества |
Введение; обязанности руководства |
|
Группа 5. Аудиторские доказательства |
||
Аудиторские |
Введение, достаточные надлежащие |
|
Получение |
Введение, присутствие аудитора при |
|
Получение аудитором |
Введение; связь процедур внешнего |
|
Особенности аудита |
Введение; особенности расчета оценочных |
|
Аналитические |
Введение, сущность и цели аналитических |
|
Группа 6. Использование работы третьих лиц |
||
Использование |
Введение; назначение основного аудитора; |
|
Рассмотрение работы |
Введение, объем и цели внутреннего |
|
Использование |
Введение, определение необходимости |
|
Группа 7. Выводы и отчеты в аудите |
||
Аудиторское |
Введение; основные элементы аудиторского |
|
Аффилированные лица |
Введение, наличие связанных сторон и |
|
События после |
Введение; события, произошедшие до даты |
|
Особенности первой |
Введение, аудиторские процедуры при |
|
Сообщение |
Введение; надлежащие получатели |
|
Заявления и |
Введение, признание руководством |
|
Прочая информация в |
Введение, доступ к прочей информации, |
|
Учет особенностей |
Введение; вопросы, рассматриваемые |
|
Сопоставимые данные |
Введение, соответствующие показатели, |
|
Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги |
||
Основные принципы |
Введение; основные принципы финансовой |
|
Выполнение |
Введение, цель выполнения согласованных |
|
Компиляция |
Введение, цель компиляции финансовой |
|
Обзорная проверка |
Введение, общие принципы выполнения |
|
Группа 9. Образование и подготовка кадров |
||
Стандарты находятся в стадии разработки |
Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.
Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .
Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.
Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.
Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.
Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.
Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).
Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.
Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.
Девятая группа находится в стадии разработки.
Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.
Международные стандарты аудиторской деятельности будут применяться в 2018 – 2019 году в обязательном порядке. О переходе на новые правила, их содержании и отличиях от прежних мы расскажем в этой статье.
Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 - 2019 году
В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).
МСА обязательны для всех:
- аудиторов;
- аудиторских организаций;
- СРО аудиторов и работников таких СРО.
Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.
В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.
В 2016 году Минфином РФ были изданы:
- приказ от 09.11.2016 № 207н;
- приказ от 24.10.2016 № 192н.
В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).
Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).
Классификация международных стандартов, их содержание
Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.
Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:
- из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
- 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
- 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
- 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
- 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
- 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).
МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.
МСА можно сгруппировать по содержанию:
- Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
- Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
- Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
- Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
- Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.
Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.
Соответствие ФПСАД и МСА
Ранее в области аудита действовали:
- Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
- Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
- Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610.
Другая часть стандартов имела отличия.
С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.
Таблица 1
Какими МСА были заменены ФПСАД
Российские стандарты |
Международные стандарты |
ФПСАД 5/2010 |
|
ФПСАД 6/2010 |
|
Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).
Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.
Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)
В 2018 - 2019 действуют 2 МСОП:
- задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
- обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).
МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:
- изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
- представить письменное заключение.
МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.
МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.
Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)
Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.
МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).
Согласно МССУ 4410:
- это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
- руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.
В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.
Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Структура МСА
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита
Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2018 - 2019. Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам.
Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.
Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:
- Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
- К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
- Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
- Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
- Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.
В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.
Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.
Аудит по международным стандартам финансовой отчетности
В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них становятся обязательными к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).
Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:
- Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
- Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
- Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
- Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.
Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.
В 2018 - 2019 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:
- вводятся профессиональные термины, даются им определения;
- перечисляются обязанности аудиторов;
- регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
- приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.
Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).
На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.
Правила (стандарты) аудита – это общие руководящие нормы и правила, помогающие аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. Основной целью правил (стандартов) аудиторской деятельности является обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. Значение правил (стандартов) аудиторской деятельности заключается в том, что они: способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки; устанавливают единые требования при осуществлении аудита; помогают пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки; помогают аудиторам вести переговоры с аудируемым лицом; обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса; заставляют аудиторов повышать уровень своих знаний и квалификации; рационализуют и облегчают аудиторскую работу и т.д.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Обязательность федеральных правил (стандартов) аудита. Федеральные правила (стандарты) аудита являются обязательными для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Состав и основные группы федеральных правил (стандартов) аудита. Российские федеральные правила (стандарты) аудита включают одиннадцать групп (вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы третьих лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной аудиторской практике, образование и подготовка кадров), десять из которых соответствуют группам международных стандартов (за исключением группы «Образование и подготовка кадров»). Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности могут быть подразделены на три основные группы: общие правила (стандарты) аудита, которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.; правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, которые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля и получения доказательных материалов и т.д.; правила (стандарты) составления отчета, которые предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации аудируемого лица.
