В национальном и международном праве, связанном с валютными отношениями, складывается комплекс норм, относящихся к различным отраслям права, но обладающих общей спецификой. Все они регулируют отношения с валютой. К валюте РФ относят денежные знаки в виде банкнот Центрального банка РФ, которые находятся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России. Правовой режим валюты РФ определен ст. 75 Конституции РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27-34 Закона о ЦБ РФ, согласно которым рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории России. В зависимости от способа расчетов валюта РФ подразделяется на наличную и безналичную (ст. 861 ГК РФ). Основополагающее значение при регулировании расчетов имеют нормы, содержащиеся в гл. 45 и 46 ГК РФ.

Термин «валюта» имеет два значения: во-первых, это денежная единица государства, во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Когда речь идет о финансовых правоотношениях, термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. Любое государство регулирует валютные отношения исходя из своих экономических задач и политических целей, которые на каждом этапе развития общества могут меняться. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализма, что нашло свое отражение и в законодательстве. С учетом отнесения валютного регулирования к исключительной компетенции РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) систему валютного законодательства составляют Конституция РФ; международные договоры России: акты валютного законодательства и иные федеральные законы; подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включая акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Осуществление валютной деятельности государства требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления, т.е. закрепления прав, обязанностей, ответственности субъектов валютных отношений. Именно в этом и заключается предназначение и роль валютного права.

Валютное право входит в систему финансового права как се подотрасль. Валютное право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, закрепляющих и регулирующих отношения, которые возникают в процессе организации внешнеэкономической деятельности государства и хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Валютное право закрепляет структуру валютного рынка, распределение компетенции его участников в данной области и на основе исходных норм регулирует их правоотношения.

В валютном праве преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму. Диспозитивные правовые нормы здесь используются довольно редко.

Следовательно, предмет валютного права - отношения, возникающие в сфере осуществления государством или уполномоченными им органами валютного регулирования на территории РФ в целях реализации своих задач. Отношения в сфере осуществления валютного контроля - это деятельность органов валютного контроля и его агентов, которая признается и гарантируется Конституцией РФ и направлена в первую очередь на защиту государственных интересов. По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвсностью валютного рынка, его структурой.

Предметом валютного регулирования в Российской Федерации являются:

зашита валюты РФ;

право собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на валютные ценности;

порядок регулирования внутреннего валютного рынка РФ;

правовой режим счетов резидентов в иностранной валюте;

валютные операции, совершаемые резидентами в Российской Федерации;

правовой режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ;

валютные операции, совершаемые нерезидентами в Российской Федерации;

функции и полномочия органов валютного регулирования.

Регулируя эти отношения нормы валютного права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов валютного контроля, резидентов и нерезидентов. Формирующееся валютное право отражает новые экономические и политические реалии пашей страны.

Именно таким образом в ст. 2 Закона о валютном регулировании говорится о сфере действия этого закона и характере отношений, регулируемых законом. Главное, на что направлен указанный закон - это установление правовых основ и принципов валютного регулирования и валютного контроля. Вторая группа задач связана с установлением объема прав и обязанностей органов власти и тех, на кого они воздействуют - резидентов и нерезидентов. В-третьих, закон определяет сферу регулирования, которая включает в себя отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектов валютного регулирования. В-чствсртых, указан вид самих объектов валютного регулирования. К ним отнесены валютные ценности и российская валюта и внутренние ценные бумаги.

Валютное регулирование направлено на упорядочение отношений между субъектами валютной деятельности. Причем одной стороной таких отношений всегда выступает субъект, наделенный власт-ными полномочиями.

В определенных ситуациях правом давать указания и проводить контролирующие действия наделены коммерческие банки. Они в этом случае имеют статус уполномоченных банков. Такое право делегировано государством уполномоченным банкам, подобно тому, как многие бюджетные учреждения наделяются государством полномочиями по осуществлению ряда публичных функций.

Валютное регулирование связано с определенным объектом, по поводу которого формируются, изменяются и прекращаются соответствующие правоотношения. Этот объект имеет определенный законодательством режим. Прежде всего, это касается валюты, под которой понимаются денежные знаки нашей страны или других государств, при условии, что они находятся на территории страны или у резидентов РФ за рубежом. Денежные знаки России подпадают под режим валютного регулирования только в ситуации, когда они находятся у нерезидентов или перемещаются через таможенную границу. Таким образом, отношения по поводу россий- ской денежной единицы регулируются нормами валютного права и нормами другого правового института - эмиссия денег и денежное обращение.

Метод валютного права - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, составляющие предмет данной подотрасли как раздела системы финансового права. Основной метод валютного права - властно-стоимостный, он имеет императивный характер и включает предписания, дозволения, запреты, а также гарантии и обусловлен комплексным характером отношений, составляющих предмет финансового права.

Сегодня финансово-правовому регулированию в целом и валютному регулированию, в частности, свойственны и иные методы: ре-комендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение.

Правовые институты в рамках валютного права включают:

совокупность норм права, регулирующих роль и место Центрального банка РФ как основы валютного контроля;

совокупность норм права, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами;

совокупность норм права, регулирующих права, обязанности и гарантии резидентов и нерезидентов;

совокупность норм права, регулирующих ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, до-зволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. Комплексный характер предмета валютного права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом за счет других отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диспозитивный.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

О"1" имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации осуществляются в соответствии с принципами:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Этот принцип означает отказ от ранее использовавшегося разрешительного метода регулирования валютных операций и переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования в от-ношении субъектов валютных правоотношений для их стимулирования или дестимулирования к совершению тех или иных валютных операций. Основным экономическим методом, закрепленным в Законе о валютном регулировании, можно признать обязательное резервирование.

В то же время все закрепленные в Законе о валютном регулировании меры по своей сути продолжают оставаться административными.

Так, к сожалению, данный закон не рассматривает в качестве мер валютного регулирования традиционно относимые к ним в экономической литературе действия Банка России на валютном рынке посредством валютных интервенций в соответствии со ст. 41 Закона о ЦБ РФ.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Прежде всего, содержание принципа отражает конституционные гарантии на свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), владение, пользование и распоряжение собственностью (ст. 35 Конституции РФ), допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Принцип означает применение валютного регулирования (посредством валютных ограничений) исключительно для достижения общих (преамбула Закона о валютном регулировании) и специальных (ст. 6 Закона о валютном регулировании) целей.

Так, например, в отношении специальных целей регулирования операций между резидентами и нерезидентами (ст. 6 Закона о валютном регулировании) указано, что устанавливаемые для их достижения валютные ограничения должны носить недискриминационный характер и подлежат отмене органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Следствием этого принципа также является отказ от модели общего валютного регулирования, при которой ограничения могли устанавливаться компетентными органами в отношении любой валютной операции.

