157н инструкция по бюджетному учету 2019 с изменениями, правилами учета и проводками – новый регламент для бухгалтеров государственного сектора. В 2019 году в сфере бюджетного учета государственных предприятий произошел ряд изменений, касающихся регистрации основных средств, ведения бухгалтерской аналитики, взаиморасчетов, долговых обязательств и других сегментов. Необходимость модернизации учетной политики бюджетных предприятий обусловлена усилением контроля за расходованием государственных средств и оптимизации госпредприятий. Учитывая, что значительное число государственных и муниципальных компаний работает неэффективно и является дотационным, возникла необходимость в изменении учетных правил.

В новой инструкции, стоит признать, что они поменялись не слишком сильно - например, с нынешнего года все коммуникации будет принято включать в состав зданий и сооружений. В Плане счетов переименовали счет 2010600, на котором учитывались аккредитивы. Сейчас он называется «Ден. средства госучреждений на специальных счетах в кредитных организациях». Большое внимание уделено забалансовым счетам, на которых учитывались акции и ценные бумаги. Также несколько ужесточились правила ведения первичной документации.

В новой 157н инструкции по бюджетному учету 2019 года описаны правила присвоения инвентарных номеров и классификации хозяйственной номенклатуры. В частности, приборы измерения, передачи и хранения информации, оборудование для пресс-конференций и некоторые элементы освещения признаны самостоятельными инвентарными объектами.

Такие меры были введены после ряда ревизий, когда обнаруживались некомплектные наборы дорогостоящего оборудования, важные части которых исчезали в неизвестном направлении. Кроме того, если раньше можно было списать дебиторскую задолженность от неплатежеспособных неплательщиков, то сегодня необходимо применять более сложный механизм взыскания таких долгов. Также изменилась схема учета забалансовых денежных средств, полученных от третьих лиц, новый регламент накладывает на бухгалтера большую ответственность.

Требования к бухгалтеру бюджетного учреждения:

Требование № 1: Законченное высшее образование

При этом бухгалтер по I категории должен иметь 3-летний стаж, а по II - диплом на руках. Допускается работа на участках специалистов со средним образованием, но руководящие должности они занимать не могут.

Требование № 2: За невыполнение инструкции 157н бухгалтер несет ответственность.

Административную по ст. 15.11 КоАП и уголовную при наличии серьезных должностных преступлений, связанных с финансовыми махинациями.

Требование № 3: Грубые нарушения - искажения сумм на 10% и больше.

Законодательство ужесточается, однако, при предоставлении уточняющей отчетности в срок, ответственность может быть снята.

Требование № 4: Аналитический учет.

В новой редакции в инструкции уделяется повышенное внимание к аналитическому учету по штрафам, ссудам, пеням.

Требование №5: Законодательная база.

Несмотря на изменения, бухгалтер все так же опирается на ФЗ №129, 120, Бюджетный и Трудовой кодексы.

Конечно, обновленная 157н инструкция по бюджетному учету 2019 была принята в том числе для борьбы с коррупцией, никакого реального толку, кроме дополнительных обязанностей бухгалтеров, она не принесет. Основная часть средств отмывается через фиктивных подрядчиков, а не через инструменты учета.

В Инструкцию N 157н вносятся изменения (Заболонкова О.)

Дата размещения статьи: 13.06.2015

На регистрации в Минюсте находится Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 89н, Инструкция N 157н). Рассмотрим основные положения данного документа.

Изменения в Едином плане счетов

Напомним, что в Приложении 1 к Инструкции N 157н приведен Единый план счетов бухгалтерского учета. В него внесены следующие поправки:

- изменены наименования счетов:

Номер счета

Старое наименование

Новое наименование

Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации

Денежные средства учреждения в кредитной организации

Расчеты по ущербу имуществу

Расчеты по ущербу и иным доходам

Расчеты по прочему имуществу

Расчеты по иным доходам

Принятые обязательства

Обязательства

- исключен счет:

- введены новые счета:

Номер счета

Наименование

Балансовые счета

Расчеты по невыясненным поступлениям

Расчеты по компенсации затрат

Расчеты по суммам принудительного изъятия

Расчеты по иным доходам

Расчеты по НДС по авансам полученным

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)

Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)

Принимаемые обязательства

Отложенные обязательства

Забалансовые счета

Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)

Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц

Изменения в общих положениях учета

Требования к учетным документам. В п. 3 Инструкции N 157н перечислены требования к бухгалтерскому учету. Приказом N 89н они расширены следующими положениями:

К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление;

Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год (далее - событие после отчетной даты).