Тенденция разработки и использования стандартов в аудиторской деятельности. На основе второй редакции перевода международных стандартов аудита на русский язык в феврале–апреле 2002 г. разработаны проекты первой группы новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. В состав первой группы вошли следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности: «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности», «Документирование аудита», «Планирование аудита», «Существенность в аудите», «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», «Оценка рисков и внутренний контроль», «Внутрифирменный контроль качества работы в аудите», «Аффилированные лица», «События после отчетной даты», «Применимость допущения непрерывности деятельности», «Образование аудитора». До утверждения этих стандартов Правительством Российской Федерации действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Первые шесть из этих стандартов утверждены постановлением Правительства от 23 сентября 2002 г. Принято решение о подготовке рабочего варианта глоссария (перечня основных терминов и понятий по аудиторской деятельности). Разработанные проекты правил (стандартов) аудиторской деятельности в значительной мере соответствуют международным стандартам аудита, так как было решено, что при их нумерации будет использоваться та же система кодировки, которая используется при нумерации международных стандартов аудита (трехзначный номер, первая цифра которого соответствует разделу международного стандарта аудита, вторая – номеру стандарта внутри данного раздела, а третья цифра для стандартов первой очереди была равна нулю; в дальнейшем может быть использована для того, чтобы новые стандарты могли быть расположены среди ранее разработанных стандартов данного раздела).
Структура построения и разделы правил (стандартов) аудиторской деятельности. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы: общие принципы стандарта - цель и необходимость разработки данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами; основные понятия и определения (если это необходимо), используемые в стандарте, который охватывает новые термины и их характеристику; сущность стандарта, в котором формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения; практические приложения, которые включают различные приложения – схемы, таблицы, образцы документов и др.
Расхождения между международными стандартами аудита и российскими стандартами аудита. Российские стандарты аудита созданы на основе международных и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения связаны с особенностями стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров, а также национальной учетной системы, российского законодательства: российские стандарты аудита основывались на действующем российском законодательстве, что делало невозможным использование у нас отдельных положений международных стандартов аудита (например, по подготовке аудиторского заключения); международные стандарты аудита основаны на западной «общепринятой системе бухгалтерских принципов» (GAAP) и часто противоречат действующим российским принципам учета; международные стандарты аудита основываются на малоизвестных у нас реалиях (нет официальных документов, регламентирующих требования к системе внутреннего контроля предприятия). Если в России будут установлены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, соответствующие международным стандартам аудита, то повысится степень доверия иностранных пользователей к отчетности, проверенной согласно российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Внутренние аудиторские стандарты
Значение внутренних аудиторских стандартов. Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих услуг, а также способствует: соблюдению требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; уменьшению трудоемкости аудиторских проверок; облегчению сбора необходимых доказательств; сокращению времени проверки; уменьшению риска ошибок при формулировании заключения; использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов; увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.
Виды внутренних аудиторских стандартов. Внутренние аудиторские стандарты подразделяются на две группы, т.е. внутренние правила (стандарты) аудита, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях и разработанные ими и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций (аудиторов), которые представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг (они должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским стандартам аудита).
Блоки внутренних аудиторских стандартов. Внутренние аудиторские стандарты включают следующие блоки: стандарты по внутренней структуре аудиторской организации и технологии организации ее деятельности, которые раскрывают ее организационное устройство, принципы взаимоотношений с аудируемыми лицами, структуру внутреннего контроля и внутренней отчетности, полномочия и должностные обязанности сотрудников, требования к уровню их образования и квалификации, вопросы профессиональной этики и др.; стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов) аудита или внутренних правил (стандартов) аудита аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые могут быть классифицированы по таким группам как: ответственность аудиторов; планирование аудита; изучение и оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица; получение аудиторских доказательств; использование работы третьих лиц; порядок формирования выводов и заключений в аудите; специализированные аудиторские стандарты; методики проведения проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета, которые полезны для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение; стандарты сопутствующих аудиту услуг, составляемые по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и т.д.
Разработка внутренних аудиторских стандартов. Для обеспечения эффективной работы по созданию системы внутренних стандартов аудиторской организации рекомендуется создание внутри нее Методического совета или иного специального коллегиального органа. При разработке внутренних стандартов аудита следует учитывать их целесообразность (практическую значимость, актуальность, приоритетность), преемственность и непротиворечивость (согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами), полноту и детализацию (внутренние стандарты должны охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать), а также единство терминологической базы (единство трактовки терминов во всех стандартах и документах). Внутренние стандарты аудита должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дату ввода в действие, название и цель стандарта, утвердившее стандарт лицо и сферы применения. Они должны утверждаться приказом руководителя аудиторской организации, советом учредителей или другим уполномоченным органом (в случаях, предусмотренных учредительными документами).