Реализуется он и в сфере валютного контроля, хотя и не всегда последовательно. Так, Законом о валютном регулировании жестко регламентированы полномочия органов и агентов валютного контроля: закреплен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены у субъектов валютной операции (ч. 4 ст. 23) и на предоставление которых должно быть отведено не менее семи рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23).

К сожалению, Закон о валютном регулировании не закрепил порядок и сроки проведения проверок органами и агентами валютного контроля. Отсутствие этих норм сохраняет возможность произвольно определить параметры проводимой проверки. Единственным регламентированным видом подобных проверок в настоящее время являются проверки Банка России в отношении уполномоченных банков (инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации», от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспек-

ционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»1.

Кроме того, если для агентов валютного контроля предусмотрено, что они вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, то в отношении органов валютного регулирования такое ограничение отсутствует. Действует более абстрактное правило о возможности запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Значение рассматриваемого принципа заключается также и в не-обходимости строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключении или минимизации затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

Единство внешней и внутренней валютной политики РФ. Это

означает необходимость последовательного проведения внешней и внутренней валютной политики. Очевидно, что постановка и попытка решения взаимопротиворечащих задач при проведении внешней и внутренней политики чревато резким ослаблением устойчивости национальной валюты, дестабилизацией внутреннего валютного рынка и снижением инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов.

Из принципа единства внешней и внутренней валютной политики РФ, закрепленного в комментируемой статье, следует, что органы валютного регулирования обязаны согласовывать между собой предложения об установлении требований по осуществлению валютных операций. Такие предложения не должны носить дискриминационный характер и могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержания устойчивости платежного баланса России.

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Этот принцип вытекает из отнесенного к исключительной

компетенции РФ полномочия на осуществление валютного регулирования (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

По мнению A.B. Емелина, не следует рассматривать как проявление этого принципа наделение Правительства РФ и Банка России одновременно функциями в сферах валютного регулирования и валютного контроля (ст. 5 и 22 Закона о валютном регулировании), поскольку их совмещение в рамках одного государственного органа противоречит основополагающему принципу разделения властей и резко снижает эффективность управления.

5. Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Согласно ч. 12 ст. 23 Закона о валютном регулировании органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Обжалование неправомерных действий (бездействия) органов и агентов валютного контроля осуществляется в общеустановленном порядке.

Все названные принципы, по мнению A.B. Емелина, определяют высокий стандарт для дальнейшего развития валютного законодательства. В то же время очевидно, что их значение для правоприменительной практики было и остается минимальным. Кроме того, представляется весьма спорной реальная значимость установленных принципов существования и действия институтов, содержание которых в Законе о валютном регулировании четко не закреплено.

Валютные отношения также регулируются нормами конституционного, таможенного, гражданского, административного, уголовного и международного (частного и публичного) права.

Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному во-

просу. Валютное законодательство использует категории субъектов, не известные гражданскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «в» п. 6 ч. 1. ст. 1;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» п. 7. ч. 1 ст. 1.

Важность выделения этих категорий субъектов состоит в том, что в зависимости от вида правовой режим осуществления ими валютных операций различен.

Закон о валютном регулировании не раскрывает характеристики резидентов и нерезидентов, поэтому рассмотрим их более подробно. Ясно, что применительно к физическим лицам критерий гражданства не имеет никакого значения при определении их статуса резидента или нерезидента, однако закон не дает ответа на вопрос, что считать постоянным местом жительства физического лица.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из этой формулировки неясно, когда же физическое лицо считается постоянно проживающим в каком-либо мсстс. Нужен совершенно четкий и однозначный критерий, который можно отыскать лишь в налоговом, а не в общегражданском законодательстве. В соответствии с налоговым законодательством все плательщики налога независимо от того, являются ли они гражданами России, иностранными гражданами или лицами без гражданства, делятся на две категории: имеющие постоянное место жительство в РФ или не имеющие такового. К первой категории относятся те, кто проживает в РФ в общей слож-ности не менее 183 дней в году, хотя бы и с перерывами во времени. Такие лица в рамках налогового законодательства являются резиден-тами. Ко второй категории относятся те, кто проживает в России менее 183 дней в году, следовательно, они имеют статус нерезидента.

В силу того, что российское законодательство не содержит полного и общеотраслевого понятия постоянного местожительства, можно применять толкование, которому следуют налоговые органы всех государств в соответствии с рекомендациями Организации эко-номического сотрудничества и развития. Предполагается, что лицо имеет постоянное местожительство втом или ином государстве, если оно располагает в нем постоянным жилищем, имеет в этом государстве наиболее тесные личные и экономические связи и обычно проживает в том государстве. Пока же толкование понятия «постоянное местожительство» содержится в межгосударственных налоговых со-глашениях, заключенных Россией с другими государствами. Было бы целесообразно включить четкий критерий в Закон о валютном регу-лировании во избежание его неоднозначного толкования.

Что же касается юридических лиц, то в основе их отнесения к категории «резидентов» и «нерезидентов» лежит общепризнанный в международном частном праве критерий «оседлости». Резидентами РФ признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие местонахождение в РФ. В между-народном частном праве под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц - резидентов как субъектов валютных отношений, критерий гражданства не имеет ни-какого значения, а принимается во внимание критерий постоянного местожительства. В отношении юридических лиц при определении их статуса используется критерий «оседлости».

Рассмотрев специфику субъектов валютных отношений, рассмотрим характеристику их объекта. Именно объект определяет особенности тех отношений между субъектами, которые мы называем «валютными». В самой общей форме особенность состоит в том, что их объектом всегда являются валютные ценности.

Закон о валютном регулировании дает очень узкое определение валютных ценностей, в то время как в Положении о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками (утвержденное приказом ГТК РФ от 19 мая 1993 г.) подробно раскрывалось его содержание. Анализируя эти два документа, можно сделать следующий вывод о содержании объекта валютных отношений - валютных ценностей. Валютные ценности включают в себя:

иностранную валюту, то есть денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

ценные бумаги в иностранной валюте. К ним относятся три группы: платежные документы (чеки, простые векселя, тратты, аккредитивы, описки с кредитных карт, платежные поручения, иные приказы об осуществлении платежа);

фондовые ценности (акции, облигации, сертификаты о заключении валютных сделок: «фьючерсы» и «опционы»);

другие долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, гарантийные письма и др.);

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелир-ных и других бытовых изделий, а также лома;

природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Например, порядок совершения валютных операций с драгоценными металлами и камнями определяет Правительство РФ, в структуре которого Министерство финансов ведает исключительно вопросами обращения и использования этих категорий валютных ценностей на территории РФ и за ее пределами. Правовое регулирование порядка обращения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте входит в компетенцию Центрального банка РФ. В этом вновь проявляется специфика правового регулирования.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства.

