За нарушение налогового законодательства существуют следующие виды юридической ответственности: финансовая (налоговая), административная, уголовная, дисциплинарная.

Налоговая ответственность - это санкция (штрафов,принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов - организации или налогового агента - организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Административная ответственность согласно п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» заключается в том, что на руководителей предприятий, учреждений и организаций налагаются административные штрафы в размере минимальных размеров оплаты труда.

Дисциплинарная ответственность. За однократное нарушение трудовых обязанностей руководитель предприятия и его заместители могут быть уволены с предприятия (с ними расторгается контракт; п. 1 ст. 254 КЗоТ). При найме руководитель подписывает договор (контракт), в котором определяются его права, обязанности и ответственность, в том числе за создание условий и организацию бухгалтерского учета.

Уголовная ответственность. Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст. 199 УК РФ).

31.Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект обложения, налоговая база.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Это означает, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю и сумму уплаченного НДС. Тем самым налогоплательщик имеет возможность переложить свои расходы по уплате НДС на покупателя, который в свою очередь при перепродаже товара обязан исчислить НДС, переложив бремя по его уплате на «своего» покупателя, и так далее – вплоть до конечного потребителя. Таким образом, в результате процесса перепродажи товаров реальное налоговое бремя уплаты НДС в конечном итоге несут не налогоплательщики, а конечный потребитель товаров (работ, услуг).



Налогоплательщиками НДС признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

Объект налогообложения. Представляет собой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе. Кроме того, к объектам обложения НДС относятся: 1) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; 2) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 3) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

НК предусматривает многочисленные изъятия из перечня операций, которые являются объектом обложения НДС. Так, не облагаются НДС операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров, работ или услуг: операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты; передача имущества правопреемникам при реорганизации; передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством; передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного (муниципального) жилищного фонда при проведении приватизации; изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества и т.д.

Налоговая база – стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, при применении одинаковых ставок – суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговый период устанавливается как квартал.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению различных исследовательских подходов к вопросу о правовой природе налоговой и административной ответственности, а также анализу правовых норм, регламентирующих привлечение виновных лиц к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогов и сборов.

Ключевые слова : налог, налогообложение, система юридической ответственности; обязанности; административная ответственность; налоговая ответственность.

ADMINISTRATIVE OFFENCES IN TAX FIELD

Abstract. The article is devoted to consideration of various research approaches to the question of the legal nature of the tax and administrative responsibility, as well as analysis of legal rules governing the involvement of perpetrators to responsibility for offences in the sphere of taxes and fees.

Key words: tax, taxation, system of legal liability; charge; administrative liability; tax liability.

Формирование налогового законодательства породило вопрос о ха- рактере юридической ответственности, установленной Налоговым кодексом: является ли она разновидностью административной ответственности или в российском праве появилась самостоятельная финансовая (налоговая) ответственность. В теории нашли место обоснования в пользу той и другой концепции. Анализу основных аргументов сторонников этих концепций посвящена данная статья.

С практической точки зрения вопрос о характере ответственности за нарушения налогового законодательства сводится к следующей дилемме: как и какой нормативный правовой акт должен регулировать основания ответственности за нарушение налогового законодательства, виды и размер взысканий и их назначение?

Теория права на сегодняшний день однозначно выделяет пять видов юридической ответственности в зависимости от характера правонарушения:

Уголовную - за совершение преступлений, предусмотренных уго- ловным кодексом;

Административную - за совершение административных правона- рушений, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законода- тельством;

Гражданскую (гражданско-правовую) - за неисполнение, ненадле- жащее исполнение гражданско-правовых обязанностей;

Дисциплинарную - за совершение дисциплинарного проступка, связанного с нарушением трудовой дисциплины;

Материальную - за причинение ущерба стороне трудового договора.

В приведенной классификации прослеживается закономерность вы- деления видов ответственности в зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм. Поэтому в связи со становлением налогового права как самостоятельной подотрасли финансового права стал обсуждаться вопрос о необходимости выделения самостоятельного вида юридической ответственности - финансовой или налоговой, т.е. ответственности за налоговые правонарушения.

