За определенный отрезок времени, которые документально подтверждены, экономически обоснованы и те, что полностью переносят стоимость на реализацию продукции в этот период.

Основная классификация

Существуют такие виды расходов:

  • затраты на сырье и материалы;
  • на труд работников;
  • капитальные расходы (амортизация, рента);
  • средства, потраченные на производственные услуги (страхование, почта, транспорт);
  • специальные затраты (отчисления и налоги).

В современной экономике существует несколько классификаций расходов.

По типу встречаются следующие виды расходов:

  • Одноэлементные. Сюда входят затраты на сырье, ресурсы и оплату труда.
  • Накладные расходы или косвенные. К ним относятся налоги, амортизация, различные отчисления, административно-хозяйственные затраты. Этот вид накладывается отдельно на каждое изделие, чтобы высчитать размер, который составляют издержки.
  • Особые издержки. Это затраты на изготовление моделей, транспортные и почтовые расходы, а также премиальные или комиссионные вознаграждения работникам.

Статьи расходов

Отдельные позиции, которые характеризуют некоторые виды затрат, и являются статьями расходов.

Исходя из мест возникновения, существует такая классификация видов расходов:

  • затраты на сырье, материалы, содержание персонала и помещений;
  • производственные затраты, отдельные суммы на заработные платы;
  • административные затраты, которые возникают в управленческом аппарате;
  • затраты по сбыту.

Виды расходов исходя из отношения к занятости:

  • переменные затраты, зависящие от объемов производства;
  • постоянные или твердые затраты, не зависящие от коэффициента производств (арендная плата, налоги, амортизация).

Все виды расходов обязательно фиксируются на предприятиях и в оранизациях.

Статьи расходов в соответсвии с объемами производства делятся на:

  • Пропорциональные расходы. Они соответствуют объемам производства. Например, таким, как средства для закупки основного и вспомогательного материала.
  • Сверхпропорциональные затраты возникают в случаях сверхурочных часов рабочих или перегрузке машин. В этом случае расходы превышают объем производства.
  • Субпропорциональные затраты возникают в том случае, если речь идет об оптовых закупках или других массовых действиях на производстве.

Бюджетные расходы

Расходы бюджета – это часть денежных средств, которые направлены на финансовое обеспечение функций, а также некоторых задач, которые стоят перед государством или органами местного самоуправления.

Учет бюджетных расходов на всех уровнях базируется на единой методологической основе, нормативах бюджетной обеспеченности, а также на денежных затратах для оказания государственных услуг, которые устанавливаются исключительно правительством Российской Федерации.

Классификация

Исходя из экономического содержания, виды бюджетных расходов бывают капитальными и текущими.

Капитальные расходы служат для обеспечения инноваций и инвестиций. Они включают в себя:

  • затраты на инвестиции, которые делаются в действующие структуры или же вновь созданные;
  • денежные средства, которые предоставляются в качестве бюджетного кредита юридическим лицам;
  • затраты на проведение ремонтных работ или расходы, связанные с модернизацией или усовершенствованием оборудования;
  • расходы, благодаря которым расширяется имущественное владение Российской Федерации или ее муниципальных учреждений, а также других субъектов;
  • иные затраты, которые входят в капитальные расходы России в соответствии с официальной экономической классификацией и действующим законодательством.

Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов.

Текущие затраты бюджета необходимы для того, чтобы обеспечить текущее функционирование органов местного самоуправления, государственной власти, любых бюджетных организаций. Они предназначены также для государственной поддержки целым отраслям экономики. Для этого создаются дотации, субсидии, субвенции и прочее. К данной категории относятся также некоторые бюджетные расходы, которые не входят в категорию капитальных.

Резервный фонд

Расходная часть бюджетов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации предусматривает резервные фонды. Размер данного фонда не превышает 3% от утвержденных затрат федерального бюджета.

Денежные средства из резервного фонда расходуются в непредвиденных чрезвычайных ситуациях. К таким относятся: аварийно-восстановительные работы после стихийных бедствий, ЧП на предприятиях, которые влекут за собой страшные последствия. Порядок расходования этого фонда регулируется нормативно-правовыми актами Правительства России.

Когда появляются новые виды расходов, их финансирование производится в начале очередного финансового года и только в том случае, если они внесены в бюджет. При установлении источников финансирования исключается вариант увеличения дефицита бюджетных средств.