В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный (до 3000 долл.) и декларационный (от 3000 до 10 000 долл. США). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (ч. 3 ст. 15 Закона о валютном регулировании). Суммы свыше 10 000 долл. могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в Российскую Федерацию и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 15 Закона о валютном регулировании).

Изменен порядок перевода иностранной валюты за рубеж. После июля 2006 г. резиденты получили право переводить средства на свои счета (во вклады), открытые в зарубежных банках, в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции (ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании). С этого же времени средства на зарубежных счетах могут использоваться резидентами без ограничений, за исключением валютных операций между резидентами (для юридических лиц) и валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ (для физических лиц) (ч. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

В юридической литературе выдвигаются разные точки зрения по вопросу сущности валютных правоотношений. В основном выделяются два подхода к её определению: широкий и узкий. Это связано с тем, что «правовое регулирование валютных отношений охватывает три сферы: международную публично-правовую, внутригосударственную публично-правовую, а также международную и внутригосударственную частно-правовую.

Нормы, регулирующие каждую из этих сфер, обладают существенными различиями. С позиции «узкого» подхода валютные правоотношения отождествляются либо только с публичными, либо с частными правоотношениями. Именно так считает Н.М. Артемов, относя валютные правоотношения к области публичного права. Такой же точки зрения придерживаются Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.Н. Пушин.

Исходя из позиции «широкого» (комплексного) подхода, валютные правоотношения представляют собой совокупность публично-правовых и частноправовых отношений, возникающих по поводу валютных ценностей.

Сторонники этой точки зрения признают, что валютные отношения носят смешанный характер: одновременно публично-правовой и частно-правовой.

По их мнению, международные валютные отношения включают как определенные категории норм международного публичного права, так и нормы гражданского, государственного, финансового и административного права, элементами которых являются «валютные ценности», и считают, что полезно объединить в комплексную отрасль все нормы, регулирующие отношения, связанные с иностранной валютой. Деньги выступают в качестве валюты, как международное платежное средство, как мера стоимости, и как средство накопления. Денежный характер валютных отношений, проявляется в том, что их основу составляют деньги или денежные обязательства. Сторонники вышеназванной точки зрения считают, что важно, чтобы нормы одной системы права содействовали, а не противодействовали другой в процессе функционирования.

Именно такие отношения регулируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г., в ст. 2 которого указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Поскольку валютные правоотношения могут иметь международно-правовой, финансово-правовой и гражданско-правовой характер, представляется правильным комплексный подход к оценке юридической природы валютных правоотношений, возникающих в сфере валютного обращения, валютного регулирования и валютного контроля. Но тем не менее необходимо разделять сферы публично-правового и частно-правового регулирования валютных отношений.



Из-за такого явно выраженного комплексного характера кроме «международного публичного валютного права» некоторые ученые, выделяют «международное частное валютное право». Так, немецкий ученый В.Ф. Эбке уделяет большое внимание характеристике «международного частного права», которое, с его точки зрения, «стало основой многосторонней международно-правовой практики». По его мнению, правовым инструментом реализации межгосударственного сотрудничества в валютной сфере между частными лицами служит в первую очередь международное частное право. Он тщательно анализирует высказанные не только в научной литературе, но и в судебной правоприменительной практике дискуссионные точки зрения, в частности, по проблемам международного права конвертируемости, по вопросу о масштабах экстерриториального действия ограничений конвертируемости, по проблеме соотношения правовых норм, регулирующих валютный контроль и норм, регламентирующих вопросы национальной безопасности государств.

В самом деле государствами постепенно происходит осознание того, что необходимо действие коллизионных норм, определяющих применимое право к регулированию вопросов валютного контроля, что дает возможность учитывать интересы физических и юридических лиц, осуществляющих валютные операции в рамках частно-правовых отношений. Учет частных интересов наряду с государственными повышает эффективность правового регулирования валютных отношений.



Активизация международного сотрудничества государств в валютно-финансовой сфере непосредственно отражается на развитии международного частного валютного права. Лучшим доказательством тому служит ст. VIII разд. 2 (Б) Договора о МВФ, закрепившая особенности регулирования мировой валютно-финансовой системы и предписывающая странам-членам МВФ при определенных условиях учитывать (соблюдать) нормы валютного контроля других стран-членов МВФ, если эти нормы соответствуют Договору о МВФ.

Как видим, идея об углублении международного сотрудничества в валютной сфере повлияла также и на развитие коллизионного валютного права стран-членов МВФ. Таким образом, после создания Международного валютного фонда удалось положительно решить вопрос о применении валютных законов иностранных государств в национальном правопорядке других государств. В последующий период во многих государствах стали использоваться коллизионные нормы по вопросу о выборе применимого права относительно норм валютного контроля того или иного государства.

Постепенно происходят заметные изменения в международном валютном праве, в котором формируется в качестве специального международно-правового принципа, принцип распространения сотрудничества в валютной сфере, и на валютные отношения частных лиц.

Нормы коллизионного права, действующие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, постепенно приводятся в соответствие с международными договорами, регулирующими международные валютные отношения, что повышает эффективность действия норм международного публичного валютного права.

Международное валютное право можно определить так: - это система принципов и норм, регулирующих комплекс отношений государств и других субъектов международного публичного права, возникающих по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами, по поводу валюты и валютных ценностей, регламентирующих способы и методы валютного регулирования и валютного контроля. При этом, когда мы говорим о международном валютном праве, то речь идет о межгосударственных отношениях.

Нормы международного валютного права регулируют правоотношения в рамках современной мировой валютной системы, которая представляет собой форму организации валютных отношений в рамках международных экономических отношений, сложившуюся в итоге длительной эволюции и закрепленную в межгосударственных соглашениях.

В состав мировой валютной системы входят международные платежные средства (валюты), процедуры обмена одной валюты на другую, условия обратимости (конвертируемости) валют, использование иностранной валюты в расчетных отношениях, режим мировых валютных рынков. Сферами правовой регламентации международных валютных отношений являются: обслуживание внешней задолженности государств, регулирование международных и национальных валютных рынков, регламентация организационно-правовых форм валютного сотрудничества между государствами.

Государства вынуждены определенные вопросы валютных отношений выносить на совместное международно-правовое регулирование. Всё чаще объектом такого регулирования становятся внутренние правовые режимы.

Как было показано выше, во внутригосударственном праве различаются правовые режимы для резидентов и нерезидентов.

В международных валютных отношениях одним из основных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, а именно – внутригосударственные правовые режимы, определяющие, насколько открытой для иностранцев является валютная система данного государства.

Внутренний правовой режим определяет статус иностранных валют в данном государстве и виды валютных инструментов, используемых в данном государстве.

Объектом регулирования международного валютного права являются международные валютные отношения:

1)Возникающие по поводу установления валютного курса, т.е. определения цены национальной валюты, выраженной в валюте иностранного государства, поскольку валюта сама становится товаром, предметом купли-продажи на валютных рынках.

