Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Плательщики НДС

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

  • организации:
  • промышленные и финансовые, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; также страховые общества и банки (исключая операции, на проведение которых требуется банковская или страховая лицензия) и др.;
  • предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  • индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  • филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий (не являющиеся юридическими лицами), имеющие расчётные счета и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги) и в силу этого относящиеся к налогоплательщикам;
  • международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации;
  • некоммерческие организации в случае осуществления ими коммерческой деятельности, включающей операции по реализации основных средств и иного имущества;
  • индивидуальные предприниматели (с 01.01.2001 г.);
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Не признаются плательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, иностранными маркетинговыми партнёрами Международного олимпийского комитета, также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнёрами Международного олимпийского комитета в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи (этот пункт применяется до 01.01.2017 г.).

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

НДС 20 процентов, с какого числа

Ставка НДС с 2019 года в размере 20% – будет общей ставкой НДС. По ней будут считать налог в большинстве случаев. Эту ставку нужно использовать в тех случаях, когда не применяются пониженные ставки 0% и 10%, а также расчетные ставки 10/110, 18/118 и 15,25% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Так, например, ставка НДС 18% применяется при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при ввозе в РФ товаров, в отношении которых не применяется ставка 10% и ввоз которых не освобожден от НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146, ст. 150, п. п. 3, 5 ст. 164 НК РФ). Разумеется, что новую ставку НДС в размере 20 процентов потребуется указывать и в большинстве выставляемых счетов-фактур.

Когда приняли закон о повышении НДС на 20 процентов

При этом документ сохраняет ставку страховых взносов в социальные внебюджетные госфонды на уровне 30% вместо планировавшегося ранее повышения.

Также предусмотрено сохранение всех действующих льготных ставок по НДС. У автопроизводителей тоже остается право получать вычеты на суммы НДС, уплаченные за товары, работы и услуги, даже если они приобретались за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций.

С 1 января 2019 года ставка НДС будет поднята с 18 до 20%, объявил 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев. По оценке Минфина, из-за повышения ставки НДС инфляция может ускориться в пределах 1,5 п.п., до 4–4,5% в 2019 году. В ЦБ заявили, что при повышении НДС до 20% рост цен ускорится на 1 п.п. В ЦБ отметили, что частично это может быть заметно уже в 2018 году.

Законопроект № 489169-7 о повышении НДС в 2018 году до 20 процентов внесли на рассмотрении Госдумы только 16 июня, а 24 июля закон уже принят в третьем и окончательном чтении. 3 августа проект закона подписал Президент РФ. Вокруг документа уже успели распространились многочисленные страхи.

Расскажем, когда, как и насколько вырастет НДС, кому и чем грозит повышение ставки. Официальный текст проекта закона о повышении НДС 2018 года опубликован в конце статьи.

Что нужно знать про налог на добавленную стоимость?

НДС - один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. О нем необходимо знать следующее.

  1. Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал.
  2. В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.
  3. Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.
  4. Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.

Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

Последние новости

Правительство РФ под руководством Д. Медведева в середине июня выступило с предложениями внести поправки в действующий НК РФ и ряд других законов. Был подготовлен законопроект № 489169-7, который предусматривает рост ставки налога до 20%.

Планируется, что прибавка НДС даст федеральному бюджету увеличение дохода в размере 620 миллиардов рублей ежегодно. Каждому россиянину рост ставки НДС обойдется в 360 руб. ежемесячно.

Бурное обсуждение проекта в Сети привело к тому, что в адрес юристов сайт также стали поступать многочисленные вопросы от читателей. Вот некоторые из них.

«Прошу проконсультировать: с какого числа повышение НДС в 2018 году произойдет. Есть ли вероятность, что ставка вырастет только в 2019 году?», - интересуется предприниматель из Перми Иван.

«Будет ли повышение НДФЛ и НДС с 2018 года? Какой рост цен прогнозируется в связи с этими изменениями?», - задает вопрос жительница Москвы Ольга.

«Дайте комментарии про закон о повышении НДС в 2018 году: чем грозит бизнесу увеличение базовой ставки?», - спрашивает директор ООО «Светлана» из Волгограда

Прежде всего, отметим следующее: закон предлагает изменить ставку с 1 января 2019 года. В 2018 году ставка останется на прежнем уровне – 18%.

Вывод: повышение НДС в 2018 году до 20 процентов однозначно не состоится.