Формы расходов бюджетов

Предоставление средств бюджета имеет следующие формы:

  • ассигнования на содержание муниципальных организаций и бюджетных учреждений ;
  • средства на оплату услуг и работ, которые выполняются физическими и юридическими лицами в рамках муниципальных контрактов;
  • трансферты для населения, социальные выплаты гражданам;
  • ассигнования для некоторых государственных полномочий, которые передаются на последующие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию внеплановых затрат, которые возникают в результате принимаемых правительством решений;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на погашение государственных или других муниципальных долгов;
  • бюджетные кредиты для юридических лиц, в том числе и налоговые кредиты, рассроченные платежи или другие обязательства;
  • субвенции, субсидии для юридических и физических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции, субсидии для бюджетов других уровней или государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Материальные расходы

Материальные затраты с целью исчисления налогов на прибыль делятся на:

  • те, что идут на приобретение сырья, материалов, которые используются в производстве продукции или оказании услуг;
  • те, которые уходят на покупку материалов для упаковки товаров, предпродажную подготовку, а также на проведение испытаний или контроль качества;
  • те, что обеспечивают инструменты, инвентарь, приспособления, спецодежду и другие средства для индивидуальной и коллективной защиты, которые предусмотрены законодательством;
  • обеспечивающие комплектующие изделия, а также изделия, которые подвергаются монтажу, или полуфабрикаты, которые проходят дополнительную обработку у налогоплательщика;
  • те, которые позволяют приобрести топливо, воду и энергию всех видов, которая расходуется на отопление помещений, увеличение мощности производства;
  • такие, которые позволяют пользоваться посторонними услугами: транспортные, грузовые, почтовые средства, контроль качества продукции и др.;
  • связанные с сохранением окружающей среды: уничтожение опасных отходов, чистка сточных вод, плата за допустимые выбросы.

Материальные расходы – это денежные средства, которые покрывают затраты производства.

Прямые расходы

Затраченные средства, которые связаны с производством определенных товаров и относятся к их себестоимости, называются прямыми расходами. Для промышленных организаций – это заработные платы рабочим, основные материалы, ресурсы, сырье, полуфабрикаты, топливная энергия и прочее.

Для сельского хозяйства – это средства на оплату труда, социальное страхование, посадочный материал (рассада, семена), корм, удобрение, транспортные затраты.

В капитальном строительстве прямые расходы включают в себя зарплату рабочим, траты на материалы и сырье, покупку деталей и строительных конструкций. Сюда включены затраты на эксплуатацию строймашин и прочих механизмов.

Для научных организаций существуют свои прямые расходы. К таковым относятся: закупка специального оборудования для научно-эксперементальных работ, заработные платы, затраты на работу, которая выполняется посторонними организациями или предприятиями.

Расходы организации

Снижение экономической выгоды в связи с выбытием активов (в виде денег или другого ценного имущества), а также возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капиталов, называется расходами организации.

Виды расходов предприятия делятся на активы и пассивы. Активы способны приносить прибыль в будущем, пассивы – не способны.

Расходами организации не являются:

  • внеоборотные и нематериальные активы;
  • скупка ценных бумаг;
  • финансовое вложение в другие организации;
  • погашение кредитов;
  • аванс, задаток за работу или услуги.

Бюджетная классификация РФ

По своей природе классификация операций сектора государственного управления – это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного правления, исходя из их экономического содержания.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Структура 20-значного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

1) главный администратор доходов бюджета (разряды 1–3);

2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) (разряды 4 –13);

3) подвид доходов (разряды 14–17);

4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (разряды 18–20).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета состоит из трех разрядов. Он устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Код вида доходов (разряды 4–13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10 знаков и включает:

· группу (разряд 4);

· подгруппу (разряды 5, 6);

· статью (разряды 7, 8);

· подстатью (разряды 9–11);

· элемент (разряды 12, 13).

Группа доходов имеет следующие значения:

· 100 – налоговые и неналоговые доходы;

· 200 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.

В разрядах 18–20 кода классификации доходов бюджетов применяется КОСГУ (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ). Данная группировка отображает экономическое содержание операций, проводимых в секторе государственного управления.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Группировка расходов бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
программа подпрограмма

Главные распорядители (разряды 1–3). Перечень приведен в приложении 9 к приказу №65н и устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Разделы, подразделы (разряды 4–7). В классификации расходов бюджетов 14 разделов.

Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Пример классификации расходов бюджетов

Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов. Он аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Так, по подразделу 0702 «Общее образование» отражаются расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Здесь же указаны затраты на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.

Целевые статьи. Код целевой статьи состоит из семи знаков – разряды 8–14 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды 11 и 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды 13 и 14 – для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

Виды расходов (разряды 15– 17) детализируют направления финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган исходя из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

В разрядах 18–20 кода классификации расходов бюджетов приводятся статьи и подстатьи КОСГУ (содержатся в приложении 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

· код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1–3);

· коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4 –17);

· код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18–20).

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Группы и подгруппы (разряды 4– 7) установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например 4600 – «Прочие кредиты (бюджетные ссуды)».

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом – соответственно разряды 3, 4 и 5, 6 ее шестизначного кода.

Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета к соответствующему бюджету бюджетной системы, например код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов:

· 01 – федеральный бюджет;

· 10 – бюджет поселения.


Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок - одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Изменения, происшедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частях бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.
Важнейшим требованием к новой классификации была простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).
В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 г. в России действуют следующие классификации бюджетных расходов.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
промышленность, энергетика и строительная индустрия;
сельское хозяйство и рыболовство;
охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология;
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
развитие рыночной инфраструктуры;
жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
образование;
культура и искусство, кинематография;
средства массовой информации;
здравоохранение и физическая культура;
социальная политика;
обслуживание и погашение государственного долга;
пополнение государственных запасов и резервов;
региональное развитие;
утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
прочие расходы.
Второй уровень классификации - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:
жилищное строительство;
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство;
архитектура и градостроительство;
прочие структуры коммунального хозяйства.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Классификация включает следующие разделы:
текущие расходы;
капитальные расходы;
предоставление кредитов за вычетом погашения.
Разделы делятся на подразделы:
закупка товаров и оплата услуг;
выплата процентов;
субсидии и текущие трансферты;
капитальные вложения в основные фонды;
создание государственных запасов и резервов;
приобретение земли и нематериальных активов;
капитальные трансферты;
предоставление бюджетных ссуд.
В свою очередь, подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.
Распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на примере капитальных расходов:
капитальные расходы;
капитальное вложение в основные фонды;
капитальное строительство;
жилищное строительство;
. строительство производственных объектов.
Текущие расходы бюджета представляют собой часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В основном эти расходы соответствуют затратам, отраженным в бюджете текущих расходов.
Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств в рамках экономической классификации выделяются также расходы на предоставление кредитов за вычетом средств, поступивших на их погашение.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.
Первый уровень этой классификации - перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.
Второй уровень - классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Например:
содержание депутатов Государственной Думы и их помощников;
обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;
закупки вооружения и военной техники;
проведение статистических обследований и переписей и др.
Третий уровень - классификация видов расходов федерального
бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.
На основании единой бюджетной классификации субъекты РФ Разрабатывают собственные бюджетные классификации, отличающиеся большей детализацией и привязкой к конкретным видам расходов.
Представительными органами субъектов Российской Федерации Местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - группировки расходов региональных и местных бюджетов, отражающие распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

1. Код классификации расходов бюджетов состоит:
1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп), видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете.

Классификация расходов бюджетов содержит 14 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы по подразделам, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими позициями:
0100 - Общегосударственные вопросы;
0200 - Национальная оборона;
0300 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
0400 - Национальная экономика;
0500 - Жилищно-коммунальное хозяйство; 0600 - Охрана окружающей среды; 0700 - Образование; 0800 - Культура, кинематография; 0900 - Здравоохранение; 1000 - Социальная политика; 1100 - Физическая культура и спорт; 1200 - Средства массовой информации; 1300 - Обслуживание государственного и муниципального долга;
1400 - Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральным бюджетом на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрена структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

Основную часть расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам классификации расходов бюджетов составляют расходы по разделу «Социальная политика», далее следуют расходы по разделу «Национальная экономика».

Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, например, раздел 0700 «Образование» представлен следующими подразделами:
0701 - Дошкольное образование;
0702 - Общее образование;
0703 - Начальное профессиональное образование;
0704 - Среднее профессиональное образование;
0705 - Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
0706 - Высшее и послевузовское профессиональное образование;
0707 - Молодежная политика и оздоровление детей;
0708 - Прикладные научные исследования в области образования;
0709 - Другие вопросы в области образования.

В качестве наглядного примера приведем структуру расходов федерального бюджета на 2014 г. по соответствующим подразделам раздела 0700 «Образование».

На основе представленных данных можно сделать вывод, что ключевым направлением расходов федерального бюджета на 2014 г. по подразделам раздела «Образование» является «Высшее и послевузовское профессиональное образование» (около 80%).

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из семи знаков - с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8-10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11-12 - код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 - код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы. Например, код целевой статьи 02 1 0000 означает принадлежность расходов федерального бюджета к государственной программе Российской Федерации 02 «Развитие образования» на 2013-2020 гг., подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования 1.

Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Например, перечень целевых статей, установленных для федерального бюджета, включает код целевой статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы».

По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм) в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия. Код указанной целевой статьи включает программный срез - 4 знака, в том числе 4 и 5 знаки - код федеральной целевой программы. Например:
1000200 - Федеральная целевая программа «Культура России {2012-2018 годы)»
1000600 - Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
1001200 - Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах».

Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, применяется следующим образом:
- код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
- код подпрограммы (6, 7 знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.

Публичными нормативными обязательствами являются, например, ежемесячные доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, государственные научные стипендии молодым ученым России, премии Правительства РФ в области культуры и образования и др.

Последние три знака кода бюджетной классификации расходов бюджета состоят из кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ статьями операций сектора государственного управления по группе 200 «Расходы» являются:
210 - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
220 - оплата работ, услуг;
230 - обслуживание государственного (муниципального) долга;
240 - безвозмездные перечисления организациям;
250 - безвозмездные перечисления бюджетам;
260 - социальное обеспечение;
290 - прочие расходы.