2)Возникающие по поводу операций с валютными ценностями государства в целях достижения их целей;

3)Отношения, складывающиеся между субъектами в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности с использованием иностранной валюты;

4)Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования правоотношений с иностранной валютой, в том числе порядка совершения операций с валютными ценностями;

5)Правоотношения по поводу осуществления валютного регулирования и валютного контроля.

Средствами, с помощью которых осуществляется организация и реализуется сотрудничество в рамках международной валютной системы являются: институционные механизмы сотрудничества, совокупность валютных инструментов, международно-правовые средства регулирования валютных отношений.

Характерно, что в современный период на валютном рынке появились новые валютные инструменты, поскольку усложнился сам характер валютных отношений.

Есть потребность в этих новых инструментах поскольку валютный рынок самый непрозрачный рынок из всех существующих финансовых рынков. До настоящего времени отсутствуют общепризнанные международно-правовые или национальные нормы, обязывающие своевременно (например, ежедневно) раскрывать информацию об обобщенных результатах валютных торгов (объемы, количество сделок) на мировом валютном рынке.

Международный валютный рынок продолжает оставаться нерегулируемым и неподконтрольным ни одной из международных финансовых организаций. Главными действующими лицами на международном валютно-финансовом рынке являются наиболее «развитые» в экономическом плане государства и их национальные банки.

В предмете регулирования международного валютного права сочетаются организационные и имущественные элементы. Так, например, ряд участников процесса валютного сотрудничества, прежде всего государства, международные валютно-кредитные организации, государственные банки, в одних случаях выполняют организационные функции, а в других - являются непосредственными участниками конкретных валютных отношений. Государства издают нормативные акты, регулирующие валютные отношения; на основании договоренности двух или более государств вырабатываются международно-правовые нормы, определяющие основные направления развития международных валютных связей. Они относятся к организационным мерам, касающимся широкой области международного валютного сотрудничества. Другим примером выполнения государством организационных функций является заключение международных соглашений иного типа. По ним государства принимают на себя обязательства относительно организации конкретных международных кредитных и расчетных отношений (в частности, в рамках долгосрочных программ сотрудничества); при этом обычно определяются общий правовой режим и основные условия валютных операций (субъектами валютных отношений по таким соглашениям являются не государства, а национальные банки).

Действие норм валютного права ограничено территорией своего государства и потому его применение на территории иностранных государств исключается. Практика судов в целом следовала этой доктрине. Если внешнеэкономическая сделка частично подлежит исполнению за границей и один из её участников-иностранное физическое или юридическое лицо, то на неё распространяется действие норм валютного права этой страны.

Принцип «территориальности» имеет большое значение при регулировании валютных отношений. Валютное право территориально настолько, насколько оно по воле законодателя действует исключительно на собственной территории. Но это еще не является доказательством того, что валютное право не может действовать трансгранично. Валютное право по самой своей природе предназначено для защиты национальных интересов государств, оно нацелено на обеспечение правопорядка в валютной сфере.

В современных условиях предпочтительнее вести речь о международных валютной и финансовой системах, хотя большинство ученых отмечают, что «даже искусственно все труднее отделить то, что является частью валютной, а что – частью финансовой системы». Не существует единого понимания таких дефиниций, как «международная финансовая» и «международная валютная системы». Часто специалисты говорят о единой валютно-финансовой системе, что будто бы не существует отдельно международной финансовой и международной валютной систем. Под международной финансовой системой следует иметь ввиду форму организации финансовых отношений, закрепленную в международных договорах, а под международной валютной системой – форму организации валютных отношений, также закрепленную в международных соглашениях. Международная валютная система является подсистемой в рамках международной финансовой системы. При разграничении следует исходить из того, что первая больше затрагивает межгосударственные интересы, а вторая – частные.

Будучи сильно институализированной, эта система международного финансового права в отличие от международного валютного права оставляет в то же время возможность для неформальных подходов («джентльменских договоренностей» или обычаев делового оборота), которых придерживаются в своей деятельности государства и их центральные банки.

Основное различие между международным финансовым и международным валютным правом состоит в предмете и объектах правового регулирования. К предмету правового регулирования международного валютного права следует относить специфическую совокупность международных отношений, возникающих по поводу осуществления государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения (паритетов) их валют. Следует упомянуть и о сформировавшемся особом категориальным аппарате, который представлен, в частности такими понятиями, как валютные курсы, конвертируемость валют, валютный рынок, валютный союз, валютная корзина, валютный коридор, валютная группировка стран, валютные ограничения, валютная интервенция и т.п.

Для более обоснованного вывода о соотношении международных финансовых и международных валютных отношений необходимо дать определение понятий «финансы» и «валюта». Под финансами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении организации или государства, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования. Под валютой, согласно пп.1 п.1 ст.1 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего государства или группы государств, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах какого-либо государства и международных денежных и расчетных единицах. Здесь же под валютными ценностями понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пп.4 п.1 ст.1.). Таким образом, даже, если к сфере регулирования валютного права относить только валютные ценности и валютные операции, то нет оснований отделять эту сферу от финансовых отношений, а следует признавать её как часть последних, как часть совокупности денежных отношений.

Специалисты финансового права практически единодушны в том, что финансовые отношения представляют собой отношения, связанные с мобилизацией и расходованием денежных ресурсов, поэтому следует сделать вывод о том, что понятие «международные финансовые отношения» шире понятия «международные валютные отношения».

Между международным валютным правом и национальным валютным правом существуют функциональные взаимосвязи. В докторской диссертации Н.М. Артёмова решается ряд вопросов, имеющих существенное значение для формирования «отрасли валютного права».В международных финансовых отношениях, так же как и в международных валютных отношениях, отчетливо прослеживается тенденция перехода норм международного права в нормы внутригосударственного права, наблюдается усиление воздействия международного финансового права на национальные системы регулирования финансовых отношений, происходит активизация процесса унификации финансового законодательства различных стран.

Процессы кодификации норм международного финансового права и унификации норм национального финансового права посредствам международных договоров набирают силу. Особенно это характерно для международных расчетов, оборотных документов, контроля за банковской практикой и т.д.

Органы международных финансово-кредитных организаций осуществляют финансовый надзор за соблюдением государствами – членами правил поведения в финансовой (валютной) сфере, МВФ и Всемирный банк несут ответственность за состояние мировой валютно-финансовой системы. Действующие в рамках МВФ международно-правовые нормы следует дополнить нормами, предусматривающими усовершенствованный современный метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов и возлагающими на страны – члены МВФ обязанность поддерживать стабильность валютных паритетов и валютных курсов.