Последствия увеличения базовой ставки НДС

Увеличение НДС не настолько страшно для бизнеса, как это рисуют комментаторы в Интернете:

  • преобладающие расходы обычных граждан связаны с покупками товаров, ставки НДС на которые не изменятся. Следовательно рост цен на них не станет существенным, и это не будет напрямую связано с НДС;
  • некоторые дорогостоящие вещи действительно поднимутся в цене (авто, гаджеты, недвижимость), но в последние годы государство успешно сдерживает инфляцию, благодаря чему , поэтому высокий рост цен экспертами не прогнозируется;
  • если бы подняли ставку НДФЛ, положение было бы гораздо хуже. НДС больше касается бизнеса: налогообложение с юрлиц проще отслеживать, как и выявлять нарушения в этой сфере.

Вспомним о том, что именно из федерального бюджета, в который зачисляется НДС, финансируются государственные социальные программы: материнский капитал, льготное ипотечное кредитование, масштабные государственные стройки.

Другие изменения, предусмотренные законопроектом № 489169-7

В результате шума, связанного с повышением налога, общественность не обратила внимания на то, что законопроект предусматривает ряд других значимых корректировок.

  1. Вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса. Сейчас действует 15,25%, предлагается 16,67%.
  2. Право субъектов автопрома на вычет сумм НДС, которые были уплачены при покупках за счет субсидий или средств бюджета, сохранится до 01.01.2019.
  3. Регулируется нагрузка на плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды. При ныне действующей ставке 34% совокупного тарифа этих взносов их могут снизить до 30%.

Особая сфера и плюс законопроекта для физических лиц - регулирование отчислений страховых взносов, в частности, в пенсионный фонд. Ранее планировалось, что действующий в настоящее время «льготный» тариф в 22% сохранится до 2021 года. А далее будет увеличен до 26%.

После повышения НДС такого роста ставки по взносам не произойдет. Размер тарифа сохранится в границе 22% для тех, у кого выплаты не превышают предельное значение базы для отчислений взносов. Те, у кого доходы превышают эту предельную величину, будут уплачивать 10% с превышающих сумм. И это, в целом, положительное изменение.

Повышение ставки НДС в 2018 году приведет к тому, что соответствующие изменения будут также введены в 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12. 2001, в 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.


Официальный текст – проект закона о повышении НДС в 2018 году

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 10; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3517; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; № 45, ст. 5417, 5432; № 49, ст. 6045; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5749; 2009, № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1746; № 31, ст. 4198; № 45, ст. 5750; № 48, ст. 6250; 2011, № 30, ст. 4575, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; 2012, № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6751; 2013, № 14, ст. 1647; № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4049; № 40, ст. 5038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2936; № 48, ст. 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 5; № 14, ст. 2023; № 48, ст. 6689; 2016, № 1, ст. 6; № 22, ст. 3098; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175, 4176, 4177, 4181; № 49, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7497; 2017, № 1, ст. 16; № 11, ст. 1534; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7313, 7322, 7325, 7333; 2018, № 1, ст. 20; № 18, ст. 2565; № 27, ст. 3942) следующие изменения:

в пункте 2 статьи 154:

а) абзац второй после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

б) абзац третий после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

3) в статье 164:

а) подпункт 42 пункта 1 дополнить словами «, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа»;

б) в подпункте 6 пункта 2 слова «в подпункте 41» заменить словами «в подпунктах 41 и 42»;

в) в пункте 3 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

4) в абзаце третьем пункта 9 статьи 165 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

5) в пункте 5 статьи 1742 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

6) подпункт 1 пункта 2 статьи 425 изложить в следующей редакции:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10 процентов;»;

7) статью 426 признать утратившей силу;

В подпункте 3 пункта 2 статьи 427:

а) в абзаце втором слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019 – 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – 0 процентов;».

Статья 2

В части 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 года
№ 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 23, ст. 2936; 2016, № 1, ст. 6; № 49, ст. 6844) слова «2019 года» заменить словами «2025 года».

Статья 3

Часть 51 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года
№ 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 1, ст. 20) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить, что положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных:

организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

налогоплательщиками – сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;

организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Пункт 2, подпункт «в» пункта 3, пункты 4 – 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3
статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

5. Положения подпункта 42 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2025 года.

6. Действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Послесловие

Теперь только Президент РФ должен решить, произойдет ли повышение НДС в 2018 году и с какого числа начнет действовать повышенная ставка в 20%. После принятия закона парламентом и одобрения Советом Федерации необходима подпись Президента РФ. После этого документ будет опубликован в издании «Российская газета». Документ подписан Владимиром Путиным 3 августа 2018 года.