Сторонники данного подхода обосновывают свою позицию тем, что, исходя из теории юридической ответственности, она применяется за финансовые проступки (т.е. финансовые отношения, деликты) и выражается в особых, финансовых по характеру мерах принуждения . В качестве одного из аргументов приводится тот факт, что самостоятельное регулирование ответственности за налоговые правонарушения предусмотрено в разделе VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, в нем законодательно закреплено понятие налогового правонарушения. Таким образом, закрепление законодателем в Налоговом кодексе общих положений о привлечении к ответственности, составов правонарушений и соответствующих взысканий является для сторонников наличия финансовой ответственности решающим фактором.

В подобной аргументации сомнения вызывают по крайней мере три момента. Первое - выделение законодателем отдельной главы, а также закрепление понятия «налогового правонарушения» представляют собой, на наш взгляд, проявление законодательной техники. Самостоятельное регулирование вопроса об ответственности за налоговые правонарушения в период формирования налогового законодательства обуславливалось тем, в первую очередь, что законодательство об административных правонарушениях по смыслу ст. 2 КоАП РСФСР состояло из действовавшего в тот период КоАП и иных законодательных актов РСФСР и постановлений Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях. В тоже время действовавшее законодательство допускало самостоятельное регулирование административной ответственности другими актами: законодательные акты РСФСР и по становления Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в Кодекс приме- няются на территории РСФСР непосредственно (п. 2 ст. 2 КоАП РСФСР). Кроме того, отсутствие в КоАП РСФСР такого субъекта ответственности, как юридическое лицо, и неспособность Кодекса распространить свое действие на нового субъекта вынуждали законодателя принимать самостоятельные акты в отношении административной ответственности юридических лиц.

В силу вышеизложенного аргументы сторонников самостоятельности налоговой ответственности легко можно перечеркнуть, внеся изменения в Кодекс, что в свое время пытались сделать разработчики действующего Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. Выделяя ответственность, на наш взгляд, следует анализировать не статьи закона, а характер и сущность возникающих отношений.

Довод об обособленности налоговых санкций также является не- обоснованным. Как отмечает С.Г.Пепеляев, специфических мер воздей- ствия за нарушения налогового законодательства Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типично адми- нистративного взыскания - штрафа. Выделяемые иногда особенности финансовых санкций характеризуют не сам штраф, а порядок его при- менения. Специфических черт «финансового» штрафа, не позволяющих отождествлять его с административным, нет .

Вопрос о правовой природе штрафных санкций, налагаемых налого- выми органами за нарушение норм налогового законодательства, был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. В своем определении от 5 июля 2001 г. № 130-О «По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно-обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства, означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно-правовыми, а не уголовно-правовыми или гражданско-правовыми, т.е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (ч. 2) и 126 Конституции Российской Федерации осуществляется посредством административного судопроизводства .

Еще раньше Высший Арбитражный Суд РФ в п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих вопросов применения ответственности за нарушения налогового законодательства, разъяснил, что ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», по своей правовой природе сходна с административной ответственностью . Таким образом, Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ признают административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Аргумент об особом характере налоговых правонарушений в свете принятия Кодекса об административных правонарушениях также утрачивает свою весомость: за аналогичные «налоговым» правонарушения ответственность должностных лиц организаций наступает по КоАП РФ(ст. 15.3 - 15.9, 15.11). На сегодняшний день ответственность за на- рушения налогового законодательства предусмотрена в разделе VI «На- логовые правонарушения и ответственность за их совершение» Налогового кодекса Российской Федерации и в главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом ответственность налогоплательщиков наступает по Налоговому кодексу РФ, а КоАП РФ предусматривает за аналогичные правонарушения ответственность должностных лиц, т.е. руководителей и других работников организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Тем не менее, остается непонятным, в чем состоит принципиальное отличие субъектов этих правонарушений, которое не позволило регламентировать ответственность в одном кодексе.

Важным для понимания сути административной ответственности за налоговые правонарушения является также возможность регулирования данной ответственности Налоговым кодексом. В ч.1 ст. 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонаруше- ниях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой связи закономерен вопрос: если КоАП определен в ч. 1 ст. 1.1 в качестве фактически единственного федерального законодательного акта, могут ли существовать другие федеральные законы, устанавливающие административную ответственность?