Нужно усовершенствовать действующий метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов. Необходимо на межгосударственном уровне создать новые международные валютные регуляторы. Целесообразно на основе принципов международного публичного права учредить орган, уполномоченный координировать международные финансовые (валютные) отношения. Под его эгидой появится возможность принимать приемлемые для большинства государств международные финансовые стандарты. Проф. Гейвандов Я.А. предлагает создать специальный международный институт как надгосударственный властный международный орган, субъект международного публичного права, наделенный правом принимать обязательные для государств-участников решения по вопросам международных валютных отношений. Интерес представляет и предложение В. Юровецкого создать мировой обменный валютный банк, который будет распорядителем всех валютных счетов в конвертируемых и наиболее стабильных валютах. Такой орган вполне может оказаться способным аккумулировать наиболее конвертируемые валюты и тем самым способствовать развитию мировой валютной системы.

Валютно-финансовый кризис выявил проблему обеспечения прозрачности международной финансовой (валютной) деятельности государств

В соглашениях государств нужно закрепить нормы об ответственности их за последствия финансовой (валютной) деятельности, за недобросовестную конкуренцию на валютных рынках, чтобы обеспечить правопорядок на финансовых рынках.

Подробности Категория:

Международное валютное право имеет свой предмет правового регулирования - международные валютные отношения . Они возникают по поводу валютных средств и ценностей, вращающихся в сфере международного сотрудничества государств или второй субъектов. К валютными средствам относятся иностранная валюта наличными, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и др.), в Иностранной валюте ценные бумаги (акции, облигации, Купоны, боны), золото и другие ценности. Валютные отношения, как известно, регулируются и Международным частным правом, когда они возникают при участии негосударственных юридических лиц, граждан.

Для регулирования Международных валютных отношений используются международно-правовые нормы, Которые закрепляются в соответствующих соглашениях (например, Ямайские соглашения 1978 г. переход стран - членов Международного валютного фонда в многовалютной системы).

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что международное валютное право - это система международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные валютные отношения.

Как и все правовые нормы, нормы международного валютного права Имеют Свои источники, в которых они юридически выражены, закреплены. К ним относятся международные договоры, решения Международных организаций, судебная и Арбитражная практика, международные обычаи.

Международные договоры - наиболее распространенный источник международного валютного права.

В основном в российской литературе по МЧП используется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом», а не МЧВП. Международное частное валютное право - относительно новое понятие в отечественной юриспруденции. Оно имеет несколько парадоксальный характер, включая одновременно и частное, и валютное право (валютное право - отрасль публичного права). Однако применение его вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютном финансировании частноправовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельную отрасль международного частного права , имеющую устойчивый характер, особый предмет регулирования. Международное частное валютное право - это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности. Понятие Международное частное валютное право зародилось в немецкой правовой науке и в настоящее время воспринято доктриной и практикой большинства государств . В основе институтов МЧВП лежит зависимость реализации международных расчетных и кредитных отношений от валютной политики государства.

В российском законодательстве полностью отсутствует коллизионное регулирование частных валютных отношений с иностранным элементом. Это серьезный недостаток нашего законодательства, поскольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона . Финансирование международных коммерческих операций производится на общих основаниях посредством применения валютного законодательства РФ, норм части второй ГК, регулирующих специфику гражданско-правовых расчетных отношений. Кроме того, применяются нормы международных соглашений, регламентирующих отношения в сфере финансирования внешнеторговой деятельности и международных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.

Формы финансирования международной коммерческой деятельности - безоборотное финансирование, факторинг, форфейтинг, финансовый лизинг. Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что охватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают три стороны: фирма-из го то ви тель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма (наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользователем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необходимое оборудование и сдает его в наем фирме-пользователю. Лизинговые операции осуществляются в основном финансовыми обществами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями.

В качестве формы финансирования коммерческих контрактов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущественного найма. Основная цель Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. - устранить правовые барьеры, вызванные различием национального регулирования, на пути развития международного финансового лизинга. Принципы Конвенции - основа правового регулирования финансирования международных сделок посредством финансового лизинга.

Главная форма коммерческого финансирования - это международный факторинг. Сущность международного факторинга состоит в том, что финансовая корпорация освобождает экспортера от финансового бремени экспортной сделки. Цель факторинга - достижение оптимального международного разделения труда. Финансовая корпорация (фактор) выступает в качестве посредника. Значение международного факторинга как посреднической финансовой операции заключается в удовлетворении фактором прав требований кредитора за счет взыскиваемых с должника сумм по коммерческому счету кредитора. Нарушение условий соглашения представляет собой состав правонарушения , состоящего в присвоении движимых вещей . На международном уровне этот способ финансирования урегулирован в Оттавской конвенции о международном факторинге.

Форфейтинг является разновидностью факторинга. Факторинг в основном используется для обслуживания сделок, связанных с потребительскими товарами, а форфейтинг - связанных с машинами и оборудованием. Период оплаты обязательств покупателем по факторингу составляет 3-6 месяцев, а по форфейтингу - 0,5-5 лет. Фактор не берет на себя никаких рисков по сделке, а форфейт берет на себя все риски. Размер дисконта по факторингу - 10-12 %, а по форфейтингу - 25-30 %. Фактор не имеет права передавать денежные обязательства третьим лицам, а у форфейта есть такое право.

Международные расчеты, валютные и кредитные отношения

Международные валютные отношения - это отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они возникают в процессе функционирования денег в международном платежном обороте. Валютная система представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений. Существуют на ци о нальные, региональные и мировая валютные системы. Элементы валютной системы - национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов, состав и система управления золотовалютными резервами, статус национальных валютных учреждений.

Валютная политика - это совокупность мероприятий и правовых норм , регулирующих на государственном уровне порядок совершения операций с валютными ценностями, валютный курс, деятельность валютного рынка и рынка золота. Одной из наиболее распространенных форм валютной политики являются валютные ограничения, которые представляют собой государственное регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты. Валютные ограничения закрепляются в валютном законодательстве и являются составной частью валютного контроля . В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на развитие экспортно-импортных операций.

Валютный курс является важным элементом валютной системы, так как международная торговля требует измерения стоимостного соотношения национальных валют. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при международной торговле, сравнения мировых и национальных цен, для переоценки счетов в иностранной валюте. Валютный курс - это дополнительный элемент государственного регулирования экономики .

Большинство валютных операций совершается на валютных рынках. Валютные рынки - это официальные центры, где производится купля-продажа иностранной валюты и совершаются другие валютные сделки . Валютные рынки представляют собой совокупность банков, брокерских фирм, корпораций и т. п. На валютных рынках совершается 85-95 % валютных сделок. Мировые валютные центры сосредоточены в мировых финансовых центрах (Лондон, Нью-Йорк, Женева и т. д.) На региональных и национальных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.