Как демонстрируют итоги соцопросов, про грядущее повышение ставки на налог НДС знает гораздо меньшее количество граждан в России, чем про повышение возраста выхода на пенсию. Если повышение пенсионного возраста беспокоит абсолютное большинство людей, то параллельный сюжет с поднятием размера одного из основных налогов привлекает гораздо меньшее внимание. В то же время, как раз рост налога НДС коснется каждого из нас уже завтра. Его почувствуют на себе и те, кому до пенсии пока далеко, и те, кто уже на нее ушел. При этом сильнее всего коснется поднятие данного налога наиболее бедных слоев населения страны. Повышение НДС в 2018 году: с какого числа поднимут налог, эффект поднятия, когда россияне его ощутят на себе.


Фото: pixabay.com

Новости о повышении налога НДС

В начале июля Государственная Дума приняла в 1-м чтении законопроект об увеличении ставки налога НДС. С нынешних 18% он вырастет до 20%.

Важно верно понимать, насколько в действительности вырастет налог НДС в России. Повышение налога с 18 до 20% – это рост на 2 пункта, однако не на 2%. По факту НДС поднимется на 11% – столько составляют 2 процентных пункта от 18.

Еще следует не забывать про такую вещь – налог НДС включается в стоимость любого товара не один раз. Он оплачивается на всех этапах производства товаров, доставки их в магазин и продажи конечному потребителю. Потому на каждом из подобных этапов государство станет брать немного больше денег в качестве налогов, что в результате приведет к весьма заметному общему росту цен.

Как подсчитало правительство, увеличение ставки НДС должно принести в бюджет дополнительные 600-630 млрд. рублей ежегодно. Данные средства составят долю денег, нужных для исполнения нового майского указа президента Путина.

Чтобы через 6 лет отчитаться перед людьми о том, что их жизнь стала лучше, с них в течение всего этого времени станут брать средства для формального улучшения качества их жизни. Как посчитали специалисты, средний россиянин оплатит за повышение НДС более 4 тысяч рублей в год. Такой окажется цена роста цен в магазинах.


Фото: pixabay.com

С какого числа будет повышен налог НДС в России

Но трудность состоит в том, что эффект от повышения НДС простые граждане почувствуют на себе уже в 2018 году. Уже сегодня, лишь на сведениях о предстоящем повышении НДС, стали подниматься цены на ряд товаров. Их изготовители загодя закладывают в стоимость повышенную ставку НДС.

Как оценивают экономисты, уже в 2018 году инфляция в Россия будет выше планируемого ранее уровня в 4% лишь посредством роста НДС в 2019 году. Если говорить про 2019 год, то даже министр финансов Антон Силуанов говорил про цифру инфляции в 4-4,5% в качестве ориентировочного ее уровня, тоже увязав это с ростом НДС. Отметим, в 2017 году инфляция в России составляла 2,5%.


Фото: pixabay.com

К чему приведет повышение НДС в России

Оправдывая рост налога НДС, в правительстве рассуждают про необходимость исполнения майского указа президента, на который требуется изыскать средства. Но в том же майском указе обозначается задача роста экономики в стране, тогда как повышение НДС наверняка даст противоположный результат.

Даже Министерство экономического развития (про это сообщало РБК) обновило макропрогноз на ближайшие годы с учетом роста налога НДС. Все ключевые показатели в данном прогнозе уменьшились по сравнению с прошлым вариантом, не принимавшим во внимание рост налога НДС.

Главные параметры экономики в 2 версиях макропрогноза Минэкономразвития на 2019 год:

Экономический параметр Без повышения НДС С повышением НДС
Рост ВВП в 2018 году 2,1% 1,9%
Рост ВВП в 2019 году 2,2% 1,4%
Рост инвестиций в 2018 году 4,7% 3,5%
Рост инвестиций в 2019 году 5,6% 3,1%

Хуже всего же то, что более всего повышение НДС отразится на самых бедных гражданах. Понятно, что главной статьец расходов менее обеспеченных людей является приобретение продуктов питания. А именно цены на них, из-за определенных особенностей производства, более всего «нагружаются» налогом НДС.

Ряд государственных средств массовой информации, в том числе «Парламентская газета», рассказали, что социально значимые товары с ростом НДС не станут дороже. Это неправда.