Понятие расходы организации. В Российской Федерации состав расходов организаций регламентирует Налоговый кодекс РФ а также Положение бухгалтерского учета ПБУ. Расходы организации. Понятие расходы организации. В современной экономической литературе и на практике используются взаимосвязанные понятия: затраты расходы издержки но между ними существуют различия.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение 3

1. Понятие «расходы организации» 4

2. Классификация расходов организации 6

2.1 Классификация расходов в бухгалтерском учёте 7

2.2 Классификация расходов в налоговом учёте 10

2.3 Классификация затрат (расходов) в управленческом учёт 11

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 1 24

Введение

Сложные процессы реформирования экономики требуют новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством.

Поскольку в условиях рыночной экономики главной целью предприятия является достижение максимальной прибыли, трудно переоценить роль анализа расходов предприятия и управления ими.

Современные условия ведения хозяйства и увеличение роли новых технологий в мире выдвигают новые требования к системе управления расходами, как со стороны государства, так и со стороны владельцев и управленцев предприятий. Первоочередное задание построения системы управленческого учета на предприятии – получение определенным образом структурированного потока управленческих данных, пригодного для сопровождения процессов управления. Организация производственного учета на предприятиях в основном зависит от технологии и организации производства, характера изготовляемой продукции, структуры управления и других факторов, которые определяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отображение, ведение синтетического и аналитического учета, разграничение и распределение расходов и др. Следовательно, одной из проблем учета расходов является зависимость от особенностей соответствующей отрасли или вида экономической деятельности. Поэтому учет расходов на предприятиях разных отраслей сферы материального производства и непроизводственной сферы деятельности рассматривается во многих научных трудах.

Формирование и учет расходов в значительной мере зависит от их четкой и функциональной классификации.

В Российской Федерации состав расходов организаций регламентирует Налоговый кодекс РФ, а также Положение бухгалтерского учета (ПБУ) 10/99 «Расходы организации». Эти нормативные акты дают обобщенную информацию, без учета особых аспектов деятельности отдельных предприятий. Сегодня руководителям для прогнозирования текущих и стратегических управленческих решений, и контроля затрат по сферам деятельности и центрам ответственности недостаточно общепринятой классификации затрат. Соответственно, производственные субъекты самостоятельно избирают методы учета затрат и калькуляции себестоимости, способы группировки затрат, определяют степень детализации информации о них в зависимости от вида деятельности организации, отраслевой принадлежности предприятия, объемов их деятельности и потребностей обоснования управленческих решений.

  1. Понятие «расходы организации».

В современной экономической литературе и на практике используются взаимосвязанные понятия: «затраты», «расходы», «издержки», но между ними существуют различия. Правильная идентификация указанных понятий имеет не только теоретическое значение, от этого зависит формирование адекватных результатов экономического анализа деятельности предприятия.

Вячеслав Константинович Скляренко даёт четкое разъяснение разницы между этими тремя понятиями:

«Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно, из определения затраты характеризуются: денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов; целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса); определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени. Затраты включают вложения в основные и оборотные средства и могут быть признаны расходами в отчетном периоде либо активами, которые станут расходами в будущих периодах. Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п.» Таким образом понятие «затраты» шире, чем понятие «расходы». Баскакова О.Вприводит такой пример: «предприятие приобретает сырье для производства продукции и имеет соответствующие затраты. Часть сырья в отчетном периоде потреблена в производстве, и готовая продукция реализована. В этом случае затраты на использованное сырье признаются расходами на производство и реализацию продукции. Другая часть сырья была использована в производстве, но по состоянию на отчетную дату продукция не достигла стадии готовности, поэтому в отчетности она будет отражаться в активе бухгалтерского баланса как незавершенное производство. Третья часть приобретенного сырья осталась на складе, стоимость этого сырья будет также отражена в активе бухгалтерского баланса как запас. Трансформация затрат в расходы в рассматриваемом примере сопровождается выбытием активов.» Понятие «затраты» используется в управленческом учёте и затрагивает всю деятельность организации.

Согласно положению по бухгалтерскому учёту «Расходы организаций» ПБУ 10/99 :

« Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).»

Согласно налоговому кодексу Российской Федерации (часть 2, гл. 25 ст. 252): «Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.»

Кроме этого, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках. Таким образов В. И. Скляренко приходит к заключению, что:

«Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат, расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.» Как уже говорилось, понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.»

Что касается понимания понятия «издержек», Скляренко даёт такое разъяснение: «Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».

Издержки - это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства - это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.

Дав чёткое описание различий между понятиями «затраты», «расходы», «издержки», перейдём к рассмотрению вопроса классификации расходов организации.

  1. Классификация расходов организации.