Валютные операции делятся на наличные и срочные. Наличные валютные операции (СПОТ) - это наличные операции с немедленной поставкой валюты. Эти операции составляют до 90 % объема всех валютных сделок. По сделкам СПОТ поставка валюты осуществляется на счета, указанные банками-получателями. На практике преобладают межбанковские валютные сделки СПОТ, по которым применяется курс телеграфного перевода. Срочные валютные операции (форвард, фьючерс) - валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке иностранной валюты через определенный срок по курсу, зафиксированному на момент заключения сделки. Форвард - это контракт на поставку финансовых активов в будущем. Сделки заключаются на внебиржевых рынках; участники рассчитывают получить сам товар. Фьючерс - сделка купли-продажи сырьевых товаров и финансовых активов - заключается на фондовых и валютных биржах чаще всего не с целью окончательной покупки и продажи товара, а для получения прибыли за счет последующей перепродажи фьючерса. Сделки СВОП - разновидность валютных сделок, сочетающая в себе элементы и наличных, и срочных операций (СВОП = СПОТ + форвард).

Инкассовая форма расчетов - это банковская операция, при которой банк по поручению клиента получает платеж от импортера за отгруженные в его адрес товары или оказанные услуги и зачисляет эти деньги на счет экспортера. Виды инкассовых операций: чистое инкассо и документарное инкассо. Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами. Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, и инкассо коммерческих документов, не сопровожда-емых финансовыми документами.

Инкассовые операции регулируются на основе Унифицированных правил по инкассо 1996 г. - неофициальной кодификации международных деловых обычаев. В российском праве расчеты по инкассо регламентируются ст. 874-876 Гражданского кодекса.

Международные расчеты регулируются в основном посредством международных обычаев (Унифицированные правила для гарантий по первому требованию 1992 г.) и МКП (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитных переводах 1992 г.).

Международные расчеты с использованием векселя

Нормы Женевских конвенций имеют диспозитивный характер. Основное содержание Конвенций - это унифицированные коллизионные нормы. Основная цель - разрешение коллизий вексельных законов. Система основных коллизионных привязок по Женевским конвенциям:

  1. способность лица обязываться по переводному и простому векселю определяется его национальным законом, возможно применение отсылок обеих степеней;
  2. лицо, не обладающее способностью обязываться по векселю на основании своего национального закона, несет ответственность, если подпись совершена на территории страны, по законодательству которой это лицо обладает такой способностью;
  3. форма простого или переводного векселя определяется законом страны, где вексель выставлен;
  4. форма обязательства по переводному и простому векселю определяется законом той страны, на территории которой обязательство подписано;
  5. если обязательство по векселю не имеет силы по закону государства места подписания, но соответствует законодательству государства, где подписано последующее обязательство, то последнее обязательство признается действительным;
  6. каждое государство-участник имеет право установить, что обязательство по векселю, принятое его гражданином за границей, действительно в отношении другого его гражданина на территории этого государства, если обязательство принято в форме, соответствующей национальному законодательству;
  7. обязательства акцептанта переводного векселя или лица, подписавшего простой вексель, подчиняются закону места платежа по этим документам;
  8. сроки для предъявления иска в порядке регресса определяются для всех лиц, поставивших свои подписи, законом места составления документа;
  9. приобретение держателем переводного векселя права требования, на основании которого выдан документ, решается по закону места составления документа;
  10. форма и сроки протеста, формы других действий, необходимых для осуществления или сохранения прав по переводному или простому векселю, определяются законом той страны, на территории которой должен быть совершен протест или соответствующие действия;
  11. последствия утраты или похищения векселя подчиняются закону той страны, где вексель должен быть оплачен.

К Женевским конвенциям не присоединились Великобритания, США , другие государства системы общего права . В настоящее время в международном торговом обороте существует два типа векселей - англо-американский (английский Акт о векселях 1882 г. и Единообразный торговый кодекс США) и вексель типа Женевской конвенции. Кроме того, существует целая группа стран, не присоединившихся ни к одной из существующих систем вексельного регу-ли рова ния.

В целях наиболее полной унификации вексельного права и сглаживания основных различий между сложившимися типами векселей в рамках ЮНСИТРАЛ был разработан проект Конвенции о международных переводных векселях и международных простых векселях. Конвенция была одобрена в 1988 г. Генеральной Ассамблеей ООН . Предмет регулирования Конвенции - международный переводной и международный простой векселя, которые имеют двойную метку и соответственно озаглавлены: «Международный переводной вексель (Конвенция ЮНСИТРАЛ)» и «Международный простой вексель (Конвенция ЮНСИТРАЛ)».

Международный переводной вексель - это вексель, в котором названы по крайней мере два находящихся в разных государствах места из перечисленных пяти:

  1. выставления переводного векселя;
  2. указанное рядом с наименованием плательщика;
  3. платежа.

Предполагается, что место выставления векселя либо место платежа названо в векселе и такое место - территория государства-участника Конвенции. Международный простой вексель - это вексель, в котором названы по крайней мере два находящихся на территории разных государств места из перечисленных четырех:

  1. выставления векселя;
  2. указанное рядом с подписью векселедателя;
  3. указанное рядом с наименованием получателя;
  4. платежа.

Предполагается, что место платежа названо в векселе и находится на территории государства-участника. Положения Конвенции ЮНСИТРАЛ имеют компромиссный характер: ими учитываются либо положения Женевских конвенций, либо англо-американское вексельное регулирование, либо Конвенция вносит новеллы в вексельное право. Конвенция ЮНСИТРАЛ не применяется к чекам , поскольку (следуя традициям континентального права) не рассматривает чек как разновидность векселя (в отличие от общего права).

В российском законодательстве правовой статус векселя закреплен в ст. 142-149 Гражданского кодекса. К сожалению, в отечественном праве полностью отсутствует коллизионное регулирование вексельных отношений. Поскольку Россия является участницей Женевских конвенций и Конвенции ЮНСИТРАЛ, то можно сделать вывод, что к вексельным отношениям с иностранным элементом в соответствии со ст. 7 Гражданского кодекса непосредственно применяются нормы этих международных соглашений.

Международные расчеты с использованием чека

Чек представляет собой один из видов ценных бумаг и одновременно один из видов платежных документов. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (п. 1 ст. 877 Гражданского кодекса). Чекодатель - это владелец банковского счета . Обычно чек выставляется в банк, где чекодатель имеет средства, которыми он может распоряжаться посредством чека. Чек оплачивается за счет средств чекодателя и не может быть акцептован плательщиком. Учиненная на чеке надпись об акцепте считается несуществующей. Чек относится к денежным документам строго установленной формы (в Российской Федерации образец чека утверждается ЦБ РФ).