На основании п. 9 Инструкции N 157н (в новой редакции) своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы . Приказом N 89н в этот пункт введено дополнение, согласно которому лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Требования к формам регистров бухгалтерского учета дополнены новыми положениями. В частности, установлено, что регистры, формы которых не унифицированы, устанавливаются субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Наименование регистра;

Наименование субъекта учета, составившего регистр;

Дату начала и дату окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

Хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;

Величину денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

Наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

Подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Кроме того, введено положение, разъясняющее, что отражение исправлений в электронном регистре бухгалтерского учета осуществляется лицами, ответственными за ведение регистра, в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, записями, подтвержденными справками.

Автоматизация бухгалтерского учета. К автоматизации бухгалтерского учета с учетом внесенных Приказом N 89н в п. 19 Инструкции N 157н изменений предъявляются следующие требования.

При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в виде электронного регистра, а при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе.

Регистры бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе формируются с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.

Как и прежде, при выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители (формировании машинограмм регистров бухгалтерского учета) допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация. Важно отметить следующий момент. Согласно внесенным в п. 20 Инструкции N 157н изменениям инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке с учетом положений законодательства РФ. Ранее требовалось проводить инвентаризацию в соответствии с требованиями Минфина.

Изменения в учете нефинансовых активов

Основные средства. Напомним: п. 27 Инструкции N 157н установлено, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.

Приказом N 89н внесено дополнение, согласно которому результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства - путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Кроме того, разъяснены особенности учета основных средств, находящихся на консервации. В частности, п. 38 Инструкции N 157н в редакции Приказа N 89н установлено, что консервация объекта основных средств на срок более трех месяцев (расконсервация) оформляется первичным учетным документом - актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации.

Объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств.

Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более трех месяцев отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства".

В п. 45 Инструкции N 157н приведено определение единицы учета основного средства - инвентарного объекта.

Положения Приказа N 89н дополнительно разъясняют, что:

Отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств;

Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования;

В случаях, предусмотренных учетными политиками субъектов учета, двигатели самолетов учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

Земельный участок - непроизведенный актив. Согласно п. п. 23, 71 Инструкции N 157н (в ред. Приказа N 89н) земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), должны учитываться в составе нефинансовых активов на балансовом счете 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком. Земельные участки учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ).

Напомним, что в настоящее время Инструкция N 157н требует учитывать такие земельные участки на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". Следовательно, теперь их необходимо перевести с этого счета на балансовый учет.

Изменения в учете финансовых активов

Денежные средства учреждения в пути. В силу п. 162 Инструкции N 157н (в ред. Приказа N 89н) счет 201 03 предназначен для учета операций по движению денежных средств учреждения в валюте РФ и в иностранной валюте в пути. Денежными средствами в пути в целях бухгалтерского учета и Инструкции N 157н признаются денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет, в том числе при осуществлении операций с использованием (дебетовых) банковских карт, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день.

Как видим, новая редакция данного пункта обусловлена использованием учреждениями в финансовой деятельности банковских карт.

Расчеты с подотчетными лицами. Изменения коснулись подотчетных сумм, выданных в иностранной валюте. Пунктом 215 Инструкции N 157н установлено, что учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.

Приказ N 89н вводит в этот пункт следующие дополнения. Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте.

Переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах производится на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета).

При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Расчеты по ущербу и иным доходам. Приказом N 89н дополнено, что счет 209 00 применяется в том числе для учета расчетов по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в частности по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации (п. 220 Инструкции N 157н (в ред. Приказа N 89н)).

В связи с введением новых аналитических групп по счету 209 00 в п. 221 Инструкции N 157н в новой редакции приведены следующие разъяснения. Группировка расчетов по ущербу и иным доходам осуществляется по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

30 "Расчеты по компенсации затрат";

40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";

70 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам";

80 "Расчеты по иным доходам".