В общем понимании классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам в зависимости от их общих признаков.

Классификация расходов – это научно обоснованное группирование затрат по определенным однородным признакам для целей учета, анализа, контроля, планирования и принятия управленческих решений относительно процесса производства продукции. Это их систематизация и группировка в соответствии с потребностями управления. Информация о затратах, которая сгруппирована разными способами, нужна для эффективного и четкого управления предприятием. Использование классификаций, по мнению В. Керимова, помогает не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также обнаруживать определенные соотношения между отдельными видами затрат и рассчитывать степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельность производства.

  1. Классификация расходов в бухгалтерском учёте.

В ПБУ 10/99 п.4 : «р асходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы ;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг… …Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислени й. Расходы по обычным видам деятельности формируют:

расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). (п. 5)

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

амортизация;

прочие затраты. (п.8)

Прочими расходами согласно п . 11 являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; прочие расходы.»

Классификация расходов в налоговом учёте.

Согласно 252 статьи Налогового Кодекса Российской Федерации: «Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы .

Р асходы, связанные с производством и реализацией , (ст.253 НК РФ) включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Эти расходы подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

Внереализационные расходы (ст.253 НК РФ). В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

  1. расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).
  2. расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида
  3. расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг
  4. расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг
  5. расходы в виде отрицательной курсовой разницы
  6. судебные расходы и арбитражные сборы
  7. расходы на услуги банков
  8. расходы на проведение собраний акционеров (участников, пайщиков)
  9. …другие обоснованные расходы.»
    1. Классификация затрат (расходов) в управленческом учёте

На данный момент существует большое количество классификаций затрат по разным признакам: по центрам ответственности, по видам продукции, по способу включения в себестоимость, по целесообразности, по периодичности возникновения, по видам, по степени влияния объема производства на уровень затрат и др. Как правило, классификация затрат осуществляется на предприятии в зависимости от цели, которая должна быть достигнута при ее помощи. Это связано с тем, что управленческий учет не регламентируется законодательно и имеет в большей степени креативный и футурологический характер. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно разрабатывают и применяют методику учета затрат.

Вопрос классификации затрат является очень актуальным и исследуется в работах известных ученых-экономистов. В экономической литературе существуют разные направления классификации затрат (см. таблицу 1).

Направления классификации затрат

Таблица 1

Источник

информации

Вид затрат

Прямые

и непрямые

Постоянные

и переменные, смешанные

Основные

и накладные

По экономическому

Ф. Бутинец , С. Голов

По характеру связи

с определенным

объектом

Для принятия управленческих решений

Для принятия

управленческих

решений

По элементам и стать-

ям затрат (элементы

(статьи) затрат)

Л. Нападовская

В зависимости от

объема производства

По экономической

роли в процессе

производства

По экономичес-кому содержанию (элементы расходов, статьи калькуляции)

В. Сопко, З. Гуцайлюк, М. Щырба,

М. Бенько

По способу отнесения на себестоимость продукции

По отношению

к объему производства

По отношению

к хозяйственному

процессу

По элементам за-

трат. По статьям

затрат

В. Лень, В. Гли-

венко

По способам пере-

несения стоимости

на продукцию

По степени влияния

объема производства на уровень затрат

По экономическим

элементам и статьям

(виды затрат)

Н.М. Грабова

По способу вклю-

чения в себестои-

мость продукции

По признаку зависимости от выпуска

продукции

По целевому на-

правлению (основ-

ные, на обслужива-

ние, на управление)

По экономичес-кому содержанию (операционные, финансовые, необычные,

чрезвычайные)

О. Каверина

Для калькуляции

Для подготовки ин-

формации относительно оперативных,

тактических и стра-

тегических управ-

ленческих решений

Для калькуляции

(элементы расходов,статьи калькуляции)

О. Николаева,

Т. Шишкова

По способу вклю-

чения в себестои-

мость продукции

По отношению

к объему произ-

водства

По экономической

роли в процессе

производства

Т. Карпова

По способу отне-

сения на себестои-

мость продукции

По отношению

к объему произ-

водства

По назначению

По видам (элементы

расходов, статьи

калькуляции)

Баскакова О.В. предлагает классифицировать расходы по следующим признакам:

«1. По экономическим элементам:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация;

Прочие расходы.

Материальные расходы — это стоимость всех видов сырья, основных и вспомогательных материалов, за исключением возвратных отходов, стоимость покупных комплектующих изделий, вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии и т. д.

Расходы на оплату труда включают все виды заработной платы, премий, оплату труда по заключенным договорам, стоимость готовых изделий, выдаваемая в виде натуральной оплаты.

Отчисления на социальные нужды — это страховые взносы предприятий по установленным государством нормам в Пенсионных фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Амортизация — это суммы амортизационных отчислений.

Прочие расходы — это все остальные расходы, включаемые в себестоимость продукции.