Прежде чем дать ответ на поставленный вопрос, необходимо отметить следующее. Принцип полного сосредоточения правонарушений в кодификационном акте впервые был сформулирован в Уголовном кодексе Российской Федерации. Статья 1 УК содержит категорически вы- раженное правовое предписание: новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс. Кроме того, кодификация по своей природе предполагает систематизацию законодательства в вопросе регулирования определенной совокупности общественных отношений. Данное понимание вопроса кодификации административных правонарушений четко было выражено в вето Президента РФ на проект КоАП, а именно - «в Кодексе должны быть сосредоточены все виды правонарушений, влекущих за собой ответственность в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами». Тем не менее, КоАП не содержит нормы, предписывающей включение в него всех видов административных правонарушений, которые могут быть установлены федеральными законами.

В результате складывается следующая ситуация: КоАП систематизирует только административные правонарушения, под которыми пони- маются противоправные, виновные действия (бездействия) физического или юридического лица, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В основе кодификации лежит не административная ответственность, в пользу которой звучат аргументы Конституционного Суда, а правонарушения. Поскольку Налоговый кодекс вводит самостоятельное понятие «налоговое правонарушение», ответственность за их совершение по смыслу КоАП РФ может быть предусмотрена в отдельном акте. В этом и заключается опасность установления административной ответственности в различных законах, что в перспективе может вновь подрывать юридический «авторитет» кодификации, превратить его во второстепенный инструмент правового регулирования .

Выводы. Таким образом, в силу того, что ответственность за нарушения налогового законодательства является по сути административной ответст- венностью, в целях упорядочения законодательства об административных правонарушениях становится целесообразным внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, объединив в КоАП РФ все правонарушения в области налогов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2; Омега-Л - Москва, 2011. - 640 c.
  2. Ульянова В.Н. О правовой природе финансовых санкций //Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. - 2012. - № 9. - С. 30.
  3. Налоговое право /Под ред. С.Г.Пепеляева. - М., 2015. - С. 405
  4. Российская газета. - 2011. - 22 августа.
  5. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2014. - № 8.

Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организа-ции трудовой или служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляет администрация в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими. В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ответственность государственного служащего предусмотрена Фе-деральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

В соответствии с налоговым, банковским, таможенным законодательством дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан и др.

Еще по теме Дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства:

  1. 2.3. Ответственность за нарушения налогового законодательства
  2. § 5. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав
  3. 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
  4. 7.4. Административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства
  5. Материальная ответственность за нарушения налогового законодательства
  6. ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  7. 10.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
  8. 7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности

В основу разграничения ответственности налогоплательщиков положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах. Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три вида: собственно налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). При такой классификации позволительно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, соответственно налоговой (как разновидности финансовой), административной и уголовной.также можно выделить такой вид ответственности как дисциплинарная.

1. Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Уголовное наказание может быть наложено только судом.



2. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены гл. 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы.

3. Налоговая ответственность . Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность. Налоговая ответ-ть налогоплат-ков регулируется разд.6 первой части НК. При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы применяют меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы НК РФ определяется понятие налогового правонарушения в виде совершенного умышленно или по неосторожности или бездействия в нарушении налогового законодательства, за которое кодексом предусмотрена ответственность. В соответствии со ст114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения явл-ся санкция, установленная в виде денежных штрафов, размеры которых указаны в НК РФ. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за следующие нарушения: нарушение срока постановки на учет в нологовом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; неуплата или неполная уплата сумм налогов; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов; отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и т.д. НК РФ предусматривает штрафные санкции за каждое из перечисленных налоговых нарушений. При совершении одним лицом более одного правонарушения налоговые санкции взыскиваются отдельно за каждое из них. НК РФ устанавливает презумпцию налоговой невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налоговое законодательство предусматривает наличие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и смягчающих и отягочающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Имеет место давность взыскания налоговых санкций. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течении которого было совершено это правонарушение истекло три года.

4. Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

Налоги шуток не любят. Это всегда стоит помнить, если вы задумали осуществить нарушение налогового законодательства РФ. Для начала стоит уяснить, что видов ответственности очень и очень много. Они будут подразделяться не только на те, что прописаны в Налоговом кодексе РФ, но также и на те, что указаны в Уголовном кодексе. Конечно, санкции за нарушение налогового законодательства, как правило, будут бить по вашему карману. Но есть и иные меры, которые мы рассмотрим далее.

Для начала стоит сказать, что налоговые органы недолго будут терпеть ваши нарушения. Чуть что не так - сразу могут обратиться в суд. Попытка скрыться от них обернется возбуждением уголовного дела и привлечением органов полиции к вашему поиску.

Многие витают в мечтах, что можно не платить налоги, копить деньги и потом быстренько уехать куда-нибудь за границу (как история с кредитами), но на самом деле вас просто не выпустят из страны, если будет обнаружена подобная задолженность. Помните это и тогда, когда собираетесь с семьей (или сами) на отдых за рубеж.

Для налогоплательщиков

Сразу отметим, что ответственность за нарушение налогового законодательства существует для физических и юридических лиц (она будет разной лишь по сумме) и для должностных лиц (различные механизмы действия). Подобные санкции могут выражаться в процентах (к примеру, если вы объявили себя индивидуальным предпринимателем или открыли свою фирму, а зарегистрировать ее в налоговой забыли - это по 10% от всей вашей выручки за каждый день) или твердой сумме. Минимальная сумма - 200 рублей, максимальная же - 80 тысяч рублей (подробности можно посмотреть в Налоговом кодексе или системах типа "Гарант"). Если не считать того, что санкции, выражаемые в процентном соотношении, могут перевалить за 100 тысяч, то все верно. Для должностных лиц нет процентных санкций, а суммы колеблются от 100 рублей до 5 тысяч.

Для экспертов, свидетелей и иных лиц

Тут все просто - неявки, отказы и прочее. Ответственность за нарушение налогового законодательства в этом случае выражается в денежном штрафе в размере от 500 рублей до 20 тыс. (для должностных лиц - от 500 до 1000 рублей за несообщение факта по делу и пр.)

Банки

Вот тут все намного серьезнее, ведь банки в РФ - крупные организации, осуществляющие различного рода финансовые операции (часть института финансов). Ответственность за нарушение налогового законодательства для банков также выражена либо в процентах, либо в твердой сумме. Минимальная сумма - 10 тыс., максимальная - 40 тыс. А вот в процентах ответственность за нарушение налогового законодательства может сильно ударить по "карману" банка (свыше 500 тыс. - не новость, потому как налоги, накладываемые на банк, высоки, а проценты взимаются с них).

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение налогового законодательства может быть и уголовной. Здесь дела обстоят совсем плохо. Правда, чтобы "добиться" таких санкций, придется неплохо постараться. Здесь у нас только самые злостные неплательщики, которые ни в какую не идут на переговоры с налоговыми органами, да еще и должны круглую сумму. В этом случае дело направляется в суд, и тогда можно ждать гостей из полиции у себя дома, которые сами (если это необходимо) вручат вам повестку.

Всего 4 статьи предусматривают наказание за нарушения налогового законодательства - ст. 198, 199, 199.1, 199.2 (подробнее с содержанием статей можете ознакомиться в УК РФ). Здесь можно не только не отделаться штрафами, но еще и получить исправительные работы или реальный срок (лишение свободы). Все виды санкций делятся на два вида: нарушение в крупном размере (свыше 600 тыс. рублей) и нарушение в особо крупном размере (свыше 3 миллионов рублей). Минимальная сумма штрафа здесь - 100 тысяч рублей, максимальная - 300 тысяч. А вот для тех же деяний, но в особо крупном размере - до 500 тысяч рублей (срок лишения свободы и иных санкций за такие правонарушения также намного выше).

Кстати, уголовная ответственность должностных лиц не предусмотрена. Дело в том, что должностное лицо в принципе со своим нарушениями не может попасть под влияние данных статей. Но еще стоит помнить, что уголовное законодательство выделяет таких лиц в отдельную категорию, так что к ним будет применён особый порядок производства.