Разъяснено, что на счетах расчетов по ущербу и иным доходам учитываются:

Расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;

Расчеты по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;

Расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;

Расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);

Расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах 205 00 "Расчеты по доходам".

Обратите внимание! Приказом N 89н введено новое определение размера ущерба. В частности, установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями следует исходить из текущей восстановительной стоимости (ранее - рыночной) материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС. Как уже было сказано в начале статьи, Приказом N 89 введен новый счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС". Группировка расчетов по нему осуществляется в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета:

1 "Расчеты по НДС по авансам полученным";

2 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

Пунктом 224 Инструкции N 157н (в новой редакции) установлено, что счет предназначен для учета:

Расчетов по суммам налога на добавленную стоимость по полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;

Расчетов по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Изменения в учете на забалансовых счетах

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". Приказом N 89н п. 335 Инструкции N 157н дополнен нормой, согласно которой на этом счете также осуществляется учет имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

Счет 03 "Бланки строгой отчетности". В соответствии с внесенными в п. 337 Инструкции N 157н изменениями перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, может устанавливаться учреждением в рамках формирования учетной политики.

Счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству РФ (п. 339 Инструкции N 157н (в новой редакции)).

Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета (п. 349 Инструкции N 157н (в новой редакции)).

Счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Счет введен Приказом N 89н. Он предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции N 157н).

Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.

Счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц". Еще один новый забалансовый счет предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов) (п. 387 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по этому счету ведется в многографной карточке и (или) в карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.

Пунктом 2 Приказа N 89н установлено, что данный Приказ применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положения нового Приказа в части рабочего плана учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.

В связи с вступлением в силу в 2018 году ряда федеральных стандартов возникла необходимость в корректировке Единого плана счетов и Инструкции по его применению (далее – Инструкция №   157н). 26 апреля 2018 года зарегистрирован в Минюсте Приказ Минфина РФ № 64н, которым вносятся изменения в указанный документ.

Единый план счетов.

Новые счета. Прежде всего перечислим новые счета, введенные в Единый план счетов.

Номер счета

Наименование счета

103  30

Непроизведенные активы – иное движимое имущество

103  90

Непроизведенные активы – в составе имущества концедента

104  90

Амортизация имущества в концессии

104  29

Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества учреждения

104  39

Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения

104  49

Амортизация прав пользования непроизведенными активами

104  59

Амортизация имущества казны в концессии

106  90

Вложения в имущество концедента

108  57

Прочие активы, составляющие казну

108  90

Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии

108  91

Недвижимое имущество концедента, составляющее казну

108  92

Движимое имущество концендента, составляющее казну

108  95

Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну

111  00

Права пользования активами

111  40

Права пользования нефинансовыми активами

111  41

Права пользования жилыми помещениями

111  42

Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)

111  44

Права пользования машинами и оборудованием

111  45

Права пользования транспортными средствами

111  46

Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным

111  47

Права пользования биологическими ресурсами

111  48

Права пользования прочими основными средствами

111  49

Права пользования непроизведенными активами

114  00

Обесценение нефинансовых активов

114  10

Обесценение недвижимого имущества учреждения

114  20

Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения

114  30

Обесценение иного движимого имущества учреждения

114  40

Обесценение прав пользования активами

114  01

Обесценение жилых помещений

114  02

Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений)

114  03

Обесценение инвестиционной недвижимости

114  04

Обесценение машин и оборудования

114  05

Обесценение транспортных средств

114  06

Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного

114  07

Обесценение биологических ресурсов

114  08

Обесценение прочих основных средств

114  09

Обесценение нематериальных активов

114  60

Обесценение непроизведенных активов

114  61

Обесценение земли

114  62

Обесценение ресурсов недр

114  63

Обесценение прочих непроизведенных активов

205  22

Расчеты по доходам от финансовой аренды

205  23

Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами

205  24

Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств

205  26

Расчеты по доходам от процентов по иным финансовым инструментам

205  27

Расчеты по доходам от дивидендов от объектов

205  28

Расчеты по доходам от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

205  29

Расчеты по иным доходам от собственности

205  32

Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования

205  33

Расчеты по доходам от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров)