Группировка расходов по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру себестоимости продукции. В зависимости от доли того или иного вида расходов в себестоимости продукцию предприятий можно подразделить соответственно на материалоемкую (высокая доля материальных расходов в себестоимости продукции), трудоемкую (высокая доля расходов на оплату труда) и фондоемкую (преобладает амортизация основных средств). Эта группировка позволяет оценить долю живого и овеществленного труда в себестоимости

продукции.

2. По статьям калькуляции. По этому признаку выделяют расходы с целью определения себестоимости единицы продукции. При группировке по статьям калькуляции расходы объединяются по направлениям использования, по месту возникновения: непосредственно в процессе производства, в обслуживании производства, в управлении предприятием, в сфере сбыта продукции. В современных условиях предприятия самостоятельно определяют перечень статей калькуляции себестоимости. Типовая группировка расходов по статьям калькуляции имеет следующий вид:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних

организаций производственного характера;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) оплата труда производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды (страховые взносы);

7) расходы на подготовку и освоение нового производства;

8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

9) потери от брака (в пределах норм);

10) цеховые (общепроизводственные) расходы;

11) общехозяйственные (управленческие) расходы;

12) внепроизводственные (коммерческие) расходы.

На основе группировки расходов по статьям калькуляции по видам продукции выделяют три вида себестоимости:

Технологическая себестоимость - (включает расходы на технологический процесс (1-6 пункты)

Цеховая себестоимость - включает расходы на производство продукции в пределах цеха (с 1 по7 пункт);

Производственная себестоимость — характеризует все расходы предприятия на производство продукции, включая общехозяйственные расходы (с 1 по 11 пункт);

Полная себестоимость — характеризует расходы предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции (1-12 пункт)

3. В зависимости от способа отнесения на себестоимость отдельных видов продукции. По этому признаку расходы предприятий подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно связаны с производством данного конкретного вида продукции и включаются в его себестоимость напрямую в большинстве случаев на основе действующих на предприятии норм. Косвенные расходы связаны с процессами организации, обслуживания производства, управления: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общепроизводственные, управленческие расходы. Эти расходы невозможно напрямую отнести на себестоимость отдельных видов продукции, поэтому они распределяются между различными изделиями пропорционально обоснованной базе.

4. По характеру зависимости от изменения объемов производства (в краткосрочном периоде). В соответствии с этим признаком все расходы подразделяются на две группы:

Переменные (условно-переменные) — это расходы, сумма которых меняется с изменением объемов производства.

Постоянные (условно-постоянные) — это расходы, сумма которых относительно стабильна (незначительно изменяется) при изменении объемов производства в краткосрочном периоде.

5. По рациональности. В соответствии с этим признаком различают производительные и непроизводительные расходы.

Производительные - это расходы, обеспечивающие производство продукции (работ, услуг) установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Эти расходы учитывают при составлении плановой сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции.

Непроизводительные расходы возникают в связи с нарушением технологического режима, недостатков в организации производства и управления (брак, потери от простоев).

6. По функциональной роли в процессе производства. Этот признак позволяет подразделить все расходы на два вида: основные и накладные.

Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления продукции.

Накладные расходы - это расходы, связанные с обслуживанием и организацией производства, а также управлением предприятием. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

7. По центрам ответственности. Этот признак позволяет подразделить расходы на производство продукции по различным уровням их формирования в зависимости от производственной и организационной структуры предприятия. Центры ответственности - структурные подразделения предприятия, организационные единицы, которые полностью контролируют те или иные аспекты деятельности, а их руководители самостоятельно принимают управленческие решения в рамках этих аспектов и несут ответственность за выполнение установленных им плановых заданий. По центрам ответственности выделяют расходы основных, вспомогательных цехов, обслуживающих подразделений, сбытовых структур и др.»

В управленческом учёте профессор Ф. Бутинец выделяет такие основные группировки затрат:

– по элементам затрат (материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация, другие операционные расходы);

– по статьям калькуляции;

– по способу включения в затраты отдельных структурных подразделений предприятия (прямые и непрямые расходы);

– по объему производства продукции (переменные и постоянные);

– по отчетным периодам (расходы отчетных периодов и расходы будущих периодов);

– по функциональному назначению

Л.В.Нападовская классифицирует затраты в зависимости от стратегических направлений деятельности (краткосрочные и долгосрочные); в зависимости от срока возникновения (фактические, плановые, прогнозные); в зависимости от возможности планирования (плановые и неплановые). Комплексный подход к классификации затрат нашел поддержку также среди других ученых-экономистов. В частности, В. Бачинский изложил свое виденье классификации затрат, которая делится на четыре составляющие в зависимости от цели и функции управления:

классификация для планирования, нормирования и принятия решений; классификация для учета и калькуляции;

классификация для оценки и анализа хозяйственной деятельности; классификация для контроля и регулирования.