Чек должен иметь ряд необходимых реквизитов, отсутствие которых может привести к признанию чека недействительным и не подлежащим оплате, поскольку чек - это строго формальный документ. Реквизиты чека - наименование документа «чек» (чековая метка); простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму предъявителю чека (чековый приказ); чековый приказ должен быть безусловным (держатель чека не обязан предъявлять какие-либо документы или выполнять какие-либо обязательства под угрозой признания чека недействительным); указание плательщика (банка), который должен произвести платеж, и указание счета, с которого производится платеж; сумма чека; дата и место его составления; подпись чекодателя.

Поскольку чек уже в XIX в. начал играть роль одного из основных средств международных расчетов, то в первой половине XX в. была предпринята попытка унификации чекового права : в 1931 г. приняты Женевские чековые конвенции (Конвенция, устанавливающая единообразный закон о чеках; Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках; Конвенция о гербовом сборе в отношении чеков) и Единообразный чековый закон (Приложение к Конвенции о единообразном законе о чеках). Основное содержание этих Конвенций - унифицированные коллизионные нормы, устанавливающие систему коллизионного регулирования чекового права:

  1. право лица обязываться по чеку определяется его национальным законом, возможно применение отс^1лок обеих степеней;
  2. если лицо не вправе обязываться по чеку по своему национальному праву, оно может обязываться по чеку за границей, если это позволяет законодательство данного иностранного государства ;
  3. круг лиц, на которых может быть выставлен чек, определяется по праву страны, где чек должен быть оплачен;
  4. форма чека и порядок возникновения чековых обязательств определяются по праву страны, где чек был подписан, при этом достаточно соблюдения формы, требуемой законодательством страны места платежа;
  5. срок для предоставления чека к оплате регулируется правом места платежа;
  6. возможность оплаты чека по предъявлению, право на акцепт чека и получение частичного платежа, право на отзыв чека определяются по закону места платежа;
  7. последствия утери или кражи чека регулируются законом места платежа;
  8. формы и сроки протеста и других действий, необходимых для осуществления или сохранения прав по чеку, определяются законом того государства, на территории которого должен быть совершен протест и соответствующие действия.

Женевские чековые конвенции не смогли полностью унифицировать чековое право - в них, как и в Женевских конвенциях, не участвуют страны общего права. Основное противоречие континентального и англо-американского чекового регулирования: англо-американское право - чек является разновидностью векселя , континентальное право - чек представляет собой самостоятельный вид ценных бумаг и оборотных документов. Одновременно с проектом Конвенции о международном векселе в рамках ЮНСИТРАЛ был разработан проект Конвенции о международном чеке. В 1988 г. Конвенция о международном чеке была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН . Положения этой Конвенции имеют компромиссный характер. Они представляют собой попытку унифицировать нормы континентального и англо- американского чекового права. Само понимание чека соответствует континентальному праву: чек не считается разновидностью векселя. Основные коллизионные привязки чека в соответствии с Конвенцией - личный закон и закон места регистрации акта (формы акта).

В российском законодательстве расчеты с применением чека регулируются ст. 877-885 Гражданского кодекса. Полностью отсутствует коллизионное регулирование вопросов чекового права. Поскольку Россия не участвует в Женевских чековых конвенциях (правда, положения ГК о расчетах чеками полностью соответствуют нормам Конвенций), по-видимому, коллизионное регулирование этих проблем возможно на основе применения аналогии закона - Женевских вексельных кон-вен ций.

Правовая специфика денежных обязательств

Практически все правоотношения в международном частном праве (за исключением личных неимущественных, да и то не всегда) сопровождаются денежными обязательствами . В этой связи выделяется валютный статут сделки - совокупность вопросов, определяющих правовой статус денежных обязательств в правоотношении. В законодательстве многих государств есть специальная, особая коллизионная «валютная» привязка - закон валюты долга (в российском праве такой привязки нет). Идея этой привязки состоит в том, что обязательство, выраженное в иностранной валюте, по всем денежным вопросам (прежде всего по вопросу инфляции) подчиняется праву того государства, в чьей валюте заключено обязательство (Вводный закон в ГГУ). Кроме того, валютная привязка в совокупности с другими условиями сделки используется для локализации договора - установления намерения сторон подчинить сделку в целом правопорядку государства, в валюте которого сделка заключена.

Показательными в этом отношении являются судебные решения, вынесенные в некоторых государствах в связи с расчетами по государственным облигационным займам, выраженным в золотых долларах. В решении 1937 г. по делу Международной ассоциации держателей займов к Британской короне английская палата лордов признала, что долги по британским государственным облигациям, выпущенным в Нью-Йорке в золотых долларах, подчиняются американскому праву. Аналогичные решения были вынесены судами Швеции и Норвегии.

Основной вопрос содержания денежных обязательств - это вопрос влияния на них изменений в покупательной способности денег . В Великобритании в 1604 г. и в ФГК был сформулирован принцип «номинализма»: денежные обязательства, выраженные в определенной сумме, неизменны по своей сумме, невзирая на изменения покупательной силы денег. Первоначально этот принцип применялся только во внутренних расчетах, но впоследствии его применение было распространено и на денежные отношения с иностранным элементом. Принцип номинализма является общепризнанным началом, он закреплен в национальном и международном праве. Например, английский Акт о переводном векселе 1882 г., Женевские вексельные конвенции 1930 г. и Женевские чековые конвенции 1931 г. устанавливают, что вексель и чек , выписанные в иностранной валюте, предусматривают уплату по курсу на день наступления срока платежа, а не по курсу на день составления векселя или чека. Эти акты предусматривают расчет по номиналу. При любых изменениях иностранной валюты сумма векселя или чека остается неизменной.

Принцип номинализма приводит к неопределенности ценностного содержания денежных обязательств и не соответствует потребностям международного торгового оборота. Применение этого принципа ставит под угрозу интересы кредитора и стимулирует заключение сделок в «слабых» валютах. В настоящее время принцип номинализма является диспозитивным и относится к «подразумеваемым» условиям контракта, он применяется, если в контракте нет специальных защитных оговорок. Развитие внешнеэкономической деятельности предполагает необходимость стабилизации ценностного содержания обязательств, особенно учитывая инфляционные процессы и их влияние на содержание денежных обязательств. В этих целях появились многочисленные защитные оговорки и понятие «условная единица».

Первым видом защитной оговорки была «золотая» оговорка. Ее виды:

  1. оговорка об уплате какой-то части долга в определенной золотой монете (например, уплата 100 дол. США золотой монетой США стандартного веса и пробы на момент заключения договора);
  2. оговорка об уплате денежными знаками, которые будут иметь хождение в день платежа, но в сумме, эквивалентной определенному весовому количеству золота (например, уплата долларами США в сумме, эквивалентной 5 г золота стандартной пробы на момент заключения договора).