205  35

Расчеты по условным арендным платежам

205  44

205  45

205  83

Расчеты по субсидиям на иные цели

205  84

Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений

206  27*

Расчеты по авансам по страхованию

206  28*

Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений

206  29*

Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

208  27*

Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования

208  28*

Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений

208  29*

Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

208  93

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)

208  94

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафных санкций по долговым обязательствам

208  95

Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций

208  96

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов

209  34

Расчеты по доходам от компенсации затрат

209  36

Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

209  41

Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)

209  43

Расчеты по доходам от страховых возмещений

209  44

Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)

209  45

Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

210  82

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному

210  92

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет

302  27*

Расчеты по страхованию

302  28*

Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений

302  29*

Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

302  95

Расчеты по другим экономическим санкциям

302  96

Расчеты по иным расходам

304  84

Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному

304  94

Консолидируемые расчеты иных прошлых лет

304  86

Иные расчеты года, предшествующего отчетному

304  96

Иные расчеты прошлых лет

401  18

Доходы финансового года, предшествующего отчетному

401  19

Доходы прошлых финансовых лет

401  28

Расходы финансового года, предшествующего отчетному

401  29

Расходы прошлых финансовых лет

  • 227 «Страхование»;
  • 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;
  • 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

Исключенные счета. Некоторые счета исключили из Единого плана счетов:

  • 102  40 «Нематериальные активы – предметы лизинга»;
  • 105  40 «Материальные запасы – предметы лизинга»;
  • 107  40 «Предметы лизинга в пути»;
  • 109  90 «Издержки обращения».

Старая редакция

Новая редакция

101  40 «Основные средства – предметы лизинга»

101  90 «Основные средства – имущество в концессии»

101  02 «Нежилые помещения»

101  02 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

101  03 «Сооружения»

101  03 «Инвестиционная недвижимость»

101  06 «Производственный и хозяйственный инвентарь»

101  06 «Инвентарь производственный и хозяйственный»

101  07 «Библиотечный фонд»

101  07 «Биологические ресурсы»

104  40 «Амортизация предметов лизинга»

104  40 «Амортизация прав пользования активами»

104  02 «Амортизация нежилых помещений»

104  02 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»

104  03 «Амортизация сооружений»

104  03 «Амортизация инвестиционной недвижимости»

104  06 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»

104  06 «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного»

104  07 «Амортизация библиотечного фонда»

104  07 «Амортизация биологических ресурсов»

104  58 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

104  52 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

104  59 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

104  54 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

106  10 «Вложения в недвижимое имущество учреждения»

106  10 «Вложения в недвижимое имущество»

106  20 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения»

106  20 «Вложения в особо ценное движимое имущество»

106  30 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»

106  30 «Вложения в иное движимое имущество»

106  40 «Вложения в предметы лизинга»

106  40 «Вложения в объекты финансовой аренды»

108  53 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»

108  53 «Ценности государственных фондов России»

205  30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

205  30 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

205  40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

205  40 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба»

205  50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»

205  50 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

205  21 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»

205  21 «Расчеты по доходам от операционной аренды»

205  31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»

205  31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

205  41 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»

205  41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

205  81 «Расчеты с плательщиками прочих доходов»

205  81 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

205  89 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

205  89 «Расчеты по иным доходам»

206  40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»

206  40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

206  50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»

206  50 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам»

206  41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

206  41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

206  42 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

206  42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

206  51 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

206  51 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

206  91 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов»

209  96 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов»

208  91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»

208  91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов»

209  40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

209  40 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»

209  83 «Расчеты по иным доходам»

209  89 «Расчеты по иным доходам»

302  91 «Расчеты по прочим расходам»

302  93 «Расчеты по штрафам за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Инструкция №  157н.

Общие положения. Положения Инструкции №  157н по бюджетному учету должны применяться одновременно с нормами, установленными Стандартом «Концептуальные основы». Определения терминов, которые используются в Инструкции №  157н по бюджетному учету, должны применяться в значениях, приведенных в федеральных стандартах.