Т. Карпова предлагает два признака классификации затрат: по видам деятельности (расходы, связанные с созданием и хранением запасов, производством, финансово сбытовой и организационной деятельностью) и по целям учета (калькуляция и оценка произведенной продукции; принятие решений и планирование; контроль и регулирование) .

По мнению Шуляка предприятие в процессе хозяйственной деятельности осуществляет довольно сложный комплекс денежных расходов. Исходя из экономического содержания и целевого назначения их можно объединить в несколько самостоятельных групп:

Расходы на воспроизводство производственных фондов;

Расходы на социально-культурные мероприятия; операционные расходы;

Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Расходы на воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Расходы на формирование и воспроизводство основных фондов, т. е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов

производственного назначения, осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований. Оборотные средства, авансированные для формирования запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства, готовой продукции на складе и осуществления расчетов, восстанавливаются после поступления выручки на расчетный счет предприятия. Прирост оборотных средств осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и кредита банка.

Предприятия осуществляют также расходы на социально-культурные мероприятия , направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий. Сюда же относятся расходы на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, дошкольных детских учреждений, лагерей отдыха детей, функционирование медицинских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей поступления от родителей в виде

платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.

Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Они складываются из расходов, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных расходов. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли предприятия. Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Схематично производственные затраты можно представить в виде схемы по Россиной Н.С. (см. Приложение 1)

Радченко Е.М. утверждает, что наиболее важным является способ классификации затрат по экономическому содержанию и целевому назначению в производственном процессе. Основные признаки, по которым проводится классификация: во-первых, однородность по экономическому содержанию, во-вторых, общность производственного назначения и места возникновения затрат. В соответствии с этими признаками все затраты, которые составляют себестоимость, классифицируют по первичным экономически однородным элементам и калькуляционным статьям. При классификации затрат по экономически однородным элементам не суть важно, где и с какой целью тратят те или другие виды ресурсов, необходимо лишь, чтобы затраты, включенные в одну группу, имели одинаковую экономическую природу.

Значение этой группировки затрат заключается в следующем. Во-первых, такая группировка позволяет выделить затраты овеществленного (материального труда) и живого труда. Необходимо иметь в виду, что во всех случаях по элементам учитывают лишь приобретенные материальные ресурсы. Затраты на потребляемые в процессе производства материальные ресурсы собственного производства нельзя прямо отнести к соответствующим элементам, поскольку затраты, связанные с производством этих ресурсов, являются комплексом разнородных расходов предприятия, которые относятся к разным экономическим элементам.

Затраты в виде средств труда отображаются в себестоимости через амортизационные отчисления. Затраты живого труда представлены основной и дополнительной заработной платой всего промышленно-производственного персонала предприятия, а также отчислениями на социальное страхование. Все другие затраты относительно небольшие (но неизбежные в производственно-хозяйственной деятельности предприятия), не могут быть отнесены к отдельным элементам и потому их включают в один экономический элемент – «Другие денежные расходы».

Во-вторых, группировка затрат по элементам позволяет обнаружить экономические особенности отдельных отраслей и производств: их материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость и трудоемкость, которые дают возможность определить основные направления снижения себестоимости продукции для каждого предприятия.

В-третьих, эта группировка позволяет связать в денежной форме план по себестоимости с другими разделами перспективных или годовых планов предприятия или отрасли. Однако для управления деятельностью и предприятия, и его подразделений важно знать не только общую сумму затрат по тому или другому экономическому элементу, но и величину затрат на производство отдельных видов продукции, а также конкретное назначение и место их возникновения. На основе поэлементного подхода невозможно определить себестоимость единицы конкретной продукции, поскольку при выпуске нескольких видов продукции чрезвычайно сложно распределить затраты по элементам на отдельные виды продукции. Кроме того, группировка по элементам не включает затраты, связанные с реализацией продукции.

Заключение

Группировка видов затрат по отдельным признакам является основой учета, анализа и калькуляции себестоимости продукции. К тому же группировка затрат помогает находить решение в нестандартных ситуациях, в новых сферах деятельности. Классификация затрат нужна для определения стоимости продукции, себестоимости единицы продукции и для ценообразования. Группировка затрат является важной не только для расчета себестоимости, но и для установления определенного соотношения между ними с целью взаимного контроля и согласования. Такое согласование возможно только при наличии экономически обоснованной классификации затрат по определенным группам, что также имеет большое значение для экономического анализа себестоимости, установления и оценки факторов ее формирования и снижения. Одним из определяющих моментов рациональной организации учета затрат является их экономически обоснованная классификация, что, в свою очередь, зависит от правильного выбора классификационных признаков.

Правильная организация управленческого учёта на предприятии, учёт расходов на всех этапах производства и выполнения работ (услуг) в конечном итоге способствует получению прибыли, и, как следствие, повышение рентабельности организации в целом.