Золотая оговорка не смогла стать эффективным способом гарантии ценностного содержания денежных обязательств. Многие государства в одностороннем порядке объявляли эту оговорку ничтожной по всем заключенным обязательствам (Германия в 1918 г., Великобритания в 1923 г., США в 1933 г.). Аннулирование золотой оговорки связано с переходом от золотовалютного стандарта к бумажно-денежному обращению. Право государства аннулировать золотую оговорку является общепризнанным; оно закреплено и в международном праве, и в национальном законодательстве, и в судебной практике.

В настоящее время в качестве страховочного механизма от инфляционных процессов используются валютно-финансовые условия, являющиеся реквизитом любого внешнеторгового контракта. Валютные условия включают установление: валюты цены и способа ее определения, валюты платежа, порядка пересчета валют при несовпадении валюты цены и валюты платежа, защитных оговорок.

Валюта цены - это валюта, в которой определяются цены на товар (услуги). Цена в контракте может быть установлена в любой валюте: одного из участников сделки или третьей страны. Предпочтение отдается свободно конвертируемым валютам развитых стран как наиболее устойчивым. Однако и такие валюты подвержены инфляции, и колебание их курсов может достигать 20-30 %. Валюта платежа - это валюта, в которой должно быть погашено обязательство импортера. Оптимальный вариант - совпадение валюты цены и валюты платежа. В таком случае не возникает необходимости в каких-либо пересчетах, однако в качестве валюты платежа в принципе может быть избрана любая валюта. При нестабильности валютных курсов валюта цены устанавливается в наиболее устойчивой валюте, а валюта платежа - в валюте импортера. В случае несовпадения валют возникает необходимость пересчета цены и платежа. В контрактах указывается, по какому курсу будет производиться этот пересчет.

Если за период между подписанием контракта и платежом по нему изменяется курс валюты платежа, то одна сторона несет убытки, а другая - получает прибыль . Защитить от валютных рисков может сам выбор валюты цены, так как несовпадение валюты цены и валюты платежа - простейший способ страхования валютного риска. Риск снижения валюты цены несет экспортер, риск ее повышения - импортер. Для экспортера выгоднее устанавливать цену в «сильной» валюте, тогда к моменту платежа его выручка будет выше той, которая была на момент заключения сделки. Для импортера выгоднее устанавливать цену в «слабой» валюте, тогда при платеже ему придется заплатить меньше, чем на момент заключения контракта. Однако этой защитной мерой трудно воспользоваться: на некоторые товары цена устанавливается в определенных валютах, трудно рассчитать динамику валютных курсов, интересы импортера и экспортера противоположны, и затруднительно достигнуть соглашения.

Другой защитной мерой является одновременное заключение контрактов по экспорту и импорту в одной валюте с приблизительно одинаковыми сроками платежа. В данном случае убытки по экспорту компенсируются прибылями по импорту, и наоборот. Однако практически невозможно достигнуть полной сбалансированности поступлений товара и платежей. Кроме того, в условиях международного разделения труда у предприятий преобладает либо экспорт, либо импорт. Уменьшить валютные риски можно путем заключения контракта в разных валютах, имеющих противоположные тенденции в изменении курсов.

Эти методы защиты имеют вспомогательный характер и в современной практике используются в качестве субсидиарных мер. Более надежным способом защиты от валютных рисков являются специальные защитные оговорки и хеджирование. В настоящее время в основном используются специальные защитные оговорки.

1. Валютная оговорка. Валюта платежа привязывается к более устойчивой валюте, а сумма платежа зависит от изменения ее курса. Для обозначения более устойчивой валюты используется термин «условная единица». Прямая валютная оговорка - валюта цены и валюта платежа совпадают, а в качестве привязки используется другая, более сильная валюта. Прямая валютная оговорка может быть двусторонней (сумма платежа меняется при любом изменении курса: и при повышении, и при понижении) и односторонней (сумма платежа меняется только при понижении курса). Косвенная валютная оговорка - валюты цены и платежа не совпадают. Цена фиксируется в более сильной валюте, а валюта платежа как более слабая привязывается к валюте цены, т. е. сумма платежа зависит от изменения курса обеих валют.

2. Мультивалютная оговорка - более надежный способ страхования валютных рисков. Валюта платежа увязывается с несколькими валютами, т. е. с «корзиной валют». Соответственно сумма платежа меняется в зависимости от изменения курса валюты платежа по отношению к среднему курсу нескольких валют. Эта оговорка используется редко, так как методика расчета отличается повышенной сложностью. Значительно чаще вместо валютной корзины применяются условные международные расчетные единицы (СПЗ, экю, евро). СПЗ были установлены МВФ в 1967 г. как страховочный механизм для защиты кредитора от последствий инфляции. В российском праве (ст. 317 Гражданского кодекса) предусматривается возможность использования как валютной, так и мультивалютной оговорок.

3. Эскалаторная оговорка (оговорка о скользящей цене). В контракт включается условие, что цены на товар могут быть пересмотрены в связи с изменением издержек на его производство.

4. Индексная оговорка (оговорка о пересмотре цен). Цены на товар могут быть пересмотрены в зависимости от движения рыночных цен на этот товар. Эскалаторная и индексная защитные оговорки не только ограничивают валютные потери, связанные с изменением курса валюты, но и защищают от падения покупательной способности национальных валют вследствие инфляции и роста цен.

Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.

В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на банковских счетах, которые учитываются в виде записей на счетах и обращаются путем списания с одного счета и зачисления на другой счет.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах (в том числе в России) существуют ограничения на валютные операции только между резидентами.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в ЦБ или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт;
  • прямое распределение правительством или ЦБ иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте;
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Пробелом международного валютного права можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстратерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых, норм) которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.

Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV в., когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие платежного баланса впервые было введено в 1767 г. в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 г. Большая работа по стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 г. дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 г. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена МВФ.

Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях МВФ разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции издания 2008 г. (6-е издание - РПБ 6). Государства - члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства).

Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс. Платежный баланс ведется по принципу двойной записи, означающему, что каждая операция учитывается в балансе дважды: например, экспорт товара учитывается как уменьшение товарных активов взамен на возникновение задолженности покупателя. Платежный баланс представляет собой статистический документ - свод внешнеэкономических операций, которые резиденты государства в определенном году проводят с нерезидентами. Такие операции связаны с переходом права собственности на товары и услуги от резидентов к нерезидентам и обратно, выраженные в валюте. Таким образом, платежный баланс - это фактически валютный баланс государства, однако следует понимать, что в условиях отсутствия монополии внешней торговли платежный баланс отражает операции всех участников внешнеэкономических отношений.

В Российской Федерации составление платежного баланса возложено на ЦБ РФ (Банк России), который публикует этот документ на своем сайте, ежеквартально раскрывает информацию о динамике основных показателей (агрегатов) платежного баланса и раз в год до 15 мая представляет Государственной Думе в составе годового отчета валютное положение и платежный баланс РФ (ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).