В пункт 3 Инструкции №  157н введены уточнения, согласно которым:

  • учет на забалансовых счетах, включенных в рабочий план счетов учреждения, ведется по простой системе бухгалтерских записей (абз. 2 п. 3 в новой редакции). Ранее эта норма была прописана в п. 332 Инструкции №  157н, таким образом, указанное правило, из одного пункта перенесли в другой;
  • как и прежде, при ведении бухгалтерского учета учреждение обеспечивает приоритетное признание в учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, но отражать указанные объекты учета необходимо по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности) (абз. 14 п. 3 в новой редакции). Таким образом, уточнены особенности применения принципа осмотрительности.

Напомним, п. 4 Инструкции №   157н содержал требования к формированию и предоставлению информации при ведении бухгалтерского учета, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю. Приказом Минфина РФ № 64н данные требования упразднены, и аналогичные нормы прописаны в п. 18 Стандарта «Концептуальные основы». А пункт 4 Инструкции № 157н изложен в новой редакции: ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В дополнение к этому пункту в п. 5 Инструкции №   157н введен новый абзац следующего содержания: в случае передачи учреждением на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Правила документооборота. В пункте 6 Инструкции №  157н приведен перечень документов, которые учреждение вправе утвердить в рамках учетной политики. В целом он остался прежним, Приказом Минфина РФ №  64н добавлено положение, согласно которому учреждение в рамках учетной политики утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обратите внимание:

Учреждение обеспечивает хранение документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (абз. 12 п. 6 Инструкции №   157н в новой редакции).

Первичные учетные документы. В пунктах 7 – 9 Инструкции №   157н содержались требования к оформлению, формированию и учету первичных учетных документов. Приказом Минфина РФ № 64н эти пункты признаны утратившими силу, так как порядок работы с первичными учетными документами регламентирован п. 20 – 28 ч. II Стандарта «Концептуальные основы».

Регистры бухгалтерского учета. Пункты 10 – 11 Инструкции №   157н изложены в новой редакции и содержат следующие положения о применении регистров бухгалтерского учета:

1) систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета (п. 10 в новой редакции);

2) регистры бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства (п. 11 в новой редакции).

Не вошли в новую редакцию указанных пунктов требования к обязательным реквизитам регистров бухгалтерского учета, к правилам их ведения (они приведены в ст. 10 Закона №   402 – ФЗ), перечни регистров бухгалтерского учета (содержатся в Приказе Минфина РФ №   52н).

Хранение бухгалтерских документов. Положения о хранении первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в п. 14 Инструкции №   157н изложены по – новому. В частности, согласно Приказу Минфина РФ № 64н хранение указанных документов, регистров и отчетности организуется руководителем учреждения и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.

При смене руководителя учреждения и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета учреждения. Порядок передачи документов определяется учреждением в рамках формирования его учетной политики либо в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии – таким договором (соглашением) (п. 14 Инструкции №   157н в новой редакции). Кроме того, особенности хранения бухгалтерских документов регламентированы в п. 13, 32, 33 Стандарта «Концептуальные основы».

Изъятие документов. Из пункта 17 Инструкции №   157н убрали положение, согласно которому в случае изъятия регистров бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии этих регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Аналогичное требование содержит п. 32 Стандарта «Концептуальные основы» и применяется при изъятии не только регистров бухгалтерского учета, но и первичных (сводных) учетных документов.

Инвентаризация. Пункт 20 Инструкции №   157н, содержащий требования к проведению инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, признан утратившим силу. Связано это с тем, что основные требования к инвентаризации активов и обязательств установлены в разд. VIII Стандарта «Концептуальные основы», они аналогичны закрепленным в п. 20. Таким образом, законодатель устранил из Инструкции № 157н повторяющуюся норму.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 Стандарта «Концептуальные основы»).

* * *

В заключение обратим ваше внимание на следующие моменты:

1. После федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора Инструкция №   157н служит основополагающим документом для ведения бухгалтерского учета учреждений всех типов. Поэтому вносятся изменения в первую очередь в эту инструкцию. В настоящее время в Минюсте прошли регистрацию приказы Минфина:

  • от 31.03.2018 №   65н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Ин струкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 №   50911);
  • от 31.03.2018 №   66н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 №   50908);
  • от 31.03.2018 №   67н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 27.04.2018 №   50923).