На самом деле, менять ставку на социально значимые товары (скажем, товары для детей) не будут. Ставка останется на уровне 10%. Однако необходимо понимать, что в цену подобных товаров закладывается больше количество расходов, в любом случае увеличивающихся с ростом НДС. Тарифы на электроэнергию, необходимую для производства/обслуживания складов/торговых тачек, цены на бензин для грузоперевозок и прочие похожие расходы совершенно точно станут выше с ростом налога НДС. Потому даже социально значимых товаров повышение налога НДС также коснется.

252 Время чтения: 4 мин.

14 июня в средствах массовой информации объявили, что, возможно, будет повышение НДС, с какого числа — в сообщении не уточнялось. В соцсетях и в жизни была заметная паника. Ведь все прекрасно понимают, что повышение НДС ведет за собой подорожание бензина и предсказуемые осложнения для малого бизнеса. На сайте Госдумы документ опубликовали 16 июня. В данной статье мы приведем краткий анализ проекта.

Законопроект о повышении НДС

Законопроект зарегистрирован за номером 489169-7 и содержит упоминание не только про увеличение налога на добавленную стоимость, но и о снижении страховых взносов. Об этом упоминалось на заседании Правительства, но на фоне устрашающего сообщения об НДС, никто на данный факт не обратил внимания. А зря.

Итак, смысл законопроекта следующий:

  • В случае принятия закона, в 2019 году НДС увеличится с настоящих 18% до планируемых 20%;
  • Налоговая ставка на товары социального значения останется неизменной — 10%. К данной группе товаров относятся лекарственные средства, медтехника, книги, товары для детей, продукты питания. Именно поэтому большинство семей законопроект не затронет;
  • Определенные товары и услуги вообще не облагаются НДС. Данное правило сохранится неизменным. Сюда относится перевозка пассажиров, детский сад и школа, диагностика и лечение.

Смысл страховых взносов:

  1. Если зарплата за год превышает установленный предел, взносы останутся на том же уровне и составят 10% от величины превышения. Таким образом, была бы отменена необходимость уплаты взносов с больших зарплат, зато введена необходимость делать перечисления с любой зарплаты;
  2. Льготную ставку на пенсионное страхование оставят на том же уровне. На данный момент показатель составляет 22%, он будет таким до 2021 года. В случае принятия законопроекта до 26% ставку повышать не станут.

Из вышеизложенного можно сделать выводы:

  • даже если НДС в России повысят до 20% , это затронет не всех;
  • льготная ставка носила временный характер, а может оставаться таковой на постоянной основе;
  • это лишь проект закона, а не сам закон, а значит, в него можно внести изменения.

Подробнее об НДС

Когда какое-либо юридическое лицо осуществляет торговые действия, оно приобретает (либо производит) товар дешевле, чем его потом продает. Разница в цене и является добавленной стоимостью, с которой необходимо уплачивать налог.

Теоретически НДС должен касаться только людей, имеющих свой бизнес. Однако ввиду нюансов, связанных с особенностями его уплаты, практически полную цену уплачивает конечный потребитель товара либо услуги. Бизнесмены стараются заранее заложить величину НДС в цену своих услуг и товаров.

Обратите внимание! В нашей стране НДС появился в начале девяностых годов. Тогда ставка равнялась 28%, затем в 1994 году упала до 20%, а еще через 10 лет до 18%. Таким образом, ставка 20% — уже была.

НДС в остальных странах

НДС платят практически во всех развитых странах. При этом где-то его величина выше, а где-то ниже. В среднем, это как раз 20%. Но сравнивать налоги разных стран исключительно по одному НДС неправильно:

  • В Канаде один из наиболее низких НДС, но тут высокая стоимость страховых взносов.
  • В Люксембурге, США, Дании наибольшие взносы получают от НДФЛ, в Германии и Австрии — социальные перечисления.
  • Для Великобритании характерен НДС в 20%, но максимально возможный НДФЛ при этом 45%. В Италии НДС равен 22%, а налог на прибыль 38%.

Таким образом, невозможно сравнивать налоги разных стран только по одному выбранному показателю.

На что расходуют НДС

Это очень важный налог, поступающий в Федеральный бюджет. Его часть в бюджете составляет 1/3, а величину сборов перекрывают только доходы от газа и нефти.