Список использованной литературы:

1.Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник /О.В.Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.

2. Бутинець Ф. Ф. та ін. Бухгалтерський управлінський облік. – 3-тє вид., доп. і перероб. – Житомир: ПП «Рута», 2005. – 480 с.

3. Бухгалтерський облік / В. Сопко, 3. Гуцайлюк, М. Щирба и др. – Тернопіль: Астон,2005. – 496 с.

4. Голов С. Ф. Управлінський облік. – Киев: Лібра, 2003. – 704 с.

5. Грабова Н. М. Теорія бухгалтерського обліку / за ред. М. В. Кужельного. – 6-те вид. –Киев: Видавництво А.С.К., 2004. – 266 с.

6. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

7. Карпова Т. П. Управленческий учет. –М. : ЮНИТИ, 2000. – 350 с.

8. Керимов В. Є. Управленческий учет: учебник. – М. : Маркетинг, 2001. – 268 с.

9. Лень B. C., Гливенко В. В. Бухгалтерський облік в Україні: основи та практика: навч.посіб. – Киев: Центр навчальної літератури,2004. – 576 с.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/3964208/

11. Нападовська Л. В. Управлінський облік - Киев: Книга, 2004. - 544 с.

12. Нападовська Л. В. Управлінський облік: монографія.-Дніпропетровськ: Наука і освіта,2000. – 450 с.

13. Николаева O. E., Шишкова Т. В.Управленческий учет. – 2-е езд., испр. и дополн. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 336 с.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/legislation/positions/

15. Радченко Е.М. Классификация затрат и их формирование в химической промышленности//Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 4. С. 196–203.

16. Россиина Н.С. Бухгалтерский учёт. Анализ. Аудит – Опорные схемы и таблицы. Учебно-наглядное пособие. ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2009

17. Скляренко В.К. «В чем разница между затратами, расходами и издержками?» Образовательная система: Элитариум 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdo.elitarium.ru/zatraty_raskhody_izderzhki/

18. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 712 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 22

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8167. 302.65 KB
В этой связи представляет интерес вся совокупность расходов субъекта хозяйствования иными словами все расходы произведенные в интересах получения экономических выгод. Любые расходы организации должны либо включаться в стоимость активов либо через аккумулирующие счета учета расходов по экономическим элементам списываться на финансовые результаты. Других источников возмещения расходов не существует. Следовательно каждая организация должна располагать полной информацией о валовой сумме материальных расходов расходов на оплату труда других...
9331. Классификация видов имущества. Особенности организации страхования 5.79 KB
Классификация видов имущества. Состав имущества промышленных предприятий подлежащих страхованию. Договор страхования имущества принадлежащего предприятию может быть заключён по его полной стоимости или по определённой доле этой стоимости но не менее 50 балансовой стоимости имущества; по страхованию строений не ниже остатка задолженности по выданным ссудам на их возведение.
8333. История развития вычислительной техники. Классификация компьютеров. Состав вычислительной системы. Аппаратное и программное обеспечение. Классификация служебных и прикладных программных средств 25.49 KB
Состав вычислительной системы. Состав вычислительной системы Рассматривают аппаратную и программную конфигурацию т. Интерфейсы любой вычислительной системы можно условно разделить на последовательные и параллельные. Системный уровень переходный обеспечивающий взаимодействие прочих программ компьютерной системы как с программами базового уровня так и непосредственно с аппаратным обеспечением в частности с центральным процессором.
7666. Учет накладных расходов 14.92 KB
Учет накладных расходов. Состав и экономическое содержание накладных расходов. Порядок распределения накладных расходов. Учет накладных расходов.
7675. Учет расходов в гостиничных предприятиях 29.4 KB
Службы гостиницы и их назначение. Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы ее категорией размером фонда номеров местоположением спецификой гостей и другими факторами. Структура определяет круг обязанностей каждого работника гостиницы...
7701. Особенности учета расходов на рекламу 21.99 KB
Расходы налогоплательщика связанные с получением совокупного годового дохода подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода за исключением расходов не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов подтверждающих расходы связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде в котором они фактически произведены за исключением расходов будущих периодов. А так как реклама это...
5511. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРОФИЛЬ» 97 KB
Расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия и представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств
15735. Учет доходов и расходов экономического субъекта 1.44 MB
Учет доходов и расходов играет важную роль для успешной предпринимательской деятельности организации. А образовательная деятельность является еще и очень важной в развитии будущего поколения страны и ее экономики. Очень важен анализ доходов и расходов, для того, чтобы найти пути решения экономических проблем организации, развития ее деятельности, усовершенствования предоставляемой услуги.
13745. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37.14 KB
Уточнить понятие, сущность и значение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; дать классификацию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; охарактеризовать нормативное регулирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
18456. Учет доходов и расходов предприятия РГП «Костанайводхоз» 118.3 KB
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышение эффективности производства