2. В Приказе Минфина РФ №   64н нет положений о вступлении его в силу. Возможно, он начнет действовать по общему правилу через 10 дней после официального опубликования, а может быть принят порядок вступления в силу письмом или приказом Минфина.

3. Единый план счетов претерпел значительные изменения: некоторые счета исключены, некоторые изложены в новой редакции, также введены новые счета. Из общих положений Инструкции №   157н исключены положения, дублирующие нормы Стандарта «Концептуальные основы».

4. В статье приведены изменения, внесенные в Единый план счетов и общий порядок его применения. В следующих номерах продолжим рассматривать другие разделы Инструкции №   157н.

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2018 год

Финансовое ведомство скорректировало основной документ по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений - Инструкцию № 157н . Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н (далее - Приказ № 124н), внесший изменения в указанную инструкцию, направлен на регистрацию в Минюст. В статье рассмотрим его основные положения, актуальные для образовательных учреждений.

План счетов

В соответствии с нововведениями в Едином плане счетов заменено наименование счета 201 06 : с «Аккредитивы» на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации». Это влечет за собой поправки в п. 172 - 176 Инструкции № 157н , в которых идет речь о применении указанного счета. В этих пунктах слова «аккредитивы», «аккредитивные расчеты» заменены на «специальные счета».

Кроме того, План счетов дополнен забалансовым счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Он вряд ли может быть использован образовательным учреждением. Согласно введенным п. 389 , 390 Инструкции № 157н названный счет предназначен для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом). Принятие их к учету и выбытие осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости.

Аналитический учет по данному счету ведется в реестре учета ценных бумаг (ф. 0504056) по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Данные положения необходимо будет применять по мере организационно-технической готовности учреждений, после внесения изменений в учетную политику, но позднее 1 октября 2015 года.

Общие положения по применению Инструкции № 157н

Учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. За счет дополнений в п. 13 Инструкции № 157н разъяснено, в каком порядке ведется учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Они заключаются в следующем.

Данные объекты принимаются к учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих валют по отношению к рублю. При отсутствии официального курса расчет производится по курсу, определенному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Если учреждение постоянно осуществляет свою деятельность за пределами Российской Федерации, то особенности и правила пересчета стоимости объектов учета регламентируются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.

Данный пункт дополнен также положением о том, что в рамках формирования учетной политики следует предусмотреть порядок перевода первичных документов, которые составлены не на русском языке.

Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов. В связи с внесением Приказом Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н (далее - Приказ № 90н) изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации , утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н , скорректирован п. 21 Инструкции № 157н .

Обновленная редакция указанного пункта представлена следующими положениями:

1. Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджетов, государственных заданий, бюджетных смет, планов ФХД учреждений, а также подготовки их проектов.

2. На основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета - казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами;
  • План счетов казначейского учета и инструкции по его применению - органами, осуществляющими кассовое обслуживание;
  • планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и соответствующие инструкции по их применению.
На основе упомянутых планов счетов учреждениями разрабатываются и утверждаются рабочие планы счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

3. Номер счета Плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:

Разряды 18 - 26-й номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

В разрядах с 1-го по 17-й рабочего плана счетов бюджетного учета отражается:

  • учреждениями - с 4-го по 17-й разряд - код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - с 1-го по 17-й разряд - код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которым осуществляются операции по исполнению бюджета.
В 24 - 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражаются:
  • казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, - коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • автономными учреждениями - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом ФХД.
Применяемые коды видов финансового обеспечения (деятельности) не изменились.

4. Органам государственной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.

Указанные изменения в общих положениях Инструкции № 157н (п. 3.1 и 3.2 приложения к Приказу № 124н ) будут применяться при формировании учетной политики начиная с 2016 года и формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года.

С 1 января 2017 года будет действовать еще и введенный в Инструкцию № 157н п. 21.1 , в котором указано, что номер счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Учет основных средств

Нововведения в данном разделе четко определяют, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты. В пункт 45 Инструкции № 157н , в котором идет речь об инвентарных объектах основных средств, внесены следующие дополнения: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т. д.), например:

  • средства измерения, управления;
  • средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;
  • средства вычислительной и оргтехники;
  • средства визуального и акустического отображения информации;
  • театрально-сценическое оборудование.