Как известно, средства Федерального бюджета расходуются на социальную поддержку:

  1. армию и безопасность,
  2. развитие спорта,
  3. культуру,
  4. научные исследования,
  5. реабилитацию инвалидов,
  6. программы государственной поддержки,
  7. медицину,
  8. защиту окружающей среды,
  9. поддержку в сельскохозяйственной области,
  10. санаторный отдых для детей, лагеря,
  11. молодежную поддержку,
  12. образование,
  13. содержание музеев.

Таким образом, выплачивая НДС, мы вносим свой вклад в общую цель.

Для чего увеличивают НДС

Кроме доходов от нефти, газа и НДС, существуют резервные фонды. Если стоимость нефти снижается, некоторые программы финансируются из средств таких фондов. Но их становится значительно меньше, а затраты на социальную поддержку населения сокращать нельзя.

Ведь это:

  • программа благоустройства дворовых территорий,
  • возможность получения льготной ипотеки,
  • материнский капитал и другая поддержка.

Правительство посчитало, что в случае увеличения НДС до 20%, в бюджете окажутся дополнительные средства в сумме 620 млрд.руб. Их можно пустить на обеспечение этих программ. Если примерно посчитать, во сколько они обойдутся одному человеку, сумма составит всего 360 рублей за месяц.

Другими словами, Правительство рассматривает проект закона, предлагающий сложиться гражданам нашей страны по 360 рублей с каждого, чтобы продолжали действовать программы, касающиеся льгот для инвалидов, бесплатных диспансеризаций, материнских капиталов, льготных ипотек и т.д.

Альтернативные варианты

Как обычно, кроме предложенного Правительством варианта, есть и другие. Ведь можно отменить часть льгот, но любая из данных мер окажется нежелательной для социальной группы, являющейся ее получателем.

Правительство хочет задействовать НДС потому, что его легко собрать, значительно легче других налогов. Его просто проверять, а от выплаты сложно уклониться. Да и наказание за неуплату строгое.

Стоит ли ожидать роста цен

Конечно, стоимость товаров вырастет. Но это не означает, что виной тому окажется НДС. Приведем простой пример: НДС не увеличивался уже 14 лет, но стоимость товаров все равно росла.

  • ставка Центрального банка стала меньше, а цены увеличивались;
  • предпринимательские кредиты оказались доступнее, а цены увеличивались;
  • НДС на бензин остался на том же уровне, а цена на него выросла.

Стоимость товара рассчитывается достаточно сложно, и один лишь НДС ничего не решит.

НДС на социально значимую группу товаров останется прежним. Лекарства, обувь, продукты, подгузники, детская одежда так и будут облагаться НДС в размере 10%. Однако увеличение НДС на них отразится. Дело в том, что при росте НДС доставка станет дороже. Но наибольшее влияние окажут новые сборы ОСАГО и подорожание бензина.

Возьмем другой пример. Существует ряд товарных категорий, не облагаемых данным налогом. Но они также станут дороже, причем независимо от того, примут законопроект или нет. Например, вырастет аренда, зарплаты сотрудников, либо предприниматель захочет иметь большую выручку.

Наиболее заметным увеличение НДС окажется для дорогостоящих товаров. Это в первую очередь автомобили.

Таким образом, семьи, основными расходами которых являются затраты на товары с пониженной ставкой НДС или без нее, данный законопроект, скорее всего, вообще не затронет.

Заключение

Экономическая система настолько сложная, что практически невозможно определить, чем обернется увеличение НДС для населения. Скорее всего, оно просто никак не отразится на нашей дальнейшей жизни.

2018, . Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

Одной из важных новостей в сфере экономики и бизнеса, которая встревожила многих россиян, стало возможное повышение НДС, анонсированное правительством. Однако далеко не все знают, с какого числа в 2019 году начнется повышение НДС до 20 процентов. Кроме этого, данный вопрос также связан с множеством и других нюансов, например – с тем, будет ли повышено НДС в 2019 или 2020 году, коснется ли данное изменение льготников, и как в целом повлияет на экономику.

Повышение НДС в 2019 году – основная информация

Лето 2018 года принесло множество новостей, которые вызвали неоднозначную реакцию у российского общества – на фоне Чемпионата Мира по футболу, российское правительство внесло на рассмотрение в Госдуму , НДФЛ и, в том числе НДС. Данные законопроекты вызвали широкий общественный резонанс, однако практически не освещались с юридической точки зрения, что привело к формированию множества заблуждений. В том числе, не обошлось и без предвзятой оценки повышения НДС в 2019 году. Чтобы избежать подобных ошибок, любому заинтересованному человеку следует ознакомиться с правовой базой данного вопроса напрямую.

Так, сейчас правовое регулирование такого налога, как НДС обеспечивается положениями следующих нормативных документов и актов:

  • Глава 21 Налогового кодекса. Данная глава в полной мере посвящена понятию НДС и обеспечивает правовое регулирование большинства аспектов применения рассматриваемого налога.
  • Законопроект №489169-7. Именно этот проект был внесен Правительством РФ в Госдуму 16 июня 2018 года, и его положения в частности предусматривают изменение Налогового кодекса в расчете ставки НДС.

Учитывая некоторые изменения законодательства, можно встретить информацию, что повышение НДС в 2018 году произойдет с 1 июля. Однако это не так – законопроектом предлагается внедрение данного норматива не ранее 2019 года.

С какого числа и насколько будет повышение НДС в 2019 или 2020 году

Согласно законопроекту, повышение НДС должно произошло с 1 января 2019 года, однако сам проект содержит ряд дополнительных условий. Так, данная ставка должна вводиться в действие с вышеозначенной даты, но только при условии, что с момента принятия и опубликования закона пройдет не менее 1 месяца. На текущий момент закон все еще не принят, а учитывая широкий общественный резонанс вокруг данного нововведения, его конечный вариант может отличаться от текущего его состояния.

Но если никакие иные факторы не повлияют на повышение НДС, то ответ на вопрос, с какого числа будут учитываться новые показатели – крайне прост. С 1 января 2019 года НДС повысился до 20 процентов в общих случаях для основной массы налогоплательщиков. До этой даты размер НДС составляет 18% от общей стоимости товара.

Повышение будет касаться исключительно основной ставки НДС. Льготные ставки для товаров жизненной необходимости, медикаментов, останутся такими же, как и были ранее – то есть в виде 10-процентного налога.

Как отразится повышение НДС в 2019 году на населении и бизнесе

Вопросы того, как отразится повышение НДС в 2019 году до 20 процентов на жизни российского населения и российском бизнесе, являются одними из самых важных для большинства людей. Так, согласно прогнозам экономических экспертов, данная мера приведет к временному росту инфляции вплоть до 4,5% вместо прогнозируемых на 2019 год 2,5%. Сами же товары потребления и услуги в связи с повышением НДС подорожают ориентировочно на 5-10%.

По некоторым оценкам, например, опубликованным Экономической экспертной группой, подобные меры могут привести к широкомасштабному закрытию бизнеса, который связан с необходимостью закупки дорогостоящего сырья и материалов. Однако открытые статистические источники не подтверждают подобных прогнозов – всего из-за повышения налога точку безубыточности преодолеют при нынешних показателях не более 3% российских субъектов хозяйствования.

Повышение НДС в 2019 году с точки зрения правительства, практически не затронет большинство представителей российского бизнеса в вопросах их прибылей, так как налог фактически ложится на плечи покупателей, а сами предприятия имеют возможность возмещения НДС, включенного в стоимость приобретенного ими сырья и иных товаров, необходимых для фактического производства.

Фактически, необходимость повышения НДС, согласно заявлениям депутатов Госдумы и членов Правительства РФ, обусловлена выполнением Указа Президента №204 от 07.05.2018, посвященного экономическому развитию государства и повышению доходов российского бюджета. В частности, предусматривается, что ставка НДС в 20% позволит повысить доходную часть бюджета на 620 млрд рублей ежегодно.

Повышение НДС в 2019 году также вызвало и широкую реакцию общественности – с момента публикации правительственного законопроекта, в разных городах страны были проведены акции протеста и проходил сбор подписей для отмены этого решения. Однако сам законопроект в первом чтении в Госдуме 03.07.2018 был принят. А позже прошел и остальные чтения.

Во многом, негативная реакция населения на данный законопроект обусловлена недостаточным его пониманием, в том числе и отсутствием подробных разъяснений со стороны российского правительства.

Необходимо также понимать, что ставка налога в 20% действовала и ранее – до 2004 года. При этом изначально снижение НДС рассматривалось в качестве временной меры. Соответственно, текущее повышение налогов предполагает просто возврат к предыдущему их уровню. Учитывая масштаб проводимых реформ, внедрение этого налога в комплексе с другими мерами, например – повышением пенсионного возраста, может оздоровить российскую экономику и вывести её к 2020 году на уверенные показатели быстрого роста.