Санкционирование расходов

В пункт 308 Инструкции № 157н внесено дополнение: наконец-то дано определение принимаемых обязательств . Под ними понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Так как по счету 502 00 «Обязательства» аналитический код вида синтетического счета «Принимаемые обязательства» выделен отдельно и ему присвоен номер 7, из синтетических счетов «Принятые обязательства» с кодом 1 и «Принятые денежные обязательства» с кодом 2 исключено слово «принимаемые». Соответствующие изменения внесены в п. 319 Инструкции № 157н .

Забалансовый учет

Как мы уже указали выше, забалансовый учет дополнен счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Кроме этого, внесены некоторые поправки и уточнения в особенности использования действовавших ранее счетов. Так, в соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения. Учет названной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

Далее отмечено, что при возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений данных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Следующие изменения касаются забалансовых счетов 17 и 18 , по которым отражаются поступление и выбытие денежных средств по счетам учреждения. В пунктах 365 и 367 Инструкции № 157н установлено, что данные счета открываются (кроме счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения») и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Они предназначены для аналитического учета поступлений (выплат) денежных средств ((возврата указанных поступлений) (восстановления выплат)) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему ОФК (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Даны также пояснения к аналитическому учету по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Согласно новой редакции п. 370 Инструкции № 157н его следует вести с указанием даты зачисления невыясненных поступлений и даты их уточнения в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.

Дополнение в п. 385 Инструкции № 157н дает четкие указания о том, что форменное обмундирование и специальную одежду, выданные сотрудникам, следует учитывать на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Приказом № 124н внесены следующие изменения в Единый план счетов и Инструкцию по его применению:

  1. Появился забалансовый счет 31 , сменил наименование счет 201 06 .
  2. Даны разъяснения по учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
  3. Порядок формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета приведен в соответствие Приказу № 90н.
  4. Разъяснено, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты.
  5. Дано определение понятия «принимаемые обязательства».
  6. Задолженность неплатежеспособных дебиторов следует учитывать на забалансовом счете 04 не в течение пяти лет, а в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.
  7. Забалансовые счета 17 и 18 открываются и к счету 210 03 .
  8. Форменное обмундирование и спецодежда учитываются на забалансовом счете 27 .
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Финансовое ведомство скорректировало основной документ по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений - Инструкцию № 157н. Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н (далее - Приказ № 124н), внесший изменения в указанную инструкцию, направлен на регистрацию в Минюст. В статье рассмотрим его основные положения, актуальные для образовательных учреждений.

План счетов

В соответствии с нововведениями в Едином плане счетов заменено наименование счета 201 06 : с «Аккредитивы» на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в организации». Это влечет за собой поправки в п. 172 - 176 Инструкции № 157н , в которых идет речь о применении указанного счета. В этих пунктах слова «аккредитивы», «аккредитивные расчеты» заменены на «специальные счета».

Кроме того, План счетов дополнен забалансовым счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Он вряд ли может быть использован образовательным учреждением. Согласно введенным п. 389 , 390 Инструкции № 157н названный счет предназначен для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным органом). Принятие их к учету и выбытие осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости.

Аналитический учет по данному счету ведется в реестре учета (ф. 0504056) по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Данные положения необходимо будет применять по мере организационно-технической готовности учреждений, после внесения изменений в учетную но позднее 1 октября 2015 года.

Общие положения по применению Инструкции № 157н

Учет объектов, стоимость которых выражена в За счет дополнений в п. 13 Инструкции № 157н разъяснено, в каком порядке ведется учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Они заключаются в следующем.

Данные объекты принимаются к учету в рублевом эквиваленте, на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих валют по отношению к рублю. При отсутствии официального курса производится по курсу, определенному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Если учреждение постоянно осуществляет свою деятельность за пределами Российской Федерации, то особенности и правила пересчета стоимости объектов учета регламентируются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.

Данный пункт дополнен также положением о том, что в рамках формирования учетной политики следует предусмотреть порядок перевода первичных документов, которые составлены не на русском языке.

Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов. В связи с внесением Приказом Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н (далее - Приказ № 90н) изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации , утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н , скорректирован п. 21 Инструкции № 157н .

Обновленная редакция указанного пункта представлена следующими положениями:

1. Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа государственных заданий, бюджетных смет, планов ФХД учреждений, а также подготовки их проектов.

2. На основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета - казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами;
  • План счетов казначейского учета и инструкции по его применению - органами, осуществляющими кассовое обслуживание;
  • планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и соответствующие инструкции по их применению.

На основе упомянутых планов счетов учреждениями разрабатываются и утверждаются рабочие планы счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

3. Номер счета Плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:

Разряды 18 - 26-й номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

В разрядах с 1-го по 17-й рабочего плана счетов бюджетного учета отражается:

  • учреждениями - с 4-го по 17-й разряд - код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - с 1-го по 17-й разряд - код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которым осуществляются операции по исполнению бюджета.

В 24 - 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражаются:

  • казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, - коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • автономными учреждениями - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом ФХД.

Применяемые коды видов финансового обеспечения (деятельности) не изменились.

4. Органам государственной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.

Указанные изменения в общих положениях Инструкции № 157н (п. 3.1 и 3.2 приложения к Приказу № 124н ) будут применяться при формировании учетной политики начиная с 2016 года и формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года.

С 1 января 2017 года будет действовать еще и введенный в Инструкцию № 157н п. 21.1 , в котором указано, что номер счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Учет основных средств

Нововведения в данном разделе четко определяют, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты. В пункт 45 Инструкции № 157н , в котором идет речь об инвентарных объектах основных средств, внесены следующие дополнения: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную для отопления (если она находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т. д.), например:

  • средства измерения, управления;
  • средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;
  • средства вычислительной и оргтехники;
  • средства визуального и акустического отображения информации;
  • театрально-сценическое оборудование.

Санкционирование расходов

В пункт 308 Инструкции № 157н внесено дополнение: наконец-то дано определение принимаемых обязательств . Под ними понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Так как по счету 502 00 «Обязательства» аналитический код вида синтетического счета «Принимаемые обязательства» выделен отдельно и ему присвоен номер 7, из синтетических счетов «Принятые обязательства» с кодом 1 и «Принятые денежные обязательства» с кодом 2 исключено слово «принимаемые». Соответствующие изменения внесены в п. 319 Инструкции № 157н .

Забалансовый учет

Как мы уже указали выше, забалансовый учет дополнен счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Кроме этого, внесены некоторые поправки и уточнения в особенности использования действовавших ранее счетов. Так, в соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения. Учет названной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

Далее отмечено, что при возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений данных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Следующие изменения касаются забалансовых счетов 17 и 18 , по которым отражаются поступление и выбытие денежных средств по счетам учреждения. В пунктах 365 и 367 Инструкции № 157н установлено, что данные счета открываются (кроме счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения») и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Они предназначены для аналитического учета поступлений (выплат) денежных средств ((возврата указанных поступлений) (восстановления выплат)) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему ОФК (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Даны также пояснения к аналитическому учету по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Согласно новой редакции п. 370 Инструкции № 157н его следует вести с указанием даты зачисления невыясненных поступлений и даты их уточнения в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.

Дополнение в п. 385 Инструкции № 157н дает четкие указания о том, что форменное обмундирование и специальную одежду, выданные сотрудникам, следует учитывать на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Приказом № 124н внесены следующие изменения в Единый план счетов и Инструкцию по его применению:

  1. Появился забалансовый счет 31 , сменил наименование счет 201 06 .
  2. Даны разъяснения по учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
  3. Порядок формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета приведен в соответствие Приказу № 90н.
  4. Разъяснено, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты.
  5. Дано определение понятия «принимаемые обязательства».
  6. Задолженность неплатежеспособных дебиторов следует учитывать на забалансовом счете 04 не в течение пяти лет, а в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.
  7. Забалансовые счета 17 и 18 открываются и к счету 210 03 .
  8. Форменное обмундирование и спецодежда учитываются на забалансовом счете 27 .

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.